![](/media/images/top/preview/cdn-shareslickpiccomuIgorKolokolovMinskij-Muzej-C3orgBA5I3242pMTgyNzA2NTk-3Dweb.jpg)
Авиационный музей в Минске ч6-5: истребитель-бомбардировщик Су-17М.
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
![Авиационный музей в Минске ч6-5: истребитель-бомбардировщик Су-17М. Авиационный музей в Минске ч6-5: истребитель-бомбардировщик Су-17М.](https://cdn-share.slickpic.com/u/IgorKolokolov/Minskij-Muzej-C3/org/BA5I3242/p/MTgyNzA2NTk%3D/web.jpg)
Авиамузей в Минске (Боровая)
Все, что у меня есть по Су-17
Су-17М бортовой номер "42" изначально голубого цвета с черной окантовкой, с июня 2014 года красный с черной окантовкой. Заводской номер 70304. Построен на авиационном заводе №126 в Комсомольске-на-Амуре в 1974 году. Поступил в музей в 2001 году с 558-го авиаремонтного завода.
![Авиационный музей в Минске ч6-5: истребитель-бомбардировщик Су-17М. Авиационный музей в Минске ч6-5: истребитель-бомбардировщик Су-17М.](https://cdn-share.slickpic.com/u/IgorKolokolov/Minskij-Muzej-C2/org/GN5Q0415/p/MTgyNjgzMDM%3D/web.jpg)
Постоянные доработки Су-17 привели к увеличению массы конструкции серийных самолетов с 9950 до 10090 кг, что отрицательно сказалось на летно-технических характеристиках машины. Поэтому в 1970 году решили оснастить его новым, более экономичным ТРД, разработанным для Су-24. Модернизированный самолет получил обозначение С-32М. К работам над ТРД нового поколения АЛ-21Ф в ОКБ A.M. Люльки приступили в 1965 году. В конструкции двигателя использовались некоторые оригинальные технические решения, заимствованные с американского J-79. Характерными его отличиями являлись высокая степень механизации компрессора, высокотемпературная трехступенчатая турбина с охлаждаемыми лопатками, всережимное регулирование тяги на форсаже.
![Авиационный музей в Минске ч6-5: истребитель-бомбардировщик Су-17М. Авиационный музей в Минске ч6-5: истребитель-бомбардировщик Су-17М.](https://cdn-share.slickpic.com/u/IgorKolokolov/Minskij-Muzej-C2/org/GN5Q0443/p/MTgyNjgzMzE%3D/web.jpg)
В начале 1970 года разработка АЛ-21Ф-3 тягой 11200 кгс на режиме "Полный форсаж" и 7800 кгс - на "Максимале" завершилась. В 1974 году АЛ-21Ф-3, успешно прошедший госиспытания, запустили в серию. В ходе разработки двигателя его несколько раз форсировали для обеспечения потребной тяги. Освоение новых технологий производством и напряженный тепловой режим работы двигателя явились причиной летных происшествий при отработке его на Су-24 и, в частности, так называемых "титановых" пожаров. В дальнейшем создателям двигателя удалось довести ТРДФ до требуемого уровня надежности.
![Авиационный музей в Минске ч6-5: истребитель-бомбардировщик Су-17М. Авиационный музей в Минске ч6-5: истребитель-бомбардировщик Су-17М.](https://cdn-share.slickpic.com/u/IgorKolokolov/Minskij-Muzej-C2/org/GN5Q0489/p/MTgyNjgzNzU%3D/web.jpg)
Хвостовую часть фюзеляжа, вертикальное оперение и контейнер тормозного парашюта в связи с установкой нового двигателя меньших размеров доработали. У С-32М исчезли характерная "раздутость" хвостовой части фюзеляжа и два небольших гаргрота для прокладки коммуникаций. Освободившиеся объемы в фюзеляже, использовали для увеличения запаса керосина в существенно измененной топливной системе, при этом, вкладным остался только фюзеляжный бак №1, остальные выполнили интегрированными в конструкцию фюзеляжа. При этом внутренний запас топлива возрос до 3630 кг. На носовой части фюзеляжа в плоскости основных стоек шасси появились две дополнительных точки подвески вооружения.
