Как добраться из Дагестана в Чечню
alexio_marziano — 18.02.2022
Покатавшись по Дагестану, возвращаться домой той же дорогой было скучно, поэтому решили съездить в соседнюю Чечню. Тем более, это была последняя республика на Кавказе, где я ещё не был. Очень хотелось побывать на озере Кезенойам и погулять по Грозному.

Из Дагестана в Чечню идёт дорога через перевал у села Ботлих, поднимается до высоты почти 2000 метров, огибает горный массив и через печально известный перевал Харами спускается к озеру КезенойАм, пересекая границу Дагестана и Чечни.
До недавних пор нескольких частей дороги Грозный - Ботлих - Хунзах практически не существовало — они были построены почти 20 лет назад, но за 13 лет почти полностью исчезли из-за обвалов. Лет 5-7 назад началась реконструкция наиболее пострадавших участков. При работах на этом участке дороги в Дагестане впервые использовались технологии, аналогичные применяемым при строительстве трассы Формулы-1 в Сочи.
В 2016 году был открыт обновлённый серпантин. Со стороны Чечни дорога тоже в отличном состоянии. Остаётся без асфальта кусок в 15 км в районе села Анди — самой высокогорной части этой дороги. Но скоро и его доделают.

Прокатимся?
Красота начинается в месте слияния двух рек — Аварское и Андийское Койсу. Здесь начинается река Сулак, давшая название популярному Сулакскому каньону.

По пути попали в большой затор, откуда еле выбрались :)

Не доезжая села Ботлих останавливаемся на развилке. Наша дорога уходит наверх, к перевалу.

Мы поедем мимо села Анди, который дал название этнической группе аварцев — андийцам. Это один из коренных народов Дагестана, у которых есть свой язык.

Вот участок дороги, который сдали в 2016 году. Действительно, очень качественный.

Серпантин петляет, поднимаясь всё выше. На поворотах можно остановиться и насладиться видами Ботлихской долины.

Внизу остаются пройдённые витки дороги.

Угол подъёма в некоторых местах довольно большой. Зимой здесь, наверное, не очень комфортно.

Отбойники есть не везде — при большом желании можно легко улететь вниз.

Выходим на траверс. Подъём уже не такой крутой, серпантин закончился.

Где-то внизу пролетело село Рушуха, и через 6 километров асфальтовая дорога закончилась.

По грунтовке пришлось ехать 12 километров, до самого перевала Харами.

Судя по количеству дорожной техники, и этот кусок скоро покроется асфальтом.

Дорога уже расширена, выровнена и отсыпана щебнем.

Места тут очень живописные.

После подъёма на высоту 2000 метров мы оказались в мире облаков. Вся красота вмиг растворилась в плотной, белой пелене.

Ехать стало уже не так комфортно. Под колёсами появилась размокшая глина.

Выдохнули, когда опять оказались на асфальте.

Спустились на несколько витков и за очередным поворотом наконец увидели Кезенойам.

Мы в Чечне!

Весь путь от Ботлиха до озера занял чуть более часа с остановками на пофоткать. Когда дорога будет полностью готова, она станет одной из самых красивых в России, наравне с Чуйским трактом, как мне думается.
---
Автор фото и текста: Алексей Мараховец
|
|
</> |
Как обшить баню внутри вагонкой своими руками — пошаговая инструкция и советы экспертов Rodno
Планы строительства метро и МЦД до 2036-го года и дальше
Холодец из курицы
О «Железном занавесе» для дорогих россиян Турция — всё?
РобоДент против кариеса
Итало-турецкая война на море, 1911–1912 гг. (часть 3).
Д.А.М. таки НЕразглядел черного кота...
Сергей Эйзенштейн в РОСИЗО
Без названия

