Б-17 летят на восток, о советско-американском боевом содружестве лета 1944 года.

топ 100 блогов Андрей Лебедев14.07.2011

В начале июня 1944 года американская стратегическая авиация проводила свою очередную бомбардировку военных объектов расположенных на территории союзной фашистам Венгрии, германские истребители как всегда, ожидали американцев на обратном пути, чтобы добивать поврежденные бомбовозы, и атаковать те, которые уже отбомбились, но..... летчики лютфаффе были удивлены, американские стратегические бомбардировщики исчезли все до одного, назад они не возвратились, шеф лютфаффе Герман Геринг был в ярости и отдал приказ найти эти самолеты где бы они не находились. А в это время на Украине в районе Полтавы американцев встречали с цветами и приветствиями их союзники- советские наземные авиационные специалисты, операция «Неистовый Джо» началась удачно.

Теперь мало кто уже помнит, что в начале 1944 года американцам в лице их посла в Советском Союзе Гарримана удалось убедить И.Сталина в проведении совместных авиационных операций, то есть обеспечить американской стратегической авиации возможность сквозного пролета над территорией Германии и ее союзников, что будет содействовать уменьшению потерь и в целом создаст условия для окончательного разгрома фашисткой Германии и ее сателлитов. Американское командование просило предоставить им для базирования шесть аэродромов, по итогам переговоров, советская сторона дала добро на размещение американских бомбовозов, но только на трех аэродромах в городах Полтава,Миргород и Пирятин (все располагались в Полтавской области). На этих аэродромах должны были базироваться около 360 единиц бомбардировщиков Б-17, самые современные и мощные на то время бомбардировщики, каждый нес на себе до 8 тонн бомбовой нагрузки и был вооружен 13 крупнокалиберными пулеметами, экипаж состаял из 10 человек, 6-ть из них были стрелки. Для снабжения этой армады были необходимы колоссальные материальные средства и самое главное подходящие аэродромы . Подготовка аэродромов производилась силами только советских военнослужащих, от американцев в это время в Полтаве находилась лишь оперативная группа офицеров общей численностью всего не более 50-ти человек. За рекордно короткие сроки, всего за месяц!!! Все работы были завершены, американцы были крайне удивлены таким быстрым выполнением такого огромного объема работ, а удивляться было от чего, известно, что только земляных работ было произведено 29 тыс.м куб, это соответствует примерно 500 железнодорожным вагонам, на взлетные и рулежные полосы было уложено 25 тыс. м кв.стальных плит. Все эти три аэродрома были сведены в 169 Авиабазу особого назначения (АБОН) под командованием советского генерала Александра Перминова.
Данная авиабаза функционировала с июня по октябрь 1944 года, в этот период американские бомбовозы взлетали где то с аэродромов расположенных в Великобритании или южной Италии наносили бомбовый удар в центральной или южной Европе, затем приземлялись на Украине в районе Полтавы, где экипажи отдыхали, самолеты обслуживали и готовили в их опасную обратную дорогу. Часть операций проводились совместно с советской бомбардировочной авиацией, так например 6 июня 1944г. был нанесен совместный воздушный удар по аэродрому противника в порту Галац в Румынии, американские бомбовозы во время их пролетов в зоне ответственности советской авиации встречали, прикрывали и сопровождали советские истребители. Наземное техническое обслуживание и подготовку американских самолетов к вылетам на базе, осуществляли смешанные команды, однако в своем большинстве состоявшие из советских военнослужащих, это было поистине настоящее содружество по оружию, из воспоминаний очевидцев тех событий, как советских, так и американских ветеранов, известно что отношения между американцами и советскими военными были по настоящему дружественными, американцы своими глазами увидели руины советских городов, они по настоящему были шокированы теми потерями, жертвами и лишениями которые понес советский народ за время боевых действий и оккупации на территории СССР. Представляете такую картину еще сутки назад экипаж Б-17 гулял по Лондону или обедал в каком нибудь ресторанчике на юге Италии, синее небо, теплое море, относительное благополучие, да война чувствовалась и там тоже, но то что американцы видели в разоренной войной Украине, это очень трудно было осмыслить, но тем не менее они это понимали, сочувствовали и уважали советских людей.

