рейтинг блогов

Авиационный музей в Минске ч6-5: истребитель-бомбардировщик Су-17М.

топ 100 блогов ru_aviation17.11.2023 Еще один самолет в музее это Су-17М (изделие «С-32М» Fitter-C) это модификация Су-17 с новым двигателем АЛ-21Ф-3. Улучшены ЛТХ самолёта практически по всем показателям: выросла максимальная скорость, скороподъёмность, потолок и дальность полёта. Под радиопрозрачным конусом воздухозаборника — радиокомандная линия Дельта-Н. Первый полёт выполнил лётчик-испытатель ОКБ Е. С. Соловьёв 28 декабря 1971 года. Серийное производство осуществлялось на заводе в Комсомольске-на-Амуре с 1972 по 1975 год.
Авиационный музей в Минске ч6-5: истребитель-бомбардировщик Су-17М.
Авиамузей в Минске (Боровая)
Все, что у меня есть по Су-17



Су-17М бортовой номер "42" изначально голубого цвета с черной окантовкой, с июня 2014 года красный с черной окантовкой. Заводской номер 70304. Построен на авиационном заводе №126 в Комсомольске-на-Амуре в 1974 году. Поступил в музей в 2001 году с 558-го авиаремонтного завода.
Авиационный музей в Минске ч6-5: истребитель-бомбардировщик Су-17М.

Постоянные доработки Су-17 привели к увеличению массы конструкции серийных самолетов с 9950 до 10090 кг, что отрицательно сказалось на летно-технических характеристиках машины. Поэтому в 1970 году решили оснастить его новым, более экономичным ТРД, разработанным для Су-24. Модернизированный самолет получил обозначение С-32М. К работам над ТРД нового поколения АЛ-21Ф в ОКБ A.M. Люльки приступили в 1965 году. В конструкции двигателя использовались некоторые оригинальные технические решения, заимствованные с американского J-79. Характерными его отличиями являлись высокая степень механизации компрессора, высокотемпературная трехступенчатая турбина с охлаждаемыми лопатками, всережимное регулирование тяги на форсаже.
Авиационный музей в Минске ч6-5: истребитель-бомбардировщик Су-17М.

В начале 1970 года разработка АЛ-21Ф-3 тягой 11200 кгс на режиме "Полный форсаж" и 7800 кгс - на "Максимале" завершилась. В 1974 году АЛ-21Ф-3, успешно прошедший госиспытания, запустили в серию. В ходе разработки двигателя его несколько раз форсировали для обеспечения потребной тяги. Освоение новых технологий производством и напряженный тепловой режим работы двигателя явились причиной летных происшествий при отработке его на Су-24 и, в частности, так называемых "титановых" пожаров. В дальнейшем создателям двигателя удалось довести ТРДФ до требуемого уровня надежности.
Авиационный музей в Минске ч6-5: истребитель-бомбардировщик Су-17М.

Хвостовую часть фюзеляжа, вертикальное оперение и контейнер тормозного парашюта в связи с установкой нового двигателя меньших размеров доработали. У С-32М исчезли характерная "раздутость" хвостовой части фюзеляжа и два небольших гаргрота для прокладки коммуникаций. Освободившиеся объемы в фюзеляже, использовали для увеличения запаса керосина в существенно измененной топливной системе, при этом, вкладным остался только фюзеляжный бак №1, остальные выполнили интегрированными в конструкцию фюзеляжа. При этом внутренний запас топлива возрос до 3630 кг. На носовой части фюзеляжа в плоскости основных стоек шасси появились две дополнительных точки подвески вооружения.
Авиационный музей в Минске ч6-5: истребитель-бомбардировщик Су-17М.

В декабре 1971 года Е.С.Соловьев совершил первый полет на опытном С-32М-1. Заводские и госиспытания проходили без особых приключений. Бригаду НИИ ВВС возглавлял Н.К.Ярошенко. 27 июня 1972 года, в ходе совместных испытаний Су-17М, летчик ОКБ А.Н.Исаков в районе аэродрома, в соответствии с полетным заданием, выключил ТРД и попытался его запустить вновь. Двигатель не запустился, вдобавок к этому произошел отказ аварийной электросистемы. Несмотря на нештатную ситуацию пилоту удалось посадить самолет на ВПП.
Авиационный музей в Минске ч6-5: истребитель-бомбардировщик Су-17М.

В июле 1972 года один С-32М потеряли в аварии. Летчик-испытатель Колков совершал на нем ознакомительный полет, но во время прохода над ВПП самолет "клюнул" носом вниз. Пилот взял ручку на себя - самолет пошел вверх, ручку вниз - самолет наклонился вниз с возрастающей амплитудой. Колков доложил об отказе системы управления и катапультировался. Как установила потом комиссия, отказ произошел из-за сломавшегося кронштейна крепления пружины триммерного эффекта.
Авиационный музей в Минске ч6-5: истребитель-бомбардировщик Су-17М.

