беда, коль пироги начнет печи сапожник


Еще один писатель-фантаст (был еще такой Бушков, но есть и другие), который возомнил себя великим историком - и встал на кривую дорожку разного рода резунов-бешановых-солониных.
Сам я ни разу не историк, тем более не военный, но немножко про советско-финские дела читал, поэтому эпизод про Финляндию и начало войны с ней вызвал у меня полней шее недоумение. Вот он целиком, с комментариями.
"Прежде всего следует напомнить о грубейшей военно-политической ошибке, допущенной советским руководством. Речь идет, разумеется, о неспровоцированном нападении на Финляндию 25 июня 1941 года. Советская и нынешняя официальная российская историография из кожи вон лезет, чтобы доказать, что злокозненная Финляндия во второй раз за два года предательски напала на миролюбивый Советский Союз. Мы не будем разбираться в событиях 1939 года, бог с ней, с деревней Майнила, нас интересует только конец июня 1941 года. И вот здесь выясняется прелюбопытная деталь: никто из пламенных разоблачителей и обвинителей не в состоянии предъявить ни одного документа, свидетельствующего о том, что Финляндия готовила агрессию. Даже позиционирующий себя как строгого приверженца документалистики г-н Исаев вынужден ограничиться невнятным бормотанием про то, что «все знали». «Все знали», «и так видно», «всем давно известно», «говорят, что» — вот единственные аргументы обвинителей. Вытаскивают на свет какие-то карты с Финляндией «от моря до моря», но мало ли чего пубертатные подростки, измученные спермотоксикозом, намазюкают. Вот пакт Молотова—Риббентропа — это документ, и карта за подписями высоких договаривающихся сторон — это документ. А здесь увольте, вы можете показать хоть один документ за подписью Маннергейма, Рюти, Таннера? Если нет, так лучше помолчите. (А.К. - Больных не знает, а я вот знаю - потому что читал у финских авторов, что в конце августа-начале сентября 44-го, когда Финляндия выходила из войны, над госучреждениями этой страны стоял плотный черный дым - жгли документы - при этом тоннами, в первую очередь - документы о подготовке к войне против СССР и сотрудничестве Финляндии с Гитлером).
Как реагировать на «доказательства» в виде знака хакаристи, который называют финской свастикой, я просто не знаю. Кстати, хакаристи и сегодня можно видеть на знамени финских ВВС, так что, это означает, что Финляндия — это фашистское государство?! Про приказ войскам Юго-Восточного фронта № 213, изданный в 1918 году, вообще постараемся забыть. Действительно, как смотреть на нарукавный знак бойца Красной Армии, на котором красуется желтая свастика?!
(А.К. - Национал-социализм не был идеологией финляндского государства в то время, но известная симпатия к гитлеровскому режиму имела место быть - от финских добровольцев в СС до антисемитизма, но самое главное - это зашкаливающий антикоммунизм, анисоветизм и русофобия - доходящая до расизма).
С особой энергией опровергается теория о «Войне-продолжении» и утверждение о том, что Финляндия воевала рядом с Германией, но не вместе с ней. А ведь на самом деле так оно и было. (А.К. - Стремление российских авторов быть святее папы римского умиляет - в самой Финляндии есть авторы, которые называют термин "война-продолжение" нелепой попыткой прикрыть неприятную истину союзничества с Гитлером. Особенно это трогательно учитывая немецкие войска на Севере Финляндии, которые воевали именно вместе с финнами, координируя свои усилия - были примеры и прямого подчинения одних частей другим). В отличие от антигитлеровской коалиции страны Оси представляли собой прекрасную иллюстрацию к известной басне про лебедя, рака и щуку. Их действия были совершенно несогласованными, союзников часто ставили перед свершившимся фактом. Примеры? Сколько угодно. Вспомним хотя бы нападение Италии на Грецию, которое в результате привело к тому, что Германия оказалась вынуждена спасать незадачливого союзника, а начало вторжения в Советский Союз было отсрочено из-за балканской авантюры. Кстати, тут нельзя не напомнить о миролюбивой политике Советского Союза, который в ходе борьбы против фашизма разорвал дипломатические отношения со всеми государствами, подвергшимися фашистской агрессии: 9 мая 1941 года — с Бельгией, Норвегией и Югославией, а 3 июня — с Грецией. Именно так нужно искать себе союзников.
Или вот нападение японцев на Пирл-Харбор, после которого Германия и Италия объявили войну США, а вот Япония даже не подумала ввязываться в войну против СССР. Такая вот у них была координация действий и усилий. Кстати, Муссолини несколько раз совершенно официально заявлял, что ведет свою собственную войну, а Германия тут как бы ни при чем.
Но вернемся к делам финляндским. Сначала наши историки вообще отрицали факт воздушного налета 25 июня, потом были вынуждены признать его, моментально придумав объяснение: мы пытались превентивно нейтрализовать немецкую авиацию на финских аэродромах. Однако здесь случилась промашка ужасная, немецкой авиации на финских аэродромах не было. Нет, если говорить строго, кое-какие самолеты обнаружили, целых 6 дальних разведчиков, а вот немецкие боевые самолеты прибыли в Финляндию только летом 1944 года, и то ненадолго. Поэтому разглагольствования о «спасении Ленинграда от финских налетов» тоже заглохли достаточно быстро. В результате пришлось признать, что Финляндия сама оказалась жертвой нападения, вынужденной начать военные действия против своей воли. Поэтому те же Соединенные Штаты так до самого конца войны Финляндии не объявили, президент Рузвельт ограничивался нравоучительными сентенциями и мудрыми советами. Англия, правда, войну Финляндии все-таки объявила, хотя фактически никаких враждебных действий не предпринимала. (А.К. - Про бомбежку Петсамо английской авиацией Больных не слышал).
Так или иначе, но финская армия, протянув резину до августа, перешла границу, достаточно быстро заняла утраченные территории и уперлась в линию Карельского УР, который был значительно прочнее хваленой линии Маннергейма. Правда, финны наступали и восточнее Ладожского озера, где вышли на рубеж реки Свирь и тоже остановились. В конце октября 1941 года активные боевые действия завершились всерьез и надолго. (А.К. - Это не так - в декабре финны захватили Повенец и перерезали Беломоро-Балтийский канал). Финские войска заняли прочные естественные оборонительные рубежи (А.К. - Надо полагать ими Больных называет захваченную финнами Заладожскую Карелию с Петрозаводском, никогда Финляндии не принадлежавших) и дальше двигаться не собирались, но вот о том, что залезать на советскую территорию все-таки не следовало, финское руководство как-то не задумалось.
Барышников Н.И. - Блокада Ленинграда и Финляндия 1941-1944
Павел Сутулин - Финляндия - жертва или агрессор
Надо сказать, что проблема наших историков, пишущих о советско-финляндских войнах, к сожалению в незнании финского - языка реально крайне трудного - поэтому в отличие от тех, кто занимается германской составляющей, огромный пласт литературы уходит мимо. Но это уже другой вопрос.
|
</> |