Авиация Линкольна
vikond65 — 01.10.2021Ровно 160 лет назад, 1 октября 1861 года, в разгар американской гражданской войны, по приказу президента Линкольна был сформирован Федеральный баллонный корпус - первое в Западном полушарии армейское воздухоплавательное подразделение. За 60 лет до этого была расформирована французская воздухоплавательная рота и с тех пор воздушных частей не было ни в одной армии мира.
Инициатором создания Баллонного корпуса был известный аэронавт профессор Тэддиус Лоу. 11 июня он добился аудиенции у президента и предложил ему использовать привязные аэростаты для разведки вражеских позиций. 16 июня для подкрепления своих слов Лоу провел демонстрацию. Поднявшись на аэростате "Энтерпрайз" над Белым домом с телеграфистом и телеграфным аппаратом в гондоле, он передал с высоты 150 метров сообщение:
Президенту США:
Я с удовольствием посылаю Вам эту депешу, впервые отправленную на землю с летательного аппарата, и выражаю признательность за предоставленную мне возможность продемонстрировать пригодность воздухоплавания для службы нашей стране. С этой точки наблюдения я могу обозревать местность в радиусе 25 миль.
Линкольн был в восторге. Он распорядился зачислить Лоу на государственную службу, назначил его командиром Баллонного корпуса и выделил ему очень солидное, по тем временам, жалование - три доллара серебром ежедневно и по 10 долларов за те дни, когда он совершал полеты. Это было в три раза больше, чем получали полковники федеральной армии.
Также он предоставил профессору право набрать штат воздухоплавателей, получавших по три доллара за каждый подъем на аэростате. Но при этом Лоу и его подчиненные почему-то не были зачислены на военную службу и не получили воинских званий, оставаясь в ранге гражданских специалистов.
По проектам Лоу для Баллонного корпуса были экстренно изготовлены семь водородных аэростатов-шарльеров: три малых - одноместных, и два больших - двухместных. Малые баллоны - "Игл", "Вашингтон" и "Конститьюшн" были более мобильны и быстрее наполнялись, так как требовали намного меньше газа, чем большие. Предполагалось, что они будут следовать за армиями в походах на специальных повозках вместе с передвижными газогенераторами. Передача сообщений с них осуществлялась флажковой сигнализацией или сбрасыванием вымпелов с записками.
Большие аэростаты - "Юнион", "Интрепид" и "Эксельсиор" планировалось оснащать телеграфными аппаратами и использовать на стационарных позициях - в крепостях, фортах и военных лагерях. Седьмой аэростат "Юнайтед Стейтс" оставался в резерве и хранился на складе в Вашингтоне.
Баллоны сшили из индийского шелка и для герметичности пропитали специальным лаком, состав которого Лоу держал в секрете. Однако полной газонепроницаемости достичь не удалось и каждые несколько часов воздушный шар требовалось спускать для подкачки водородом. На каждом баллоне было большими буквами написано его название. Гондолы представляли собой плетеные корзины, обшитые тканью, раскрашенной в цвета американского флага. Это служило опознавательным знаком.
Недостатком аэростатов Лоу было отсутствие лебедок. Канаты, на которых они висели, удерживались вручную командами солдат. По сигналу аэронавта они выбирали канаты, притягивая шар к земле, чтобы не расходовать на спуск драгоценный водород.
Впервые аэорстат "Интрепид" под управленем самого Тэддиуса Лоу, правда, без телеграфиста, был применен для наблюдения за противником во время сражения при Севен Пайнс 31 мая 1862 года. Ему удалось обнаружить, что конфедераты обходят с флангов передовой корпус генерала Хайнцельмайна, который вот-вот окажется в котле. Благодаря докладу Лоу к Ханцельмайну было срочно отправлены подкрепления, с помощью которых ему удалось отбить нападение и сохранить связь с основными силами. Таким образом аэростат позволил северянам избежать поражения.
Летом 1862-го Лоу заболел малярией и несколько месяцев в боях не участвовал. Осенью он вернулся на службу и в декабре осуществлял наблюдение за передвижениями противника во время сражения при Фридриксберге. Тем не менее, начальник Инженерной службы армии Севера Сайрус Комсток решил, что Баллонный корпус действует недостаточно эффективно, расходует слишком много средств и при этом слишком редко ведет разведку.
Поэтому он распорядился втрое урезать жалование Лоу, казавшееся ему чересчур высоким. Между Комстоком и Лоу состоялся неприятный разговор, после которого аэронавт подал в отставку. Вместо него в мае 1863-го Корпус возглавил воздухоплаватель Эзра Аллен.
Но он оказался менее компетентным, не мог успешно решать технические и логистические вопросы, а потому под его руководством аэростаты не смогли принять участие ни в одной битве. В результате, в августе того же года Баллонный корпус был расформирован. В общем, в очередной раз подтвердилась старая истина: любое крупное дело, в котором все держится на энтузиазме одного человека, рано или поздно обречено на неудачу.
На заставке - подъем аэростата "Интрепид" над лагерем федералов возле Севен Пайнс 31 мая 1862 года. Рядом заполняется еще один баллон.
Наполнение водородом одного из малых одноместных воздушных шаров.
Мобильный газогенератор на двух повозках, разработанный Тэддиусом Лоу и применявшийся Баллонным корпусом армии США.
Профессор Тэддиус Лоу и он же в гондоле аэростата, удерживаемой солдатами. Видно, что гондола раскрашена в звезды и полосы под американски флаг.
Битва при Севен Пайнс. Конфедераты пытаются обстреливать баллон, но ружья и картечь до него не добивали, а попасть пушечным ядром было практически нереально.
|
</> |