Балтика, послесловие
george_rooke — 21.06.2023 Итак, решил не долбать ни себе, ни людям мозг, сделал все как обычно.Док.
Док плюс картинки.
ПДФ.
Собственно рассылка уже началась, как обычно, ЖЖ пропускает по примерно 20-25 писем за раз, так что те, кто вкладывались в "новостройку" - не беспокойтесь - думаю - за недельку все разошлю.
Спасибо всем, кто принял участие в проекте.
А пока же хотелось поговорить вот о чем.
Те, кто получил основной текст, видели, что я закончил его на радостной ноте - Россия, совершенно случайно сама для себя, стала гегемоном на Балтийском море. Шведский флот сточился под ноль во время войны 1808-1809 годов, датчане, строго по горьковскому соколу, "познали счастье и храбро бились", но сточили свой флот в войне с Англией, и в результате на Балтике оказалась только одна держава, имеющая 20+ линейных кораблей.
Собственно, приложение и показывает, как Россия распорядилась этой силой. И получилось, что начали за здравие, а кончили... ну как обычно кончили.
Если это может успокоить - "сами взорвали "Корейца", нами потоплен "Варяг".
Смотрите сами.
На 1853 год Балтийский флот составлял 26 линейных кораблей, 9 фрегатов, 9 пароходов плюс мелкие суда.
На 1856 год – 22 корабля, 14 фрегатов, 11 пароходов, около 60 паровых канонерских лодок, плюс мелкие суда.
На 1861 год – 11 линейных кораблей, 5 фрегатов, и мелкие суда (даже это количество примерно равнялось соединенным силам Дании и Швеции).
Чем же мы занялись потом?
Россия решила… копировать западные нововведения с 5-…7-летним отрывом. И начала переделку своих парусных кораблей в винтовые. Так, были оснащены паровыми машинами парусные линейные корабли 74-пушечные «Константин» и «Выборг» и 84-пушечные «Гангут» и «Вола», однако сделано это было на таком уровне, что корабли даже и порта выйти не могли. Построенные новые винтовые 84-пушечные «Орел» и «Ретвизан» и 11-пушечный «Император Николай I» обладали плохой мореходностью, даже при малейшем волнении нельзя было использовать нижние пушечные порты.
И строилось это все тогда, когда Франция заканчивала постройку «Глуара», а Англия – «Уорриора». Наверное, в этой ситуации следовало бы остановиться, подумать, что можно сделать с теми деньгами, какие есть, и с теми технологиями, которые доступны.
Но нас несло. Ибо пару раз опоздав, мы начали... жаловаться на свою горькую судьбинушку.
Вот Константин Николаевич: «…Переворот в кораблестроении совершенно изменил отношение морских сил России к силам морских держав… Мы находимся ныне в положении беззащитности с моря, и не только наступательная, но и оборонительная война с морскими державами в настоящее время для России невозможна». Вот Директор Канцелярии Морского министерства К.А. Манн: «Это было постоянное пересоздание флота на началах, каждый раз не имеющих ничего общего с прежними… Корабельная архитектура была поколеблена в самых существенных своих основаниях».
Дальше - больше. Устав печалиться, мы открыли новую военно-морскую стратегию.
Раз Морштаб не может осмыслить прогресс в военном деле и совершенно не знает, куда двигаться, в определенный момент решили просто – а… не будем ничего строить вообще. Мол, промедление с внедрением броненосного судостроения в России - это вполне мудрая политика, направленная на изучение чужого опыта использования нового типа кораблей. Адмирал И.Г. Бутаков: «Мы, русские, находимся в счастливом положении беспристрастных свидетелей этих споров, доходящих до крайних пределов раздражительности и вызывающих в печати самую яростную борьбу страстей».
Заметили? Даже кайф от этого начали получать.
Но, курва-жизнь, все равно показала, что уход от проблем - не есть решение проблем.
И в 1863 году, во время восстания в Польше, жаренный петух-таки клюнул. И что-то более-менее осмысленное Россия начала строить лишь в 1867 году. На 1871 год российский Балтийский флот имел в своем составе 23 броненосца – сила вроде бы немалая. Но… опять проблема, эти броненосные суда были столь разнородны, со столь разными характеристиками, что использовать их вместе не представлялось возможным. Если же из этого количества вычесть мониторы и броненосные лодки, пригодные лишь для действий в мелководьях, то для работы за пределами «Маркизовой лужи» Россия имела 12 броненосных кораблей, из них три – медленные самоходные батареи со слабыми двигателями.
Так и получилось, что Россия сама сдала роль гегемона на Балтике, и к 1880-1890-м годам это звание постепенно начало переходить к Германии. Впрочем, "это уже совершенно другая история".
А в этой части русский флот занимает примерно 80% всей писанины.
Такие дела.
Ну а я с завтрашнего дня сажусь дописывать Хроники Английского Кавказа. Надо использовать отпуск по полной)
|
</> |