Багажная дверь Airbus-320

топ 100 блогов engineering_ru12.08.2014 Знакомая всем картина.
Багажная дверь Airbus-320

И именно поэтому мы сегодня внимательно смотрим на багажные двери Airbus-320.

Ликбезнимся:
Багажники находятся под полом пассажирского салона.
Багажные двери на самолёте, как правило, находятся по правому борту.
И их обычно примерно две :)
Багажная дверь Airbus-320
Вот они вам улыбаются красненьким.
С точностью до целых дело обстоит так только на коротких самолётах типа A319 и A318.
На A320 и A321, как более длинных, к двум красненьким добавляется ещё небольшая дверка, обведённая на рисунке синеньким.
Она нужна для доступа в самую заднюю часть заднего багажника - так называемый Bulk cargo (то есть, навальный багажник).

Сразу замечу, что в данном постике мы рассматриваем в основном устройство багажных дверей и относящиеся к этой теме близлежащие подробности.
Об устройстве Эйрбасных багажников я, может быть, тоже когда-нибудь сварганю отдельный пост. А сейчас буду касаться той темы лишь в меру необходимости, без особых углублений.

Итак, по количеству дверей мы определились.
Теперь по приводу.
Дверь навальной части багажника устроена примерно так же, как и уже знакомая нам багажная дверь Boeing-737.
То есть, там есть выдвижная ручка, которая приводит ролики, заходящие в пазы проёма двери.
Багажная дверь Airbus-320
Принцип работы совершенно такой же, как на 737.

Иначе сделано на основных, больших, дверях A320.
Передняя и задняя двери конструктивно похожи и принципиально не отличаются.
Эти двери значительно больше и тяжелее, чем на 737.
Такая дверь приводится двумя гидроцилиндрами, находящимися под потолком проёма двери.
Багажная дверь Airbus-320
Гидрожидкость подаётся от электрического насоса жёлтой гидросистемы (это условное название Airbus и к цвету жидкости отношения не имеет).
Управление открытием и закрытием двери производится гидравлическим краном, находящимся в лючке внизу фюзеляжа, позади каждой основной багажной двери.
Багажная дверь Airbus-320
Этот кран виден посредине фотки, чуть выше.
При повороте крана от среднего положения включается насос жёлтой гидросистемы, и жидкость под давлением поступает, в зависимости от положения крана, на открытие или на закрытие багажника.
Насос будет продолжать работать ещё примерно 10 с после отпускания крана.
В лючке также заметен тумблер и лампочка (справа).
Индикаторная лампа загорается при достижении дверью полностью открытого положения.
А тумблером управляется лампа освещения зоны загрузки перед дверью.
Эта лампа находится возле багажной двери, в потолке.
Багажная дверь Airbus-320
(середина фотки)

Кстати, открою тайну.
Это - фотка заднего багажника.
За металлической панелью ниже лампы находятся блоки радиовысотомеров.
А их антенны - внизу фюзеляжа под багажником.
(только - тс-с! - никому! )

Интересной особенностью работы жёлтой гидросистемы является распределение жидкости при открывании багажников.
Дело в том, что при обычных условиях, в полёте, работают все три самолётные гидросистемы - зелёная (G), жёлтая (Y) и синяя (B).
Каждая гидросистема питает своих потребителей. При этом некоторые важные агрегаты могут работать от двух гидросистем сразу - на случай отказа какой-то.
Так вот, при открытии багажников жидкость от насоса поступает только к гидроцилиндрам дверей.
И ещё в одно место. В гидроаккумулятор аварийного и стояночного торможения.
Давление в нём можно посмотреть на приборе в кабине.
Багажная дверь Airbus-320
(нижние стрелки - давление в тормозах, верхняя - в гидроаккумуляторе)

Дверь вверху подвешена шарнирно на большой и толстой рояльной петле:
Багажная дверь Airbus-320

В открытом положении она висит практически горизонтально.
Багажная дверь Airbus-320
Внутри гидроцилиндров есть замки, поэтому в таком положении дверь не давит на гидрожидкость, а вес передаётся через конструкцию гидроцилиндров.
При закрытии двери давление сначала подаётся в полость открытия, дверь слегка приподнимается, снимается с замков, и потом опускается от подачи гидрожидкости в полость закрытия двери.