![Авиационный музей в Минске ч6-5: истребитель-бомбардировщик Су-17М. Авиационный музей в Минске ч6-5: истребитель-бомбардировщик Су-17М.](https://cdn-share.slickpic.com/u/IgorKolokolov/Minskij-Muzej-C2/org/GN5Q0492/p/MTgyNjgzNzg%3D/web.jpg)
В декабре 1971 года Е.С.Соловьев совершил первый полет на опытном С-32М-1. Заводские и госиспытания проходили без особых приключений. Бригаду НИИ ВВС возглавлял Н.К.Ярошенко. 27 июня 1972 года, в ходе совместных испытаний Су-17М, летчик ОКБ А.Н.Исаков в районе аэродрома, в соответствии с полетным заданием, выключил ТРД и попытался его запустить вновь. Двигатель не запустился, вдобавок к этому произошел отказ аварийной электросистемы. Несмотря на нештатную ситуацию пилоту удалось посадить самолет на ВПП.
![Авиационный музей в Минске ч6-5: истребитель-бомбардировщик Су-17М. Авиационный музей в Минске ч6-5: истребитель-бомбардировщик Су-17М.](https://cdn-share.slickpic.com/u/IgorKolokolov/Minskij-Muzej-C2/org/GN5Q0499/p/MTgyNjgzODU%3D/web.jpg)
В июле 1972 года один С-32М потеряли в аварии. Летчик-испытатель Колков совершал на нем ознакомительный полет, но во время прохода над ВПП самолет "клюнул" носом вниз. Пилот взял ручку на себя - самолет пошел вверх, ручку вниз - самолет наклонился вниз с возрастающей амплитудой. Колков доложил об отказе системы управления и катапультировался. Как установила потом комиссия, отказ произошел из-за сломавшегося кронштейна крепления пружины триммерного эффекта.
![Авиационный музей в Минске ч6-5: истребитель-бомбардировщик Су-17М. Авиационный музей в Минске ч6-5: истребитель-бомбардировщик Су-17М.](https://cdn-share.slickpic.com/u/IgorKolokolov/Minskij-Muzej-C3/org/GN5Q0521/p/MTgyNzA3NzE%3D/web.jpg)
В 1972-1973 годах Су-17М довооружили управляемыми ракетами Р-60 и результаты их испытаний распространили на Су-17М2.
![Авиационный музей в Минске ч6-5: истребитель-бомбардировщик Су-17М. Авиационный музей в Минске ч6-5: истребитель-бомбардировщик Су-17М.](https://cdn-share.slickpic.com/u/IgorKolokolov/Minskij-Muzej-C3/org/GN5Q0522/p/MTgyNzA3NzI%3D/web.jpg)
Для предупреждения летчика о выходе самолета на критические углы атаки, С-32М летом 1972 года инженер НИИ ВВС В.Кондратюк предложил оснастить указателем углов атаки и перегрузки УУАП-72. Подобное устройство использовалось на американском легком штурмовике А-37, а его флюгерный датчик располагался у передней кромки крыла. На С-32М датчик поставили на левом борту носовой части фюзеляжа перед противопомпажными створками. Критические значения углов атаки (после которых начинался срыв в штопор) требовалось определить опытным путем в ходе выполнения специальных испытаний для всех комбинаций боевой нагрузки. Испытания относились к первой категории сложности. Ведущими по этой работе были инженер А.И.Марченко и летчик А.Д.Иванов, выполнивший основную часть программы, в том числе и определение критических углов при максимальной боевой нагрузке с шестью ФАБ-500М54.
![Авиационный музей в Минске ч6-5: истребитель-бомбардировщик Су-17М. Авиационный музей в Минске ч6-5: истребитель-бомбардировщик Су-17М.](https://cdn-share.slickpic.com/u/IgorKolokolov/Minskij-Muzej-C3/org/GN5Q0523/p/MTgyNzA3NzM%3D/web.jpg)
В ходе госиспытаний С-32М получили дальность, увеличенную, по сравнению с серийным Су-17, на 50%, а разбег сократился на 15%. У С-32М с двигателем АЛ-21Ф-3, по сравнению с Су-7Б с АЛ-7Ф-1, дальность увеличилась в 1,7 раза, максимальная скорость у земли на 10%, бомбовая нагрузка - в два раза, число НАР С-5 - в шесть раз. В Комсомольске-на-Амуре модернизированный самолет запустили в производство под обозначением Су-17М.
