Балтика, приложение
george_rooke — 20.06.2023 Ну что?Приложение по Балтике написано.
Возник вопрос - нужно ли делать версию с картинками или нет?
С одной стороны - все-таки 50 страниц формата А4, если 12-м шрифтом.
С другой стороны....
Может ну их на фиг? Балтийское море не менялось всю эпоху, тем, кто основную книгу прочитал - наверное уже каждый закоулок его известен.
В общем, ставлю на голосование. Ну а что б не скучали - вот вам отрывок)
Флот по мысли Меншикова должен был быть разделен на 3 дивизии и 9 бригад, по 3 корабля в каждой бригаде. 3 бригады составляли дивизию. Таким образом, Балтийский флот должен был иметь 27 линейных кораблей, плюс 1-2 «прибавочных» (запасных).
Этому способствовало увеличение выделения средств на кораблестроение, если в 1826 году на флот выделили 21.8 млн рублей, то в 1830 году – уже 31.6 миллиона рублей. Благодаря обеспечению верфей рабочей силой и материалами с 1827 по 1830 годы на воду было спущено 17 линейных кораблей, 16 фрегатов, 18 бригов и 30 мелких судов.
В результате на 1830 год Балтийский флот имел боеспособными 28 кораблей и 17 фрегатов. С целью поддержания линейных сил в полном комплекте Комитетом было решено строить в год 2 линейных корабля, 1 фрегат и 3 мелких судна на Санкт-петербургской верфи, и 1 линейный корабль и 1 фрегат на Архангельской верфи.
Таким образом, видно, что «срок жизни корабля» был определен в 9 лет.
Итак, 1830 году Россия получила на Балтике искомые 28 кораблей. Но дальше начались проблемы. И вопрос был самый простой – что делать с обветшалыми кораблями – чинить, или строить заново? Проблема была в том, что часть кораблей не выдерживали заданного строка службы в 9 лет, и поэтому их стали ремонтировать, на что отвлекались запасы материалов и рабочая сила. Вместе с истощением и удорожанием корабельных лесов, а так же с возросшей проблемой их транспортировки, темпы строительства начали снижаться.
И в 1838 году Балтийский флот насчитывал уже не 28, а 24 линейных корабля, но и из этих 24 кораблей тот же 74-пушечный «Бриен» уже фактически находился в ремонте, а «Арсис», «Кацбах» и «Кульм» готовились к нему.
Дело можеть быть и сошло бы на нет, но как раз в 1838 году царь Николай I приказал «в присутствии генерал-инспектора Флота»[1] вооружить и вывести в море для маневров все три дивизии Балтийского флота. На тот момент шла турецко-египетская война, непонятная ситуация была с Францией, и царю было необходимо продемонстрировать свою силу на море.
Каково же было удивление Николая, когда генерал-интендант флота М.Н. Васильев фактически снял с себя ответственность, высказав государю в переписке, что то, что требует он, сделать невозможно.
Понятно, что царь обратился к морскому министру Меншикову, который 13 января 1839 года выдал следующую резолюцию:
«1) составить расписание исключенных из флота и ныне действующих судов с указанием года постройки.
2) по соображению лет службы тимберующихся и исключенных вывести:
а) средние число лет службы на Балтике.
б) примерные сроки, по которым корабль должен тимбероваться и исключаться из списков.
3) Из этих данных определить, сколько кораблей должно поступать на флот каждый год.
4) Составить примерный расчет, когда будут готовы тимберуемые корабли.
5) И когда будут известны средний срок службы кораблей и число тимберующихся кораблей, дать ответ, сколько кораблей нужно заложить, когда они будут готовы и сколько будет потребно лесов».
В очередной раз созванный Комитет по Преобразованию флота, констатировал, что: «не наблюдается «дальнейшей точности» в распределении людей на работу»; «в силу климатических условий, постройка зимой на открытых эллингах несет «немалое изнурение в здоровье и силах» рабочих, «от чего естественно теряют они охоту к трудам и рвению»«; «плотничные инструменты неудовлетворительного качества», «не составляя собственности рабочих, эти инструменты содержатся в неисправном состоянии». К этому добавляются «недостаточная механизация верфей», «отсутствие даже применения лошадей (где это возможно и выгодно) для замены человеческой рабочей силы», «низкие оклады жалования рабочих и недостаточность выдаваемой им одежды». Прибавим к этому низкий технический культурный уровень самих рабочих – неприглядная картина, правда?
Тем не менее, Меншиков на основании полученных отчетов составил кораблестроительную программу на 1839-1843 г.г., согласно которой предполагалось тимберовать три корабля, и построить линкор в Архангельске, и два линкора в Санкт-Петербурге. Вместе с достраивающимися 120-рушечным кораблем «Россия» и 74-пушечным «Лесное» Балтийский флот получал искомые 27 кораблей.
И опять – извечный вопрос – строить или тимберовать? Так, тот же самый кораблестроитель И.А. Амосов отмечал, что новые корабли на Балтике служат 8-9 лет, а вот тимберованные – всего 3-7 лет (в среднем - 5). Получается, что строить новые выгоднее, причем, если взять отрезок всей жизни корабля – то выгоднее в том числе и финансово.
Но царь (мечтая сэкономить на флоте) осторожно поинтересовался у кораблестроителей, а можно ли сделать так, чтобы корабли служили побольше, а денег на их строительство и ремонты тратилось бы поменьше?
|
</> |