Азы Бабологии: О дрессировке скотинок
c0men — 24.11.2025
Если одомашнивание животного происходит без дрессировки, то
человеку это животное самостоятельно пользу принести не может.
Человек сам приходит и забирает то, что ему нужно, так или иначе –
у коровы, у овцы, у курицы. Другое дело, когда от домашнего
животного востребованы его действия – это служба человеку, т.е.
действия, выполняя которые, скотинка становится ему полезной. Но
изначально скотинки не знают и не умеют приносить пользу. Их этому
нужно научить, а точнее – надрессировать, поскольку в ходе обучения
они, без стимулирования со стороны человека, будут всеми способами
от этого процесса уклоняться.Есть люди, которые не способны к дрессировке других живых существ. Возможно, потому, что их самих воспитывали неправильно, на мультфильмах. Некоторые считают, что любое животное достаточно попросить сделать то, что нужно, а животное само сообразит, что и как нужно сделать и почему-то сделает, даже если не видит в этом для себя никакой необходимости. Настоящие животные отличаются от выдуманных и не соблюдают человеческие «правила», пока их специально этому не обучат, а именно – словам (командам), следующим за командами действиям и дисциплине.
В результате обучения животные (например, лошади и собаки) приобретают навыки, после чего и становятся полезными. А в процессе использования человеком этих навыков они компенсируют ему их содержание: кормление, медицинский уход и заботу о комфорте. Однако дрессировка животных не так проста - важно соблюдать принципы обучения, а так же его подготовку к взаимодействию с человеком, последовательность в тренировках, выбор подходящих методов и средств поощрения и наказания. Также важен характер, убеждения и воля самого дрессировщика, знания им техники безопасности, соответствующей особенности данного типа животного (втч. вероятных психопатий).
Человек при дрессировки скотики применяет как образный кнут, так и образный пряник (подразумевается некая награда, желанная в минимальной дозе). Пряник приятен, но доступен он должен быть для скотинки очень редко и не просто так. Более часто его можно использовать только с целью обучения питомца полезным навыкам. Если скотинка это поймёт, то будет иметь мотив научиться ещё чему-нибудь полезному. В этом случае пряник следует давать скотинке как подкрепление правильности её действий. Но нужно понимать, что воспитывать только пряниками – тоже нельзя, и этому есть объективные причины.
Для приучения скотинки к правильному поведению количество правильных действий за один пряник должно увеличиваться. Если же дрессировщик допустит ошибку и станет делать наоборот, в смысле - за то же самое действие будет увеличивать количество пряников, то у животного возникнет противоположный мотив – не выполнять действий, пока пряников не дадут ещё больше. Если пойти на поводу и с каждым разом для выполнения действий, и животное станет требовать награду просто так. Чтобы отсечь эту возможность, пряники всегда надо давать после, а не до действий скотинки. Данный принцип вообще фундаментальный. Если его не соблюдать, дрессировка вообще невозможна.
Этот же принцип следует соблюдать при воспитании (социализации) ребёнка. Если «покупать» действия ребёнка, а не награждать за правильные, вы передаёте ему своё право решать, каковые из них правильными являются. И теряете контроль за процессом воспитания. Тогда пряники в виде подарков должны с каждым разом становиться всё больше (дороже), а меньшие ребёнку будут не интересны. При попытках прекратить вымогательство неизбежно начнётся конфликт, прекратить который всё равно придётся кнутом, но уже с психотравмами. Лучше, усмотрев явную попытку поставить свои условия применить лёгкое наказание и напоминать, что оно возможно в дальнейшем.
Так же и животные, которых не наказывают, но которым желается пряников побольше, всё равно вскоре начнут наглеть, воровать и хулиганить. Из чего вытекает второй по важности принцип – скотинка должна знать, что у дрессировщика где-то есть кнут. Это очень тонкий момент, который многие понимают неправильно. В ходе дрессировке должны быть применены как поощрения (сколько сочтёте нужным), так и наказание (хотя бы раз). Как раз для того, чтобы скотинка знала, что оно существует и может быть применено. Будьте готовы, что животное обязательно будет проверять пределы невыполняемого и непозволительного. К дисциплине скотинку всегда (трудно или легко) приходится понуждать - просто так им понятней.

