БАРЬЕР

Я не скажу, что паранормальная притча Христо Христова “Барьер” мне шибко понравилась, но вот заинтересовала неслабо. После просмотра меня охватила буря противоречивых чувств, от презрения до недоумения, коими я спешу сейчас поделиться.
1. Совершенно непонятно, каким образом герои фильма на словах исповедуют невинность в степени святой наивности, нравственность строителя коммунизма, христианнейшее целомудрие, но при этом неистово и безостановочно показывают друг другу волосатые письки и эрегированные фаллосы. В ЖЖ у меня есть скриншоты, но в Фейсбуке, за это банят.
2. В 2021 году каждая третья девица или является или изображает из себя крылатую Ассоль, альтернативную ведунью, девочку-индиго, хрупкое создание, сознанием мало отличающиеся от 11-летнего ребёнка, который сидит на подоконнике, пьет утреннее капучино и мечтает гулять с зонтиком под дождем в Калахари. Однако, в 1979 году таких было еще мало. Это было в диковинку. Из уст главной героини Доротеи ниагарским потоком льется какой-то “девочковый” делирий. Порой ее речь напоминает афоризмы Ренаты Литвиновой, которая только, что прошла сеанс лоботомии. “Нет! Человек произошел от птиц!”, “И все-таки ты найдешь свою полянку, ав-ав”. “Не знаю, стоило ли превращаться из лебедя в человека”, и так далее, и тому подобное весь фильм.








3. Под конец Советской Власти небывалый размах в стране диалектического материализма получил оккультизм, ойронетика, телекинез, телепатия, снежные люди и Бермудские треугольники. Помню все эти диспуты о том, что “Йоги преодолевают гравитацию”, “Каратист из тайного монастыря одним пальцем пробил бетонный бункер”, “А Зоя так и с иконой и застыла, и ее даже с отбойным молотком не могли сдвинуть с места”. Все в этом фильме намазано жирным слоем эзотерики. Собственно название “Барьер” – как раз о том, что современный интеллектуал 1979 года должен преодолеть “Барьер”, выйти в астрал, то есть в окно 16-этажного дома. А кто не выйдет, тот мракобес и бумер.
4. Весь фильм посвящен суровому осуждению педофилии и домогательств к умалишенным старшеклассницам со стороны граждан мужского пола. Но, если гражданином является импозантный Смоктуновский, он же композитор Антоний Манев, Альтер-эго классика болгарской литературы Павла Вежинова, с персональным авто и в квартире с дорогими обоями и, самое главное, не он чужд астральщины, то он может вые-ть малолетнюю Доротею. Более того, он по мысли авторов, он даже и должен ее вые-ать, это его творческий долг, иначе он снова отсталый бумер. Собственно, это второй “Барьер”, который должен преодолеть пенсионер Юрий Деточкин.
5. Как вы уже поняли, фильм - это экранизация автобиографической повести болгарского сочинителя Павла Вежинова, который прославился тем, что у него в молодости под окном многоэтажки разбилась молодая жена. Тут дело уже приобретает нездоровый оборот. Было следствие, но в 1939 году ничего никто не доказал.
6. И этот фильм и вообще болгарские, венгерские, польские киноленты 60-70-х годов подкупают своей интеллигентностью и даже аристократизмом. Тут нет зомби, марсиан, трупов, крови, слез и пистолетов. 3 часа по экрану ходят какие-нибудь библиотекарша и инженер, или училка и хирург и рассуждают о том, что “нынче романтизма мало”. Любо!
7. Собственно, имена протагонистов фильма Антоний и Дорофея являются отсылкой к Святому Антонию и Святой Дорофее Кесарийской. Всем известен триптих Иеронима Босха “Искушение святого Антония”. Сюжет триптиха — сверхъестественные искушения, которым подвергся святой Антоний во время пребывания в египетской пустыне — широко распространён в западноевропейском средневековом искусстве и литературе. Собственно фильм есть парафраз истории зарождения монашества. А кроме экранизации повесть Вежинова стала еще и балетом “Антоний и Доротея”.
8. Антоний Вели́кий - раннехристианский подвижник и пустынник, основатель отшельнического монашества. Святой Антоний художественно-символически изображается с посохом, имеющим форму тау-креста, с колокольчиком для отпугивания бесов; иногда рядом с ним свинья; греческая буква тау может украшать его одеяние. Родился в коптской семье благородных и богатых родителей, воспитавших его в христианской вере. Святой уже с детских лет отличался исключительным благочестием. Когда умерли его родители, Антонию было двадцать лет и у него на руках осталась малолетняя сестра. По преданию, однажды войдя в храм, он услышал евангельские слова: «Если хочешь быть совершенным, иди, продай имение твоё и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на Небе, и иди вслед за Мной» (Мф. 19, 21).
Согласно преданию, святая Дорофея была жительницей Кесарии Каппадокийской. Дорофея была благочестивой девицей-христианкой, отличалась большой кротостью, смирением, целомудрием и данной от Бога премудростью, удивлявшей многих. Во время гонения на христиан императора Диоклетиана правитель Саприкий подверг её истязаниям. Не сломив её воли, правитель отдал её двум женщинам-сёстрам, Христине и Каллисте, которые раньше были христианками, но, убоявшись мучений, отреклись от Христа и стали вести нечестивую жизнь. Он приказал им уговорить святую Дорофею принести жертву языческим богам. Однако женщины, убеждённые Дорофеей, что милосердием Божиим даруется спасение всем кающимся, раскаялись и снова обратились ко Христу. За это их связали спинами и сожгли в смоляной бочке. Святые сёстры Христина и Каллиста страдальчески скончались, принеся покаянную молитву Господу и искупив грех отступничества.
Дорофея вновь была подвергнута мучениям, претерпела их и приняла смертный приговор. Когда святую вели на казнь, некий учёный человек по имени Феофил с издёвкой сказал ей: «Невеста Христова, пошли мне из сада жениха твоего розовых цветов и яблок». Перед смертью святая попросила дать ей время помолиться. Когда она окончила молитву, ей предстал ангел в виде прекрасного юноши и подал на чистом полотне три яблока и три розовых цветка. Святая попросила передать всё это Феофилу, сказав, что встретит его в саду, после чего была усечена мечом.
Получив благодатные дары, недавний гонитель христиан был поражён, уверовал в Христа и исповедал себя христианином. Подвергнутый за это жестоким истязаниям, святой Феофил принял мученическую кончину через усечение мечом.


|
</> |