_zverevvlasov.jpg)
b0gus: Продолжаю серию о судьбе представителей

В первом выпуске был рассказ о судьбе генерала Михаила Тимофеевича Романова.
Сегодня другой комдив - Григорий Александрович Зверев.
_zverev.jpg)
Полковник Г.А. Зверев
Биография Зверева в довоенный период настолько типична, что может служить трафаретом для биографии любого высшего командира страны Советов. Родился в 1900. С 1919 в Красной Армии, воевал против Врангеля, далее командирские курсы, курсы Выстрел, военная академия им. Фрунзе. В 1938 был на грани ареста органами НКВД, на Зверева были показания как на участника контрреволюционного заговора, но улик было недостаточно и до ареста дело не дошло. Участвовал в освободительном походе на западную Украину и в финской войне. В начале ВОВ командир 190 стрелковой дивизии 6-й армии.
И тут начинается самое интересное.
Руководимая Зверевым 190 дивизия приняла бой на старой границе в июле 41-го. Ценой больших потерь, ей удалось задержать продвижение немцев на некоторое время, но не более того. Ведя упорные бои, дивизия отступает. Зверев руководит дивизией жестко, но эффективно - вместе с бойцами ходит в контратаки, личным примером увлекает подчиненных. Когда личный пример не помогает, Григорий Александрович не останавливается перед применением зуботычин и даже оружия в отношении тех, кто потерял стойкость. К началу августа дивизия насчитывает 300 (триста) человек, ко 2-му августа она уже в глубоком окружении вместе со всей 6-й армией. 11 августа от дивизии осталось около ста человек, Зверев ведет их на прорыв из окружения, но в рукопашном бою с немецкими егерями у села Подвысокого комдив попадает в плен. В лагере в Умани Звереву удается воспользоваться неразберихой, переодевшись в солдатскую форму и воспользовавшись документами рядового Шевченко - украинца по национальности, он попадает в группу военнопленных, переводимых в другой лагерь - в Винницу. Там немолодого "солдата-украинца" немцы отпускают домой. Вместе с группой таких же "маскарадников" Зверев направляется в сторону линии фронта. 6 сентября 1941-го он выходит в расположение советских частей в районе Орла.
Далее - арест, следствие, Особый отдел фронта. После проверки Зверева отправляют в Семипалатинск - формировать маршевые полки для отправки на фронт. Он просит направить на фронт его самого - но после проверки Особым отделом в его досье строка - "не рекомендуется использовать в районе боевых действий". Но вода камень точит, в декабре 1942 года Зверева назначают заместителем командира 127 стрелковой дивизии, затем офицером по особым поручениям 350 дивизии. Вместе со своей дивизией полковник Зверев активно бьет врага, во время боев за Харьков командующий 3-й танковой армией Рыбалко назначает Зверева командиром 350 стрелковой дивизии. Харьков взят, и Зверева назначают военным комендантом Харькова. Но следует немецкий контрудар. К 10 марта 1943 года дивизия в окружении. Разбившись на мелкие группы, бойцы выходят из окружения. По их сведениям, подтвержденным разведкой, офицеры штаба дивизии, вместе с комдивом Зверевым, героически погибли при атаке немецких танков на командный пункт дивизии в районе деревни Лизогубово. Гибель Зверева официально подтверждается приказом №07313.
Но Зверев не погиб. Вместе с рядом офицеров своей дивизии тяжело контуженный комдив снова попал в плен. О чем думал дважды плененный полковник неизвестно, но, видимо, очень не хотелось ему снова попадать в руки Особого отдела. Да и шансов повторно пройти проверку почти не было. В июле 1943 года Зверев встречается с Власовым - своим бывшим сослуживцем по 6-й армии, и после обстоятельной беседы дает согласие на присоединение к РОА. Далее - школа пропагандистов, работа по вербовке добровольцев под власовские знамена. В феврале 1945-го Власов назначает Зверева командиром 2-й пехотной дивизии РОА. Звереву присваивают звание генерал-майора. Но фронт катится на Запад и новоиспеченный генерал так и не смог, а может и не захотел, использовать свою дивизию в боевых действиях. Наконец, дивизия доотступалась до австрийского Лиенца. Зверев провел собрание и большинство офицеров и солдат высказалось за сдачу "своим" - Красной армии. Ведь на их руках нет крови, их должны понять, должны простить. Но Зверев так не думал. Распустив дивизию, он, с рядом офицеров, отправился в американскую зону оккупации. Вслед за ними отправился и специальный отряд СМЕРШа. На первых порах американцы разрешали советской контрразведке проводить спецоперации в своей зоне. Ночью дом в котором остановился Зверев со своей любовницей был окружен смершевцами. Бывший комдив отстреливался до последнего патрона, а затем застрелился. Зверев потерял глаз, но не умер сразу, его доставили в советскую зону и там врачи спасли ему жизнь. Так Зверев третий раз за войну попал в плен. На процессе над власовцами Зверев признал свою вину, объяснил предательство чувством отчаяния, о снисхождении не просил. Единственное - попросил расстрелять как солдата, не вешать. Вместе с другими предателями его повесили. "Правда" сообщила об этом 26 августа 1946 года.
_zverevvlasov.jpg)
Зверев справа от Власова на трибунале в Москве.