АСТРА-БЛИЦ 24. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ итоги

топ по мнению авторов
1 место 294 балла рассказ № 20 ЧЕСТНАЯ ПЛАТА автор Bibighul
2 место 253 балла рассказ № 15 НЕФОРМАТ, автор Panzermax (Тимур Максютов)
3 место 250 баллов рассказ № 12 ПОКОЛЕНИЕ ГЕЙМЕРОВ И РОЛЕВИКОВ, автор st_rom
4 место 244 балла рассказ № 30 ПОСЫЛКА ИЗ КИТАЯ, автор teuvo_nokkonen (Федор Федоров)
5 место 229 баллов рассказ № 9 ТАНАТОС. автор patolografer (Максим Тихомиров)
топ от жюри будет позже
Светлана Тулина, рецензии по заявкам
К этому рассказу у меня нет ни грамматических, ни стилистических претензий (ну почти), написано ровно, соответствует и теме, и названию собственному. Ну разве что не понятно, зачем в начале фокал дается от лица вроде как дома, а потом перескакивает в голову деда. Дом ведь дальше никак не играет. Тогда – зачем?
Остальные претензии исключительно морально-этические.
А разбирать морально-этическую составляющую… ну не знаю, это редко имеет смысл, это штука базовая, она не поддается коррекции, слишком глубоко лежит , на уровне эмоций, а не логики, так что логика тут не сработает
Нет, я понимаю, что сволочь должна быть наказана, с этим я согласна. Тут все дело в том, как это подано. И через чей фокал.
Я все-таки романтик. И потому меня не особо трогают моральные страдания сволочи, ради бабла убившей марсианскую экспедицию. Более того – я в них просто не верю. Не верю, что он помнит. Что страдает, что может от этого умереть, понимаете? Вот марсианским сквотерам, расстрелявшим комету – верю, отличный рассказ. И пандави, пожертвовавшему собой ради ребенка – верю тоже, хотя вообще-то Пандавов терпеть не могла задолго до олдевского Баламута, больно уж сволочными были их подвиги и как-то мало отличались от подлости
а тут - не верю
Если рассказ мистичен и призраки даны в реале – то надо признать, что призраки тоже сволочи, ибо последнее дело убивать даже самую последнюю сволочь на глазах у ребенка, тем более если эта сволочь – его горячо любимый дед. Если же призраки - глюк угасающего сознания – еще хуже, ибо ребенок рано или поздно узнает, что неосторожными вопросами убил собственного деда, найдутся доброхоты, объяснят.
Дед, кстати, остается сволочью до финала, он о внуке не думает. Не переживает, каково ему будет рядом с остывающим телом деда, неа, ни единой мысли об этом, только о собственных переживаниях.
Классика.
Зыздак
Задумка хороша, но пока это именно что только заготовка, недошлифованная и даже недоточенная
Почему?
Да потому что прослеживается нарушение логики словообразований и неологизмов.
Стелить вашу гать – отличная находка, супер. Браво автор. а рдм – часть понятий заменена, часть нет, логика отбора отсутствует, критерии непонятны – почему одно заменяется, а другое нет? Почему цифромет остался таки цифрометом? А зыздак таки зыздак? Понимаете, о чем я?
Не очень понятна и логика происходящего и реакций и поведения героя. Если он не пугл, то какого грызла сразу не засек линию по звуковой волне? пока не пропал сигнал и еще был вполне себе азза? Кто он вообще такой? Из какого пуглятника сбежал, оглушив санитара? Какого грызла сидит на орбите и ждет неминуемого зыздака, хитин почесывая? Он тайный зыздакофил?
Короче, игра со словами понравилась
Отсутствие логики сюжета и поведения героев – не очень
Зов предков
Вряд ли глизеанцы, настолько опередившие человеческую расу в плане техническом, что свободно перестраивают именно человеческую технологию, добавляя свои контуры (аметьте, именно перестраивают и именно человеческую, а не меняют все привычные героини агрегатики на свои, что было бы намного проще), при этом могли оказаться настолько неподготовленными в плане человеческой психологии. Скорее всего тут показан процесс отсева инфантильных идиотов, не доросших до вовлечения в запланированную глизеанцами на будущее программу постепенного отказа землян от сегрегации с предками и постепенного приобщения таки и земной цивилизации к многовековой мудрости пращуров. Причем показан через фокал не очень умной героини, так и не выросшей из ментальных подгузников.
