
"aus dem Totenhaus"/ "из мертвого дома", леош яначек, постановка дмитрия

"против" того, чтоб ехать в оперу, была жара, позднее начало, то, что надо было два часа слушать стоя,
"за" - яначек и постановка дмитрия чернякова.
вот так выглядела сцена. публика стояла плотно друг к другу на двух ярусах и внизу, в "тюремном дворе". эта фотография, видимо, сделана на репетиции - на ярусах пусто, внизу сидят.

сразу скажу, что это представление мне не то, что понравилось, понравилось - не то слово.
опера меня ошеломила. два часа я простояла в ступоре, не двигаясь и не дыша.
рядом, в паре метров от зрителей, происходит злой тюремный быт, издевательства начальства над беспомощными людьми, издевательства таких же, друг над другом, изнасилования, убийства, а ты стоишь, не вмешиваясь, и тоже в этом участвуешь.
противное ощущение.
опера не имеет какого-то последовательного сюжета, она построена по типу оратории:отдельные арии-истории, рассказанные зэками.
начало:по тёмному залу забегали лучи прожекторов, и мимо меня, тяжело дыша, обдавая горячим воздухом, пронеслась серо-чёрная толпа мужчин. от них несло опасностью, как от молчаливой стаи бродячих собак где-нибудь на пустыре за девятиэтажками. было страшно ловить на себе их быстрые злые взгляды, и выглядели они как настоящие урки: кривая мимика, намеренно неуклюжие, от скрываемой силы и агрессии, движения.
эта мужская толпа состояла из хористов, солистов, танцоров и каскадеров.
сразу не скажешь, кто тут певец, кто танцор - все двигались слаженно, все пели, все играли. и солисты, исполняя арию, играли как драматические артисты и даже танцевали во время исполнения .
я рассматривала, стоящих передо мной мужчин - все, вроде, разные: разного возраста, толстые, худые, мелкие, и шкафы - и все, как один, страшные! прям как наши алкаши с ноймаркта - ну ни одного лица, на котором было бы не противно задержаться взгляду! в каких ночлежках они подбирали статистов?! - думала я.
а потом, когда они уже вышли на поклоны, и улыбались, и радовались аплодисментам - нормальные люди, были даже симпатичные. поэтому, скажу " ура" актёрской работе!
и как же они здорово перевоплотились!
за два часа не было ни минуты провисания в действии, ни минуты потери напряжения!
ещё я оценила то, что черняков в качестве декораций выстроил стандартную тюрьму, как мы ее знаем по фильмам, в том числе, голливудским. то, что он не повёлся на злобу дня, и не стал делать аллюзий, прозрачных намёков на современный российский репрессивный режим.
он не сделал главного героя (политзаключенного горянчикова) похожим на навального.
хотя, эта идея прям липла к рукам:"ну, возьми же меня, возьми!". ведь люди так радуются, когда видят что-то узнаваемое : ух, ты!мы догадались о ком идёт речь! узнали навального! может, и фамилию даже вспомнили!какие мы молодцы!".
а черняков не стал.
не стал он и нагнетать кошмар, мучая публику ни шаламовским, ни солженицынским гулагом, ни сибирью достоевского, выбрав для инсценировки обычную стандартную тюрьму западного образца.
и общий посыл оперы, так, как я его поняла, совпал с моим настроением: нет, не в каждом воре и убийце есть искра божия, скорее, в каждом из нас может проснуться зверь.
страшен человек.
было всего шесть представлений этой оперы в рамках Ruhrtriennale, я была в субботу, на последнем. и, что же
- это всё?! "
"что остаётся от сказки потом? после того, как её рассказали? "
декорации разберут, хор уедет обратно в брно , солисты - по своим театрам... как жалко! только шесть представлений...
ну, и я, собираясь в театр.
специально для разочарованных. нет, я не играю на флейте. нет, это не я на юзерпике. мина напряжённая, но я ещё не научилась делать селфи, и не умею улыбаться сама себе в зеркало. буду работать над собой - у меня впереди вечность

BESETZUNG
Libretto Leoš Janáček
Musikalische Leitung Dennis Russell Davies
Regie, Bühne Dmitri Tcherniakov
Kostüme Elena Zaytseva
Licht Design Gleb Filshtinsky
Live Action Director Ran Arthur Braun
Sound Design Thomas Wegner
Associate Set Design Danila Travin
Dramaturgie Barbara Eckle
Regieassistenz Joël Lauwers
Musikalische Studienleitung Daniel Linton-France
Mit Johan Reuter (Alexandr Petrovič Gorjančikov), Bekhzod Davronov (Aljeja, ein junger Tatar), Leigh Melrose (Šiškov), Stephan Rügamer (Luka (Filka Morozov)), John Daszak (Skuratov), Alexey Dolgov (Šapkin ), Neil Shicoff (Der Alte), Elmar Gilbertsson (Čerevin, Fröhlicher Sträfling), Stephan Bootz (Čekunov, Sträfling 1), Peter Lobert (Platzkommandant), Lluís Calvet y Pey (Kleiner Sträfling, verbitterter Sträfling), Alexander Fedorov (Kedril, Junger Sträfling), David Nykl (Sträfling a, Don Juan (Brahmane)/Teufel), Robin Neck (Großer Sträfling, Sträfling 3, Schauspieler), Alexander Kravets (Sträfling mit Adler, Betrunkener Sträfling, Sträfling 2), Anatolii Molodets (Koch, Sträfling (b), Schmied), Vladyslav Shkarupilo (Dirne)
Bochumer Symphoniker, Chor der Janáček-Oper des Nationaltheaters Brno
|
</> |