Всего с июня по октябрь 1944 года с Полтавского аэродромного узла 169 АБОН, союзники провели 18 воздушных операций. В них участвовало 1030 самолётов, в том числе 529 Б-17. На объекты противника было сброшено 2 тысячи тонн бомб, уничтожено 230 самолётов врага. Новая тактика применения союзной стратегической авиации, совместные действия СССР и США позволили летом 1944г. наносить мощные бомбовые удары практически по всей территории фашисткой Германии и ее союзников, этим наносился серьезный урон военной машине Германии. Прекрасно понимая что еще 2-3 месяца подобных челночных бомбардировок и часть промышленности Германии может просто перестать существовать, немцы в срочном порядке задействовали все силы, средства и возможности своей разведки для обнаружения и уничтожения АБОНа и не безуспешно, главная цель- база Б-17 на востоке была обнаружена, ранее советское командование имея сведения о готовившимся немецком авианалете предупредило американцев и предложило перебазировать их самолеты на другие аэродромы, но они почему то отказались это сделать.

И вот согласно ранее разработанного плана, самая элитная бомбардирская часть люфтваффе, показавшая себя еще в Гражданской войне в Испании -4-й корпус "Кондор" приступила к его осуществлению. В ночь на 22 июня, более 150 немецких бомбардировщиков HE-111 появились над аэродромом в Полтаве. Налёт продолжался 1 час 40 минут. Немцы сбросили на аэродром около 100 тонн бомб. Перед этим все объекты бомбардировки подсветили осветительными бомбами, бомбили точно, педантично и основательно как в тире, мастерство германских бомбардиров позволило им в эту ночь из 78 самолетов В-17, находящихся на аэродроме уничтожить 44 и сильно повредить 25. Также немцами было уничтожено 360 тонн бензина и весь бомбовый запас. Лагерь где проживали американцы германцы не бомбили, вероятно по чисто политическим причинам и поэтому решили ограничится только материальной частью и материальными средствами, зная вероятно что жизни своих солдат американское правительство ценит гораздо выше железа и поэтому решили что впереди возможно с американцами придется как то договариваться, поэтому зачем их зря дразнить большими людскими потерями.

Это была самая крупная потеря воздушных сил США на аэродромах за один день за всю историю Второй мировой войны. В результате налета у американцев убито-1 чел., ранено- 15, наших убито - 31, ранено- 88 человек. Это была лебединая песня "Кондора"далее немцы таких масштабных воздушных операций уже не проводили.
В сентябре-октябре 1944 года, когда Красная Армия уже находилась далеко в Европе, американские «летающие крепости» покинули 169-ю Авиабазу особого назначения. Начал покидать Полтаву и американский персонал, а весной 1945 г. стало ясно, что «челночных» операций над Европой больше не будет, и вывод американского контингента из Полтавы возобновился. Американцев вывозили транспортными самолетами вместе с наиболее ценным оборудованием через Анкару и Каир. Большая часть оборудования, правда, осталась на базах, включая средства радионавигации, которые были официально переданы советской стороне по «ленд-лизу».

Все американские военнослужащие, покидавшие Полтаву, получали особую памятку, подготовленную штабом Восточного авиационного командования США
ОНА ГЛАСИЛА: "Помни":

1. Место, где ты был, раньше было оккупировано врагом.

2. Русские убрали все бомбы и мины, сброшенные немцами 21 июня 1944г., и, убирая их, понесли большие жертвы. Бомбы были предназначены для американских самолетов и личного состава.

3. Русские проделали большую физическую работу для нас, создавая нам хорошие условия жизни. Они разгружали вагоны, помогали рыть ямы, снабжали нас водой, помогали питанием и т.д. Ни одна другая нация не сделала для нас столько много, сколько сделали для нас русские.

Вы должны быть честными и правдивыми в своих высказываниях о России. Критиковать общее по одному индивидууму нельзя. Помни, что своим высказыванием можешь испортить результат многомесячных работ и усилий всего нашего командования. Придерживайся фактов».



Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Наверное всё, сходят опята, если токмо в глуши в чаще где шибко темно. ...
Часть вторая Итак, мы продолжаем исторический обзор развития спальных районов США. Для тех, кто пропустил первую часть – тыкать сюда . С началом индустриализации США многие семьи начали миграцию в пригороды. Связано это было с двумя факторами: во-первых, большие ведущие города ...
Северная Осетия - Горная Саниба, Верхний Ларс, Владикавказ. Продолжение моего фото отчета об Осетии.   Трудно писать этот пост в дни когда люди страдают от последствий жуткого теракта во Владикавказе. Очень больно, что на этой ...
...
В тайге староверы готовят , на полюсе - путешественники: Известный российский путешественник Виктор Симонов, живущий в Карелии, в начале апреля примет участие в обучении десантников на Северном полюсе. Он познакомит их с арктическими дисциплинами. Это будут уже вторые учения. Участник ...