Смерть родителей – горе. Но горе естественное – родителям положено умирать раньше детей (потому-то смерть ребенка всегда горе куда более страшное). И то, что героине для счастья нужны ментальные костыли в виде их голосов – уже не очень хорошо ее характеризует, как и то, что взрослый человек считает (на полном серьезе!) себя сироткой, но это даже не главное. И даже то, что подобный вопиющий инфантилизм в героини самым естественным образом сочетается с отношением ко всему миру с позиции сверху, слегка так презрительно-снисходительно, словно она все про всех понимает немножечко больше чем сами эти все – тоже не самое главное, такое отношение как раз типично для инфантильных подростков любого возраста. Хуже другое.
На самом-то деле для нее никакого горя нет и в помине – про умерших родителей она вспоминает вскользь и чуть ли не на середине текста, а вся первая часть посвящена довольно подробной объяснялке про взаимоотношения людей и инопланетян и заморочки инопланетного социума, причем написанной даже с налетом этакого ироничного снисходительного юморка – то есть, ни о какой настоящей трагедии речи тут не идет от слова совершенно. Нет соответствующих настоящей трагедии эмоций, когда ни о чем другом невозможно думать, нет жути, нет надрыва – есть поверхностненькое такое упоминание сиротства (!), уже само по себе много чего говорящее о личности героини, особенно на таком вот фоне.
То есть, героиня жаждет вовсе не возвращения родных – она хочет возвращения привычного комфорта, причем еще и огламурненного и заглянцованного ретушью постсмертия. И для такой ситуации вполне логичное продолжение – ткнуть инфантилку мордой в ее собственное же… хм… ну скажем так – мировосприятие. Заметим – к финалу героиня таки слегка взрослеет, перешагивая на следующую ступеньку развития и догадавшись, что ментальные костыли – не всегда благо, и большинство взрослых нормальных людей вообще-то и без них вполне комфортно себя чувствуют. Может быть, когда-нибудь она научится смотреть на окружающее не свысока и вспоминать о родных и знакомых не только один сплошной негатив.
То, что таких, как героиня, среди клиентов инопланетян оказалось большинство – говорит о хорошем понимании ими человеческой психологии и качественной аналитической работе, а также преднамеренном отборе именно вот таких инфантилов для тыкания их мордами в их же собственное восприятие мира – авось повзрослеют хотя бы к старости.
ДВА ЗЛА
Этот рассказ отметила бы даже не получив заявку
Редкий случай крайне неудачного начала и очень сильного дальнейшего текста – настолько сильного, что по прочтении не удержалась, вернулась к началу с желанием убедиться в собственной неправоте – ну не может быть настолько скверным и лобовым начало, как мне запомнилось! Дальше то прелесть что такое идет!
Убедилась
Может.
Такое впечатление, что не просто два разных рассказа, а даже и авторы разные, и тот, кто писал рваные нервные диалоги, внешне такие нейтральные, но полные внутреннего саспенса и натянутые на остриях отдельных слов, словно стихотворные строки, дающие мир пунктиром, отдельными вспышками стробоскопа – но как же жестко дающие! Навсегда врезающие в сетчатку! – тот автор на порядок выше того, который написал два первых корявых абзаца про столкнувшиеся машины, звук удара и дебильноватых прохожих. Как минимум – на порядок!
Дико разный уровень
Редко такое встретишь
Автор!!!
Не поленитесь, дотяните первые строки до уровня остального рассказа. Или просто выкиньте их нафиг – и то лучше будет.
То ли девочка, то ли
Могло бы быть вполне себе пристойно – если бы не было так скверно вычитано. Точнее, невычитано вообще
…Но прыщи и неуверенный взгляд не спасают ни модные шмотки,
Очень корявая фраза – вообще непонятно даже, кто кого должен спасать и почему? Прыщи шмотки? Или шмотки прыщи? По идее шмотки должны были спасать самого обладателя прыщей – и от собственно прыщей
…Вокруг, туда-сюда сновали обнаженные «черт знает кто
Запятая лишняя
…Остальные будто и не замечали трансформации, с ними произошедшими
Падежная рассогласованность
…зал с уродами закружился, и он впал в забытье
зал? Димон упоминался тремя предложениями ранее, далековато
а по сути – баечка о том, как опасно пить с незнакомцами и знакомиться с девушками, которых они предлагают. Что-нибуь обязательно подцепишь – не триппер, так шейный платок.