![Авиационный музей в Минске ч6-5: истребитель-бомбардировщик Су-17М. Авиационный музей в Минске ч6-5: истребитель-бомбардировщик Су-17М.](https://cdn-share.slickpic.com/u/IgorKolokolov/Minskij-Muzej-C3/org/GN5Q0525/p/MTgyNzA3NzQ%3D/web.jpg)
Летчик Е.С.Соловьев облетал первую серийную машину в декабре 1971 года, а в ноябре 1974 года его приняли на вооружение. Оснащение Су-17М с 51-й по 61-ю серии включало рацию Р-832М, радиотехническую систему ближней навигации РСБН-5с, автоматический радиокомпас АРК-15М, маркерный приемник МРП-56П, радиовысотомер малых высот РВ-5, активный радиоответчик СОД-57М и самолетный ответчик СРО-2М "Хром М", систему предупреждения об облучении СРО-10 и радиолокационный дальномер СРД-5М ("База-М").
![Авиационный музей в Минске ч6-5: истребитель-бомбардировщик Су-17М. Авиационный музей в Минске ч6-5: истребитель-бомбардировщик Су-17М.](https://cdn-share.slickpic.com/u/IgorKolokolov/Minskij-Muzej-C3/org/GN5Q0526/p/MTgyNzA3NzY%3D/web.jpg)
На левом внутреннем крыльевом пилоне размещался подвесной контейнер для постановки активных радиоэлектронных помех СПС, защищавший в передней полусфере два самолета.
![Авиационный музей в Минске ч6-5: истребитель-бомбардировщик Су-17М. Авиационный музей в Минске ч6-5: истребитель-бомбардировщик Су-17М.](https://cdn-share.slickpic.com/u/IgorKolokolov/Minskij-Muzej-C3/org/GN5Q0527/p/MTgyNzA3Nzc%3D/web.jpg)
Прицел АСП-ПФ-7 с дальномером СРД-5М перешел с Су-17. Стрелковое вооружение: две пушки НР-30 в корне крыла. Богатый арсенал подвесного вооружения общим весом 3000 кг размещался на четырех крыльевых и четырех фюзеляжных узлах. Балочные держатели БДЗ-57М и БДЗ-57МТ обеспечивали бомбометание на сверхзвуковой скорости.
![Авиационный музей в Минске ч6-5: истребитель-бомбардировщик Су-17М. Авиационный музей в Минске ч6-5: истребитель-бомбардировщик Су-17М.](https://cdn-share.slickpic.com/u/IgorKolokolov/Minskij-Muzej-C3/org/GN5Q0528/p/MTgyNzA3Nzg%3D/web.jpg)
Самолет приспособили для разведывательных полетов, оснастив его фотоаппаратом АФА-39 в фюзеляже и контейнером комплексной разведки. Номенклатура вооружения С-32М пополнилась блоками Б-8М-1 для ракет С-8, контейнерами многоразового использования КМГУ-1 и КМГУ-2 для малогабаритных мин, баками с зажигательной смесью ЗБ-500 и ЗБ-500Ш. Пусковые устройства ПУ-12-40У для ракет С-24 в процессе эксплуатации заменили на АПУ-68У (УМ и УМЗ), приспособленные для Х-23 и С-24. Устаревшие НАР С-3К и пусковые устройства АПУ-14У сняли с вооружения в конце 1970-х, заменив самыми мощными надкалиберными НАР С-25.
![Авиационный музей в Минске ч6-5: истребитель-бомбардировщик Су-17М. Авиационный музей в Минске ч6-5: истребитель-бомбардировщик Су-17М.](https://cdn-share.slickpic.com/u/IgorKolokolov/Minskij-Muzej-C3/org/GN5Q0529/p/MTgyNzA3Nzk%3D/web.jpg)
На всех Су-17М кабина освещалась красным светом, направленным так, чтобы обеспечить нормальное наблюдение приборов и быструю адаптацию зрения.