В 1972-1973 годах Су-17М довооружили управляемыми ракетами Р-60 и результаты их испытаний распространили на Су-17М2.
Авиационный музей в Минске ч6-5: истребитель-бомбардировщик Су-17М.

Для предупреждения летчика о выходе самолета на критические углы атаки, С-32М летом 1972 года инженер НИИ ВВС В.Кондратюк предложил оснастить указателем углов атаки и перегрузки УУАП-72. Подобное устройство использовалось на американском легком штурмовике А-37, а его флюгерный датчик располагался у передней кромки крыла. На С-32М датчик поставили на левом борту носовой части фюзеляжа перед противопомпажными створками. Критические значения углов атаки (после которых начинался срыв в штопор) требовалось определить опытным путем в ходе выполнения специальных испытаний для всех комбинаций боевой нагрузки. Испытания относились к первой категории сложности. Ведущими по этой работе были инженер А.И.Марченко и летчик А.Д.Иванов, выполнивший основную часть программы, в том числе и определение критических углов при максимальной боевой нагрузке с шестью ФАБ-500М54.
Авиационный музей в Минске ч6-5: истребитель-бомбардировщик Су-17М.

В ходе госиспытаний С-32М получили дальность, увеличенную, по сравнению с серийным Су-17, на 50%, а разбег сократился на 15%. У С-32М с двигателем АЛ-21Ф-3, по сравнению с Су-7Б с АЛ-7Ф-1, дальность увеличилась в 1,7 раза, максимальная скорость у земли на 10%, бомбовая нагрузка - в два раза, число НАР С-5 - в шесть раз. В Комсомольске-на-Амуре модернизированный самолет запустили в производство под обозначением Су-17М.
Авиационный музей в Минске ч6-5: истребитель-бомбардировщик Су-17М.

Летчик Е.С.Соловьев облетал первую серийную машину в декабре 1971 года, а в ноябре 1974 года его приняли на вооружение. Оснащение Су-17М с 51-й по 61-ю серии включало рацию Р-832М, радиотехническую систему ближней навигации РСБН-5с, автоматический радиокомпас АРК-15М, маркерный приемник МРП-56П, радиовысотомер малых высот РВ-5, активный радиоответчик СОД-57М и самолетный ответчик СРО-2М "Хром М", систему предупреждения об облучении СРО-10 и радиолокационный дальномер СРД-5М ("База-М").
Авиационный музей в Минске ч6-5: истребитель-бомбардировщик Су-17М.

На левом внутреннем крыльевом пилоне размещался подвесной контейнер для постановки активных радиоэлектронных помех СПС, защищавший в передней полусфере два самолета.
Авиационный музей в Минске ч6-5: истребитель-бомбардировщик Су-17М.

Прицел АСП-ПФ-7 с дальномером СРД-5М перешел с Су-17. Стрелковое вооружение: две пушки НР-30 в корне крыла. Богатый арсенал подвесного вооружения общим весом 3000 кг размещался на четырех крыльевых и четырех фюзеляжных узлах. Балочные держатели БДЗ-57М и БДЗ-57МТ обеспечивали бомбометание на сверхзвуковой скорости.
Авиационный музей в Минске ч6-5: истребитель-бомбардировщик Су-17М.

Самолет приспособили для разведывательных полетов, оснастив его фотоаппаратом АФА-39 в фюзеляже и контейнером комплексной разведки. Номенклатура вооружения С-32М пополнилась блоками Б-8М-1 для ракет С-8, контейнерами многоразового использования КМГУ-1 и КМГУ-2 для малогабаритных мин, баками с зажигательной смесью ЗБ-500 и ЗБ-500Ш. Пусковые устройства ПУ-12-40У для ракет С-24 в процессе эксплуатации заменили на АПУ-68У (УМ и УМЗ), приспособленные для Х-23 и С-24. Устаревшие НАР С-3К и пусковые устройства АПУ-14У сняли с вооружения в конце 1970-х, заменив самыми мощными надкалиберными НАР С-25.
Авиационный музей в Минске ч6-5: истребитель-бомбардировщик Су-17М.

На всех Су-17М кабина освещалась красным светом, направленным так, чтобы обеспечить нормальное наблюдение приборов и быструю адаптацию зрения.
Авиационный музей в Минске ч6-5: истребитель-бомбардировщик Су-17М.

Параллельное развитием Су-17 проводились работы по усовершенствованию управляемого оружия класса "воздух-поверхность". В ЦКБ "Геофизика" в начале 1970-х под руководством главного конструктора Д.Д.Хорола разработали квантовый генератор - станцию лазерной подсветки цели "Прожектор" и в конце зимы 1974 года приступили к госиспытаниям ракеты Х-25 с полуактивной лазерной головкой самонаведения на двух доработанных Су-17МКГ с красным бортовым номером 51.
Авиационный музей в Минске ч6-5: истребитель-бомбардировщик Су-17М.