Атака на позитив
Великолепная идея – и просто таки потрясающая последняя фраза, которая превращает в фишечки то, что по мере чтения казалось багом (например, какие захватчики, какие войны, если только что говорилось что там мир да гладь?!) – и дико скверное исполнение. Язык ужасен – обилие повторов, словесных паразитов и корявостей, когда из-за неверных согласований аудитория пожимает плечами, а студенты смотрят на десятилетнего сына вместо того чтобы смотреть на объявление или стенд (непонятно кстати, что имелось в виду). Жаль, короче – идея хороша
Палимпсест
Если Управитель и Исполняющий – не выходцы из позднесоветской России – то ОЧЕРЕДНОЙ в их речи анахронизм и речевой паразит. Особенно рядом с ДАВЕШНИМ – который из России куда более раннего периода.
Эти слова – четкие маркеры места и времени. Если они даны для показа вневременности и внеместности героев – их должно быть намного больше, раз в десять больше! Пока смотрятся багом, а не фичей
Управитель – женщина? Или трансвестит?
Если нет – почему он носит женские туфли? Ибо КАБЛУЧОК – принадлежность туфли именно женской, у мужских все же каблук, даже у тех, что носят танцоры-чечеточники.
Вот интересная штука – тут тоже разговор довольно рваный и вроде как внешне спокойный и напряженный внутри (во всяком случае, вроде как именно так и хотел показать автор, иначе вообще непонятно зачем все это было?). но насколько же лучше это сделано в ДВА ЗЛА! Там – продирало – здесь же я понимаю умом, что вроде как напряжение быть должно, но совсем его не чувствую. Не вижу и картинки – только листья, меняющие цвет под взглядом, вот эта картинка, пожалуй, самое яркое ощущение от рассказа, самое пронзительное. Потрясающая картинка! Но и она размывается длинным диалогом ни о чем.
Ведь по сути – какую информацию этот занимающий две трети рассказа диалог несет, которой нам ранее не сообщалось? Да никакой, все повторяется. Нам уже ранее говорилось о бессмысленности происходящего, о его фальшивости, вторичности и показушности, теперь говорится все то же самое – но уже в диалоге сверхсил, собственно в этом виновных. Информация о том, что эти сверхсилы, оказывается, просто хотят править миром, сообщается лишь в последней фразе – как, собственно, и то, что порядок в этом мире под запретом.
Любой порядок – даже чечетка!
Потрясающая новость! Интереснейшая! Но подается она в самом финале, в качестве финальной фразы (а для финальной фразы она не то чтобы слабовата – просто не провешена заранее, понимаете? Совершенно посторонней кажется, и потому выстреливает куда-то влево, а не в цель), а до того – сплошное пережевывание одного и того же
Может быть, так и задумывалось и это должно было создать ощущение проступания прежнего текста сквозь натиснутый сверху. Тогда, возможно, надо все ж таки как-то чуть иначе расставить акценты – потому что сейчас ощущение нарочитости повторов нет, есть только раздражение от них
Победа
Очень корявый текст
Первая же фраза неудачна – неверная форма глагола, из-за чего кажется, что народ к очень далекой площади именно что брел, долго и нудно. А не сбредался
…низко пряча головы
это как?
… тётка Швая в бесформенной рубахе и бурых штанах сплюнула в грязь.
То есть – тут имеется в виду та тетка Швая, которая именно в бесформенной рубахе и бурых штанах? А не другая тетка Швая, которая в бурой рубахе и бесформенных штанах? Если нет и тетка Швая вообще там одна – то предложение построено неверно
То же самое касается и Мике-голодранца – очень редко при обращении указывают полный титул, обычно окликают или по прозвищу, или по имени, если, конечно, рядом нет других голодранцев и других Мике, которые могли бы принять обращение на свой счет
… Ведьма же! Снова нахлынуло побледневшее уже чувство.
Во-первых – на кого нахлынуло? Пока что у нас был фокал всевидящего автора. Во-вторых – побледневшее – неверный термин
Там и еще есть, но при желании их уже можно, конечно, списать уже на нервозность и малограмотность главгера, потому что далее идет фокал через уличного мальчишку, вряд ли слишком умного и точно не очень образованного. А вот начало, которое дается от лица всевидящего автора, в таком случае должно быть вылизано и отшлифовано до блеска. Тогда вопросов не возникнет – баг или фича?
Далее – по форме. Точка – очень сильный знак. Он обрывает мысль. Делает паузу. Заставляет споткнуться, остановиться, подумать. Абзац – знак еще более сильный. Обрыв мысли после нового абзаца становится куда жестче и значительнее, пауза длиннее. Однако если точками отделять каждое второе слово, а абзацем – каждое второе предложение – вся их сила пропадает напрочь, становится белым шумом. Перестает восприниматься.