Передние двери на всех самолётах семейства A320, можно сказать, одинаковые (исключая A318, где она узкая; но это самолёт вообще особый и мало распространённый).
А вот задние немного различаются.
На A321, как на самом длинном, задняя дверь такая же ровная, как и передняя.
Это потому что она находится далеко от центроплана.
На A320 фюзеляж короче, и задняя дверь уже близка к центроплану.
А там находится обтекатель брюшка.
И небольшую часть этого обтекателя вынуждены были прилепить на переднюю часть двери заднего багажника.
На A319, как на ещё более коротком, пришлось вешать ещё бОльшую часть этого обтекателя:
Багажная дверь Airbus-320
(горбик на передней части двери)

Когда дверь открыта, из неё видимо торчит.
Багажная дверь Airbus-320
Это - ручка отпирания и запирания двери.
Она может быть как новой конструкции (как выше), так и старой (фото ниже):
Багажная дверь Airbus-320
(обратите внимание на красные и зелёные метки)

При закрытой двери ручка утоплена заподлицо с поверхностью.
Багажная дверь Airbus-320

Для открытия надо нажать дверцу на этой ручке, ухватить ручку и повернуть на себя наверх.
При этом сначала открывается внутрь небольшая дверца в обшивке двери.
Багажная дверь Airbus-320
Как уже, наверное, понятно, эта дверца сообщает пространство багажника с атмосферой перед его открытием.
Это нужно для снятия усилия с двери.
Так как дверь имеет большую площадь, то избыточное давление наддува кабины (если оно не стравилось полностью после посадки) давит с большой силой на дверь.
Если его не стравить, и попытаться открыть дверь, некоторые люди могут сильно удивиться ею по голове.
Изнутри эта дверца ограждена для предотвращения попадания под неё предметов из багажника при закрытии, ну и вообще чтобы не повредилась грузом.
Багажная дверь Airbus-320

Далее мы переходим к заключительному и наиболее волнующему.

После открытия этой дверцы отпирающая ручка приводит замки, удерживающие дверь закрытой.
Этих замков шесть, и они являют собой массивные крюки,
Багажная дверь Airbus-320
цепляющиеся за кронштейны на проёме двери.
Багажная дверь Airbus-320

Вот эти крюки крупнее:
Багажная дверь Airbus-320
Справа от крюка - регулируемый упор двери.
В нижней части крюка, возле оси его поворота, наблюдаем пресс-маслёнку для запрессовки консистентной смазки в шарнир.
Таких маслёнок по всему механизму хватает.
Выше крюка заметен резиновый уплотнитель.
Он проложен по периметру двери и имеет отверстия, направленные вовнутрь периметра двери.
При повышении давления внутри самолёта полость внутри уплотнения будет сообщена с багажником и наддута по отношению к забортному пространству.
От этого уплотнитель прижмётся к проёму двери и таким образом предотвратит утечку воздуха изнутри багажника наружу.

Посредине нижней кромки двери, между крюками, находится... они зовут его интерлок :)
Багажная дверь Airbus-320
Этот механизм предотвращает поворот ручки закрывания двери, пока багажная дверь не полностью закрыта.

Положение запирающих крюков можно проконтролировать визуально через окошечки в обшивке двери:
Багажная дверь Airbus-320
(горизонтальный ряд круглых тёмных окошечек со следами)
На валах привода замков есть красные и зелёные метки.
При открытом положении замков в окошечках видны красные полоски:
Багажная дверь Airbus-320
После закрытия двери все окошечки должны быть зелёными.
Обычно закрывающий багажник и/или выпускающий самолёт человек их проверяет.

