Баллада о книжных детях. Завершение
anlazz — 21.11.2020 Наверное, после того, что было сказано в предыдущем посте серии, для многих перестанет быть загадкой вопрос о том, почему же «самая читающая и самая образованная страна в мире» в конце своего существования так рьяно «бросилась» в бездну лженауки и мистицизма. Причем, в «авангарде» данного процесса оказались наиболее образованные и «продвинутые» слои советского общества. (Например, те же «банки с водой» у Кашпировского или Чумака заряжали многие представители не только гуманитарной, но и технической и даже научной интеллигенции.)Данный момент антисоветчики обычно сводят к тому, что никакого реального образования в СССР не давали и что советские кандидаты наук были исключительно «дутыми». Однако понятно, что к реальности это не имеет никакого отношения. И не только потому, что на том же «благословенном Западе» большая часть «культурного слоя» так же западала по разного рода «эзотерическим учениям», а топ-менеджеры крупных корпораций ездили «на поклон» к индийским гуру. (Об этом феномене, кстати, надо будет так же поговорить отдельно.) Но и потому, что указанное «некритическое отношение», которое советские образованные слои проявили в конце 1980 годов ко всевозможным «экстрасенсорным способностям» и «невероятным фактам» целиком и полностью вытекало из описанного в прошлом посте состояния «информационной сверхпроводимости». И была неизбежным последствием этого, в целом, положительного явления.
Напомню, что эта самая «сверхпроводимость» была связана с тем, что в советской инфосфере были очень сильно ограничены «области лжи». Которые чуть ли не целиком и полностью концентрировались в т.н. «официозе»: разнообразные «передовицы», речь «вождей» и начальства, партийная литература и т.д. – все это, действительно, требовало более, чем осторожного восприятия. (Впрочем, в условиях советской действительности «образца 1970 годов» можно было спокойно принимать ее за чистую ложь – никаких проблем от этого не возникало.) Впрочем, были, конечно, и «бытовые проявления» обмана: продавец в магазине мог обмануть – правда, «в систему», как сейчас, порча продуктов не входила – могли обмануть при распределении путевок в санаторий, жена могла любовника завести, ну и т.д., и т.п.
Однако были и места, обман в которых ожидать было бы странным. Просто потому, что он там был не нужен. Ну, в самом деле, какой смысл обманывать в научной публикации? В художественной или «нонфикшн» книге? В школьном учебнике? (Если исключить поминание пресловутых «вождей».) В телепередаче? Да-да-да, даже в последней – как это не абсурдно прозвучит на текущий момент. Просто потому, что непонятно, в чем в этом случае состоял бы «выигрыш» телевизионщиков. Ведь – как уже говорилось – обман это «нормальная технология» в конкурентной борьбе, а с кем в СССР конкурировали ученые, писатели, телережиссеры или, скажем, врачи? (Имеется в виду, в советское время – поскольку сейчас-то понятно, с кем и как.) Поэтому восприятие подобных источников было некритическим, что, во-первых, позволяло резко снижать затраты на восприятие информации. А, во-вторых, усиливало информационный обмен, повышая тем самым способности разумных существ к консолидации.
* * *
Наверное, отсюда уже становится понятным: в чем же была проблема подобного состояния. А именно: в том, что в указанном состоянии любые, более-менее «комплементарные» к культурному уровню населения «идеи» могли стать «сверхидеями». В том смысле, что оттранслироваться на всю имеющуюся массу людей – особенно тех, кто был связан, в основном, именно с этой самой области «чистой информации». Т.е., на уже указанный «культурный слой», который привык к «информационной работе» с минимальной долей лжи. Кстати, в данном случае не требовалось даже злого умысла: скажем, пресловутый Кашпировский, судя по всему, всерьез был уверен в наличии у себя каких-то «способностей». Просто потому, что, во-первых, в данное время (вторая половина 1980 годов) все еще существовала «научная трактовка экстрасенсорики». Т.е., и у нас, и на Западе авторитетные научные источники считали, что за этим самым словом действительно стоит реальный феномен. (ИМХО, только «эксперимент 1990 годов» показал, что никакого феномена – за исключением прямого или косвенного обмана – там нет.) Ну, а во-вторых, поскольку в указанном положении немедленно была установлена «положительная обратная связь». То есть, на телевидение и самому Кашпировскому (или Чумаку) начали пачками приходить письма о том, «как быстро и качественно помогло». Почему «помогло», думаю, так же всем понятно: ипохондрию и самовнушение никто не отменял, и в СССР они были так же актуальны, как и теперь.
Впрочем, касалось это не только «телегипнотизеров». На территории страны тогда возникло огромное количество всевозможных «целителей», впоследствии перешедших в разряд «колдунов» и «религиозных учителей». Причина этого была та же: советские люди просто не понимали, что это все могло быть чистым обманом. (Нет, конечно, многие «недоверчиво» относились к данному действу, но все же, думали о том, «что в этом что-то есть». О том, что там вообще ничего не было – и что все «реально выздоровевшие лица» могли быть только проплаченными «актерами» - никто даже предположить не мог.) Причем, тут сразу стоит отметить, что этот самый чистый обман, в общем-то, обходился поверившим в него крайне дешево. Да, именно так: все эти «кандидаты наук», ставившие банки перед телевизором, а равно и приходящие на «сеансы психотерапии» дамы бальзаковского возраста практически ничего не теряли. Ну, может быть, цену билетов в последнем случае – которая была хотя и высокой, но не критичной для жизни – вместе с потраченным временем.
* * *
Но это, разумеется, уже совершенно иная тема, о которой надо говорить уже отдельно. Пока же, завершая вышесказанное, модно только отметить, что подобное последствие созданного в советское время «мира без лжи» является одним из самых ярких примеров диалектичности окружающей реальности. В рамках которой любые победа неизбежно порождают проблемы – как бы с т.з. «здравого смысла» не казалось, что ситуация обратна. И поэтому после любых достижений просто необходимым является подготовка к подобным последствиям, кои могут с легкостью уничтожить все положительные результаты побед. Впрочем, тут сразу же надо сказать, что обыкновенно указанные победы способствуют и появлению способов компенсации создаваемых проблем, так что особой беды тут нет. Необходимо только помнить о данном эффекте и заниматься его устранением немедленно после появления. А лучше – еще до того, как он проявился.
P.S. Кстати, указанное явление - а именно, распространение в советской "инфосфере" неких деструктивных, по сути, идей, а так же связь их с "информационной сверхпроводимостью" - имело последствиями не только "любовь к экстрасенсорике". Но и еще более неприятные последствия.
|
</> |