![Авиационный музей в Минске ч6-5: истребитель-бомбардировщик Су-17М. Авиационный музей в Минске ч6-5: истребитель-бомбардировщик Су-17М.](https://cdn-share.slickpic.com/u/IgorKolokolov/Minskij-Muzej-C3/org/GN5Q0532/p/MTgyNzA3ODI%3D/web.jpg)
Параллельное развитием Су-17 проводились работы по усовершенствованию управляемого оружия класса "воздух-поверхность". В ЦКБ "Геофизика" в начале 1970-х под руководством главного конструктора Д.Д.Хорола разработали квантовый генератор - станцию лазерной подсветки цели "Прожектор" и в конце зимы 1974 года приступили к госиспытаниям ракеты Х-25 с полуактивной лазерной головкой самонаведения на двух доработанных Су-17МКГ с красным бортовым номером 51.
![Авиационный музей в Минске ч6-5: истребитель-бомбардировщик Су-17М. Авиационный музей в Минске ч6-5: истребитель-бомбардировщик Су-17М.](https://cdn-share.slickpic.com/u/IgorKolokolov/Minskij-Muzej-C3/org/GN5Q0533/p/MTgyNzA3ODM%3D/web.jpg)
На другом Су-17МКГ (красный бортовой №33) испытывалась до лета 1975 года тяжелая тактическая ракета Х-29 с той же ГСН. В апреле 1974 года с Су-17МКГ летчик НИИ ВВС В.П.Хомяков выполнил первый пуск Х-29. Госиспытания Су-17МКГ с Х-25 успешно завершились в ноябре 1974 года, а комплекса - в сентябре 1975 года.
![Авиационный музей в Минске ч6-5: истребитель-бомбардировщик Су-17М. Авиационный музей в Минске ч6-5: истребитель-бомбардировщик Су-17М.](https://cdn-share.slickpic.com/u/IgorKolokolov/Minskij-Muzej-C3/org/GN5Q0534/p/MTgyNzA3ODQ%3D/web.jpg)
Применение полуактивной лазерной ГСН значительно упростило наведение. При этом пуск ракет мог производить один самолет, а цель подсвечивать - другой. Стал возможным залповый пуск УР по одной цели, в сложной обстановке цель могла подсвечиваться наземной станцией из боевых порядков войск. Эта работа положила начало созданию отечественного высокоточного тактического авиационного оружия, а создателям авиационного боевого комплекса Су-17МКГ присуждена Ленинская премия.
![Авиационный музей в Минске ч6-5: истребитель-бомбардировщик Су-17М. Авиационный музей в Минске ч6-5: истребитель-бомбардировщик Су-17М.](https://cdn-share.slickpic.com/u/IgorKolokolov/Minskij-Muzej-C3/org/GN5Q0543/p/MTgyNzA3ODc%3D/web.jpg)
Общий вид с Су-24.
![Авиационный музей в Минске ч6-5: истребитель-бомбардировщик Су-17М. Авиационный музей в Минске ч6-5: истребитель-бомбардировщик Су-17М.](https://cdn-share.slickpic.com/u/IgorKolokolov/Minskij-Muzej-C3/org/GN5Q0583/p/MTgyNzA4MjE%3D/web.jpg)
Крупнее.
![Авиационный музей в Минске ч6-5: истребитель-бомбардировщик Су-17М. Авиационный музей в Минске ч6-5: истребитель-бомбардировщик Су-17М.](https://cdn-share.slickpic.com/u/IgorKolokolov/Minskij-Muzej-C3/org/BA5I3181/p/MTgyNzA1OTg%3D/web.jpg)
Фонарь одноместной кабины.
![Авиационный музей в Минске ч6-5: истребитель-бомбардировщик Су-17М. Авиационный музей в Минске ч6-5: истребитель-бомбардировщик Су-17М.](https://cdn-share.slickpic.com/u/IgorKolokolov/Minskij-Muzej-C3/org/BA5I3185/p/MTgyNzA2MDQ%3D/web.jpg)
Алюминиевый скотч против протечек воды.
![Авиационный музей в Минске ч6-5: истребитель-бомбардировщик Су-17М. Авиационный музей в Минске ч6-5: истребитель-бомбардировщик Су-17М.](https://cdn-share.slickpic.com/u/IgorKolokolov/Minskij-Muzej-C3/org/BA5I3190/p/MTgyNzA2MDk%3D/web.jpg)
Общий вид.
![Авиационный музей в Минске ч6-5: истребитель-бомбардировщик Су-17М. Авиационный музей в Минске ч6-5: истребитель-бомбардировщик Су-17М.](https://cdn-share.slickpic.com/u/IgorKolokolov/Minskij-Muzej-C3/org/BA5I3199/p/MTgyNzA2MTc%3D/web.jpg)
Гаргрот.