Примерно посредине передней и задней боковой поверхности двери есть отверстие.
Багажная дверь Airbus-320
Из этого отверстия при закрытии двери высовывается штырь и входит в соответствующее отверстие боковой части проёма.
Багажная дверь Airbus-320
Эти штыри не дают двери прогибаться посредине от давления воздуха.
Как видим, они тоже смазаны.
Приводятся замки и штыри от одной и той же отпирающей ручки через механизм внутри двери.
Багажная дверь Airbus-320
Также на рисунке мы видим, что дверь имеет типичную конструкцию с поперечным и продольным силовым набором и обшивкой.
Внутри набора сделаны отверстия для перелива конденсата. Он в итоге сливается через небольшие пластиковые шланги, выходящие в нижней части двери, когда она проходит через вертикальное положение.
Сторона двери, обращённая к багажнику, закрывается пластиковой обшивкой, крепящейся быстросъёмными замками.

Сигнализация положения дверей выведена на нижний системный дисплей в кабине пилотов.
Багажная дверь Airbus-320
Жёлтым показаны незакрытые двери, зелёным - закрытые.

Сигнал "закрыто или нет" приходит с бесконтактных датчиков в проёме двери:
Багажная дверь Airbus-320
Тут видно, что на этом самолёте датчик всё же немножко контактный :)
Также мы наблюдаем розовые брызги.
Такого, или коричневого, цвета бывает покрытие для защиты от коррозии.
Обычно им обрызгивают проёмы дверей, и вообще многие части конструкции, находящиеся в неблагоприятных условиях.
Покрытие отличается некоторой липкостью, и поэтому, если его заменять не часто, то на него налипает пыль и грязь.
Получается, что обшивка снаружи чистая, а внутри грязная :)

Также некоторое количество датчиков находится внутри самой двери.
В частности, великий и ужасный механизм ручки
Багажная дверь Airbus-320
содержит концевик открытого положения ручки, который не даёт включиться гидронасосу, пока ручка не полностью поднята.
Это вызывает иногда панику у незнакомого с этой особенностью персонала.
Дверь при этом отпирается поворотом ручки, крюки выходят из зацепления, и гидрожидкость под весом двери перетекает из одной полости гидроцилиндра в другую через кран.
А так как насос не работает, то на вертикальном полуоткрытом положении двери всё веселье и останавливается.
В таком случае надо просто слегка подоткнуть ручку двери вверх, и всем наступит счастье.

Если же гидронасос недоступен по каким-то причинам, дверь можно открыть/закрыть с помощью ручного насоса.
Тогда один человек качает ручкой, а второй держит кран, чтобы гидрожидкость поступала в нужном направлении.

И небольшим бонусом пойдёт иллюстрация особенностей проёма при наличии системы контейнерной загрузки багажа.
Багажная дверь Airbus-320

В этом случае добавляются ролики для перемещения контейнеров, и замки, удерживающие контейнеры.
Их будет по два комплекта на каждый багажник.
Багажная дверь Airbus-320
Эти замки перед закрытием двери также должны быть подняты.
Между двумя ними, посредине, есть ручка
Багажная дверь Airbus-320
(с надписью Sill Latch).
Если она не в положении Up, гидронасос также не будет работать.


Вот, вкратце, и всё.

P. S. Как обычно, благодарю компанию Airbus за непредоставленные материалы.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Пишет Staryiy ( staryiy ) Решение по украинскому зерну выглядит как приманка. Готовь сани летом. Аналог этой пословицы есть у каждого народа, но не каждый следует этой ...
Креативный дизайн заднего дворика   Пожалуй, это одна из самых креативных и необычных идей дизайна заднего двора вашего дома, которая точно удивит всех ваших з ...
— Со свекровью у нас отношения такие, нейтрально-вежливые! – рассказывает двадцатисемилетняя Нина. – Я стараюсь держаться от нее подальше! Человек она, к сожалению, очень склонный к негативу и сплетням… Всю беременность мне страшилки носила. Где что услышит, вычитает – сразу ко мне. У ...
Сегодня день рождения моей подруги Люси Овчинниковой, замечательной, нежной актрисы и светлого человека. Люся, как и я, училась у Григория Конского на одном курсе с Марком Захаровым и Лией Элиав а. Уёбишный "Собеседник" написал ...
Обожаю, когда выдается возможность увидеть места, которые сохранились на старых фото и сравнить, как они выглядят сейчас, в цвете. Омск. Было | Стало. Дом товарищества братьев Колмаковых (1901 год). Товарищество имело в Омске свою пристань и торговые места на Базарной площади ...