Первая мера понуждения – прекращение (продолжение) выдачи пряников (П). Отсутствие поощрения неприятно, но скотинка (тем более, которая имеет привычку припрятывать еду) и на обычной пище может чувствовать себя вполне прекрасно.
Вторая мера – одёргивание (М). Эта форма воздействия, однозначно дающее понять, что именно вам не нравится в действиях животного (с ребёнком. слова сопровождают его механическое одёргивание его, но не должны полностью заменять действие). Однако животное может решить, что ваша недовольная реакция ему ничем более не грозит.
Треть мера, уже само наказание (Б) – физическим образом должна показать скотинке, почему игнорирование вашего недовольства не самая лучшая стратегия поведения. Таким образом, применение «кнута» является исключительной мерой соблюдения баланса при противодействии воспитанию самим воспитуемым.
Также неплохо, если «кнут» будет находиться в доступной видимости скотинки (но не в доступности им завладеть), побуждая её своей потенциальной применимостью к порядку и дисциплине. Однако, повторюсь – если человек не допускает в себе возможность наказать животное в целях сохранения порядка и дисциплины – к дрессировке он принципиально не готов.
Специалисты советуют проводить занятия по дрессировке регулярно. Например, после вашей работы, в одно и то же время. Выстраивать программу от простого к сложному. Начинать с простых команд и переходить к более сложным только когда предыдущие навыки будут полностью усвоены. Поощряйте скотинку за правильное поведение. Можно использовать (по нарастающей) похвалу, ласку, лакомства, немного наличных.
Ошибки, которые в дрессировке лучше не допускать
Непостоянство правил. Нельзя сегодня запрещать скотинке хватать ваши вещи или залазить куда-то, а завтра разрешить или «не заметить», что запрет нарушен. Нужно чётко придерживаться своих решений и объяснить остальным членам вашей семьи важность соблюдения требований, предъявляемых к поведению питомцев.
Непоследовательность. Изучите особенности скотинки: её темперамент, способности, физические возможности, наклонности - необходимо корректировать программу дрессировок с их учётом. Также нельзя форсировать или менять местами этапы дрессировки, игнорируя, чему скотинка ещё не обучена, а чего уже освоила.
Провокация на нарушение. Не экспериментируйте, надеясь на ум животного. Если знаете, что скотинка не научена действиям в новой обстановке (ситуации) – нельзя думать, что она сама сообразит как «правильно» и, тем более – не станет соблюдать свои собственные интересы, далёкие от ваших. Скорее всего, выбор будет ею сделан в свою пользу, а вам придётся её переучивать. Не нужно воображать в животном возможности собственных, человеческих мотиваций.
Также: Не делайте больших перерывов между выполнением скотинкой команды и её поощрением, между её нежелательными действиями и демонстрацией недовольства вами – как правило, животное быстро забывает совершённое и поощрение/наказание воспринимает уже неверно.
Пока вы не дали ей разрешение действовать на её усмотрение - не поощряйте скотинку даже за полезные действия, совершённые без команды (даже если понравилось), иначе эти действия начнут совершаться невпопад. Аналогично, если вам просто не нравятся её инициативы (игры) – игнорируйте скотинку, не подыгрывайте ей пряником (мера один). Если она делает нечто неподобающее – переходите к мере два. Соблюдайте должную соразмерность своей реакции – её действиям. Оценивайте их по полезности, своевременности, привычности.
Более глубокие и подробные познания по дрессировке полезных навыков можно получить из литературы по подготовке служебных собак и по выездке лошадей.
|
|
</> |
Сравнение энергозатрат при добыче разных монет
Зимний Кёнигсберг
Искусственный бог уже среди нас...
Гурманим))
О "Хрониках русской революции" и Ленине - завершающий пост
Сила жажды
Кургинян объяснил, как пробудить совесть в правящем классе
Любите тушёнку?
Какие лекарства и БАДы опасны для водителя: список.