![Авиационный музей в Минске ч6-5: истребитель-бомбардировщик Су-17М. Авиационный музей в Минске ч6-5: истребитель-бомбардировщик Су-17М.](https://cdn-share.slickpic.com/u/IgorKolokolov/Minskij-Muzej-C3/org/BA5I3200/p/MTgyNzA2MTg%3D/web.jpg)
Цельноповоротный стабилизатор.
![Авиационный музей в Минске ч6-5: истребитель-бомбардировщик Су-17М. Авиационный музей в Минске ч6-5: истребитель-бомбардировщик Су-17М.](https://cdn-share.slickpic.com/u/IgorKolokolov/Minskij-Muzej-C3/org/BA5I3201/p/MTgyNzA2MTk%3D/web.jpg)
Фюзеляж.
![Авиационный музей в Минске ч6-5: истребитель-бомбардировщик Су-17М. Авиационный музей в Минске ч6-5: истребитель-бомбардировщик Су-17М.](https://cdn-share.slickpic.com/u/IgorKolokolov/Minskij-Muzej-C3/org/BA5I3202/p/MTgyNzA2MjA%3D/web.jpg)
Общий вид слева.
![Авиационный музей в Минске ч6-5: истребитель-бомбардировщик Су-17М. Авиационный музей в Минске ч6-5: истребитель-бомбардировщик Су-17М.](https://cdn-share.slickpic.com/u/IgorKolokolov/Minskij-Muzej-C3/org/BA5I3242/p/MTgyNzA2NTk%3D/web.jpg)
Под крылом ПУ НАР УБ-32-57.
![Авиационный музей в Минске ч6-5: истребитель-бомбардировщик Су-17М. Авиационный музей в Минске ч6-5: истребитель-бомбардировщик Су-17М.](https://cdn-share.slickpic.com/u/IgorKolokolov/Minskij-Muzej-C3/org/BA5I3243/p/MTgyNzA2NjA%3D/web.jpg)
Общий вид спереди.
![Авиационный музей в Минске ч6-5: истребитель-бомбардировщик Су-17М. Авиационный музей в Минске ч6-5: истребитель-бомбардировщик Су-17М.](https://cdn-share.slickpic.com/u/IgorKolokolov/Minskij-Muzej-C3/org/BA5I3249/p/MTgyNzA2NjY%3D/web.jpg)
И из-за угла.
![Авиационный музей в Минске ч6-5: истребитель-бомбардировщик Су-17М. Авиационный музей в Минске ч6-5: истребитель-бомбардировщик Су-17М.](https://cdn-share.slickpic.com/u/IgorKolokolov/Minskij-Muzej-C4/org/BA5I3441/p/MTgyNzEyMTU%3D/web.jpg)
ЛТХ:
Модификация Су-17М
Размах крыла, м
при мин. стреловидности 13.65
при макс. стреловидности 10.04
Длина самолета, м 18.72
Высота самолета, м 4.85
Площадь крыла, м2
при мин. стреловидности 38.49
при макс. стреловидности 34.45
Масса, кг
пустого 9800
нормальная взлетная
максимальная взлетная 18120
топливо (внутреннее) 2980
топливо (ПТБ) 2875
Двигатели 1 ТРДФ АЛ-21Ф-3
Тяга, кгс
максимальная 1 х 7800
на форсаже 1 х 11200
Максимальная скорость, км/ч
у земли 1200
на высоте 2230 (М=2.1)
Практическая дальность, км
без ПТБ 1350
с ПТБ 2700
Практический потолок, м 16800
Экипаж, чел 1
Вооружение: две 30-мм пушки НР-30 (боекомплект - 80 снарядов на пушку)
Боевая нагрузка - 3000 кг на 8 узлах подвески
УР воздух-воздух Р-60, УР воздух-земля Х-23, Х-25
свободнопадающие бомбы до 500 кг
ПУ НАР УБ-32-57, УБ-16-57УМ, Б-8М-1, АПУ-68У, С-25
пушечный контейнер УПК-23-250
контейнеры КМГУ-1 и КМГУ-2, баки с зажигательной смесью ЗБ-500 и ЗБ-500Ш.