Авторское лево

И снова, как во времена ФИДО, всплыл "убойный", как некоторым кажется, аргумент о колбасе. Дескать, если мне, потребителю, подсунули испорченную колбасу, я могу потребовать от производителя компенсировать убытки и частичную потерю здоровья, а от автора за плохую книгу -- не могу. Поэтому, дескать, проведите "дегустацию" -- выложите в Сеть полный текст, а я, ознакомившись с ним, решу, стоит покупать книгу или нет. Прозвучали уже и крайние мнения. Дескать, вас писателей много и становится всё больше, а я, читатель, вид редкий, вымирающий, а потому не я у вас должен просить книги на почитать, а вы у меня должны просить уделить время на вашу графоманию.
Всё это знакомо, банально и скучно. Поэтому я не буду спорить с набившими оскомину аргументами любителей халявы, а еще раз повторю свое мнение по этому вопросу.
1. Законодателям и сторонникам копирайта. Современный Закон об авторском праве ужасен, он не учитывает многие нюансы реальной жизни, сложившихся экономических связей и затрудняет интеллектуальное развитие страны. Закон этот нужно менять. В идеале он должен защищать авторское право на творческий продукт в течение 25 лет с момента публикации. Советское творческое наследие должно стать общественным. Если Закон не изменить, эксцессы, подобные http://www.vesti.ru/doc.html?id=349228, будут продолжаться до крайнего безумия. И плевать на соответствие международным законам -- в ВТО нас так и так не примут, да и делать там нашей стране с сырьевой экономикой нечего.
2. Сетевым пиратам и прочим противникам копирайта. Большинство писателей -- не злыдни, которые чахнут над своими книжками. Они хотят читателей и писательской славы. Но предоставьте им самим право решать, когда и в каком виде выкладывать созданные ими тексты в Сеть. Если вы действительно горите желанием наполнять сеть информацией, то займитесь сканированием довоенных книг и журналов -- сделаете по-настоящему полезное дело: историки и литературоведы вас не забудут, будут благодарить за эту работу и давать ссылки на ваши ресурсы. Оставьте новинки в покое. Если это графомания, то она и так никому не нужна, а если текст достойный, то он не пропадет.
3. Писателям и тем, кто готовится ими стать. К сожалению, ситуация на книжном рынке такова, что если у вас фамилия не Лукьяненко, не Бушков и не Акунин, то, скорее всего, вы не сможете зарабатывать на изданиях и переизданиях своих книг. Вам придется заниматься вторичной деятельностью. И это никак не связано с тем, выложили ваши тексты в Сеть или нет. Поэтому когда соберетесь окончательно перейти в профессионалы, подумайте, какая вторичная деятельность будет помогать вам в работе писателя, а какая -- мешать. Самый лучший вариант -- подрабатывать журналистикой. С одной стороны, это приносит неплохой стабильный доход, с другой -- расширяет кругозор, что полезно писателю в любом случае, с третьей стороны, создает вам репутацию профессионала, который УМЕЕТ ВСЁ.
А о колбасе лучше всего высказались мои френды Александр и Надежда Навара: http://grafinyam.livejournal.com/149155.html
Процитирую их здесь:
Правильно будет так:
Человек приобрел в супермаркете, скажем, килограмм "Экстры" от Дымова. Колбаса соотвествует стандарту, о чём свидетельствует как сертификат (мнение критиков и реноме автора), так и сам факт её выпуска и продажи (вложения средств издателя). Да и другие покупатели прицениваются и берут. Тем не менее, человеку не понравился вкус "Экстры": соли перчика маловато, фарш жирноват. И что? На основании субъективного восприятия - не понравилось - он попытаетесь вернуть товар и потребует деньги назад? Врядли выйдет, пройди сначала экспертизу и докажи несоответствие ТУ. Единственный вариант, никогда больше не покупать продукцию данного завода. Абсолютно верное решение. Если его поддержат другие покупатели, то перспективы на заработок автора, книги которого не продаются, ничтожны.
Ну, и пассаж про бета-тест доставляет.
Вам сколько колбаски на пробу отрезать? Страницу, главу, весь текст. А может, всё-таки придет в голову светлая идея перед покупкой в магазине потратить минут десять-двадцать и полистать книжку? Ведь сам же говорит - прочитал двадцать страниц и стошнило. Значит, достаточно для принятия решения. Понравилась - бери, нет - ставь обратно на полку.
Подписываюсь под этими словами.
Кстати, при правильном подходе дела дегустацию новой "книги" должно организовывать само издательство. Посмотрите, к примеру, как это делает "Снежный ком М", который не перестает радовать креативными решениями.
Операция "Вирус" http://bregis.com/wp-content/plugins/page-flip-image-gallery/popup.php?book_id=4
Время Бармаглота http://bregis.com/wp-content/plugins/page-flip-image-gallery/popup.php?book_id=3
Теперь вы можете полистать первые двадцать страниц, не выходя из дома -- почитать тексты, оценить оформление, верстку. И принять решение о покупке. Чего вам еще не хватает? Ведь мало найдется магазинов, в которых вам разрешат отрезать кусочек колбасы на пробу.
С уважением,
Антон Первушин