На другом Су-17МКГ (красный бортовой №33) испытывалась до лета 1975 года тяжелая тактическая ракета Х-29 с той же ГСН. В апреле 1974 года с Су-17МКГ летчик НИИ ВВС В.П.Хомяков выполнил первый пуск Х-29. Госиспытания Су-17МКГ с Х-25 успешно завершились в ноябре 1974 года, а комплекса - в сентябре 1975 года.
Авиационный музей в Минске ч6-5: истребитель-бомбардировщик Су-17М.

Применение полуактивной лазерной ГСН значительно упростило наведение. При этом пуск ракет мог производить один самолет, а цель подсвечивать - другой. Стал возможным залповый пуск УР по одной цели, в сложной обстановке цель могла подсвечиваться наземной станцией из боевых порядков войск. Эта работа положила начало созданию отечественного высокоточного тактического авиационного оружия, а создателям авиационного боевого комплекса Су-17МКГ присуждена Ленинская премия.
Авиационный музей в Минске ч6-5: истребитель-бомбардировщик Су-17М.

Общий вид с Су-24.
Авиационный музей в Минске ч6-5: истребитель-бомбардировщик Су-17М.

Крупнее.
Авиационный музей в Минске ч6-5: истребитель-бомбардировщик Су-17М.

Фонарь одноместной кабины.
Авиационный музей в Минске ч6-5: истребитель-бомбардировщик Су-17М.

Алюминиевый скотч против протечек воды.
Авиационный музей в Минске ч6-5: истребитель-бомбардировщик Су-17М.

Общий вид.
Авиационный музей в Минске ч6-5: истребитель-бомбардировщик Су-17М.

Гаргрот.
Авиационный музей в Минске ч6-5: истребитель-бомбардировщик Су-17М.

Цельноповоротный стабилизатор.
Авиационный музей в Минске ч6-5: истребитель-бомбардировщик Су-17М.

Фюзеляж.
Авиационный музей в Минске ч6-5: истребитель-бомбардировщик Су-17М.

Общий вид слева.
Авиационный музей в Минске ч6-5: истребитель-бомбардировщик Су-17М.

Под крылом ПУ НАР УБ-32-57.
Авиационный музей в Минске ч6-5: истребитель-бомбардировщик Су-17М.

Общий вид спереди.
Авиационный музей в Минске ч6-5: истребитель-бомбардировщик Су-17М.

И из-за угла.
Авиационный музей в Минске ч6-5: истребитель-бомбардировщик Су-17М.

ЛТХ:
Модификация Су-17М
Размах крыла, м
при мин. стреловидности 13.65
при макс. стреловидности 10.04
Длина самолета, м 18.72
Высота самолета, м 4.85
Площадь крыла, м2
при мин. стреловидности 38.49
при макс. стреловидности 34.45
Масса, кг
пустого 9800
нормальная взлетная
максимальная взлетная 18120
топливо (внутреннее) 2980
топливо (ПТБ) 2875
Двигатели 1 ТРДФ АЛ-21Ф-3
Тяга, кгс
максимальная 1 х 7800
на форсаже 1 х 11200
Максимальная скорость, км/ч
у земли 1200
на высоте 2230 (М=2.1)
Практическая дальность, км
без ПТБ 1350
с ПТБ 2700
Практический потолок, м 16800
Экипаж, чел 1
Вооружение: две 30-мм пушки НР-30 (боекомплект - 80 снарядов на пушку)
Боевая нагрузка - 3000 кг на 8 узлах подвески
УР воздух-воздух Р-60, УР воздух-земля Х-23, Х-25
свободнопадающие бомбы до 500 кг
ПУ НАР УБ-32-57, УБ-16-57УМ, Б-8М-1, АПУ-68У, С-25
пушечный контейнер УПК-23-250
контейнеры КМГУ-1 и КМГУ-2, баки с зажигательной смесью ЗБ-500 и ЗБ-500Ш.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Король Бутана Джигме Кхесар Вангчук во время рабочей поездки в США 18 июля присутствовал на деловом ланче вместе с генеральным директором The Boston Globe Media Линдой Генри. ...
Орехи закончились. Я тут приловчился завтракать черным-черным кофе и орехами. Как раз энергии живительной до обеда хватает. И вот прямо сейчас доел, доскрёб, вымыл миску, задумался... Посмотрел бюджет - ну, норм, чо... Еще и вина можно купить. То есть, думаю, на рынок съездить, что ли? ...
Мы прилетели в Сеул в субботу вечером. Через Корею во Владивосток я летаю уже несколько лет. В плане фото гораздо более информативным будет мой  прошлогодний пост . Мало что изменилось. Даже еда в самолетах вся та же самая. Кое-что новое было в ...
Выписка 10 человек Хорошо, что вчера троих заранее оформил. Однако всё равно тяжко. Барышню привезли запойную, 35 лет, 10 дней пьёт самогон. На вид не пьянчуга. Стресс у неё, на работе сократили. Счас бум ...
Я не хочу выкладывать длинный репортаж, он будет нувысамизнаетегде.В общем, ...