Понимаете, о чем я?
Это как капслок или курсив – одно выделенное слово сработает, особенно если выделено в тему и к месту, а если много слов подряд так выделено – становится просто трудно читать и все. Никакого другого чувства такое количество полуторострочных абзацев подряд у читателя уже не вызывает, только раздражение. Короче – прием покаха рваных скачущих мыслей выбран не самый удачный, вот я. собственно, о чем.
Что же касается сути…
То тут перевертыш сработал, скорее, в обратку – как только я поняла, что сжигать собираются не живую девушку, а всего лишь картину – все! Никакого более ужаса, никакого особого сочувствия жертве. По мне так пусть лучше сжигают Джоконду, чем живую девушку.
Джоконде не больно.
Война
И грустно, и мрачно, и некому руку… ну да, теперь уже точно некому.
Крепкая миниатюра, написанная неплохим языком. Грамотная. Злободневная. Даже злая. Эпоха киянискатци. Мира, потерявшего равноесия, когда любого пустяка достаточно, чтобы все рухнуло.
Это плюсы.
Из минусов – разве что одноуровневость и предсказуемость.
Чем все кончится – понятно уже из названия, и когда возникают смонтированный фейк про ракеты – становится понятным и как. До самого последнего надеялась на финальный выверт, неожиданный твист, который перебросил бы текст на новый уровень. Его не оказалось. Ну что ж, в принципе рассказ и так есть, и неплохой. Этого тоже немало
Лишний раз напомнить…
Рождающие миры
Отличная идея о детях=миротворцах – слиьно подпорченная (если не сказать, почти убитая) крайне небрежным исполнением. С грамотностью все более ли менее нормально, а вот с языком и стилем похуже
… но он знал их безобидную природу не глядя
Очень корявая фраза
… взгляд на часы — ещё полчаса
Повтор однокоренных рядом
Много штампованных красивостей и канцелярита – отвлечься от мирских забот, пользуясь моментом, восполняла силы, вверенной ему территории, сотрудница коммунальной службы, многопрофильный сотрудник, дворовые угодия и так далее.
Три последовательно сменившиеся фокала – многовато для миниатюры, тем более что есть еще и всевидящий автор
… Участок вокруг двухэтажного дома не был так велик
Именно такой порядок слов требует четкого продолжения, отвечающего на вопрос – КАК ВЕЛИК? Иначе требуется перестановка слов – БЫЛ НЕ ТАК ВЕЛИК
Дворовые угодья и не могут представлять никаких опасностей – они могут их таить.
… А ему нужно успевать,
Успевать – незаконченное действие. Тут – успеть
… просеял квадрат с песком,
Квадрат нельзя просеять – можно только песок в этом квадрате. И почему не назвать его просто песочницей? Понимаю, что не хотелось спойлеров, но выглядит очень нарочито и фальшиво, он же не робот
ПЛАЧЬ с мягким знаком пишется в том случае, если это повелительный глагол. Существительное – без
…сон час кончился.
Если это новоязный авторский неологизм – то скорее сончас в одно слово будет, в два корявовато и двусмысленно. Ну или через дефис хотя бы. А лучше все же целиком тихий час
Вопросы по логике - почему работник становится помощником на свой страх и риск, если это его работа, причем директор только что ему об этом напомнил? Профессиональные обязанности никак не согласуются с «на свой страх и риск»
Откуда в кабинете бухгалтерши взялось новое окно. Если робота-починщика никто ей так и не починил?
Почему бухгалтерша тоже отдыхает только во время сончаса – ведь с детьми она как раз вообще не контактирует по роду своей деятельности?
Сама возможность задать эти вопросы говорит о том. Что рассказ рассыпается
Дикая штучка
Сейчас – просто улыбательная высокорейтинговая баечка 18+
А могло бы быть вау-акакя-прелесть – если бы чуть прописать скуку или даже отчаяние Олега, которому до тошноты надоел вот такой способ нестандартного привлечения и удержания скучающих клиенток! Но – надо, в контракте прописано черным по белому или там шантаж больной мамой, а за это дико доплачивают.
ДВЕ ЖЕНЩИНЫ В ОДНОМ ДОМЕ – за изящнейшее раскрытие темы хаоса и тонкое понимание психологии, как кошачьей, так и мужской.
НЕ ЖЕНСКОЕ ДЕЛО – за финальный трамплин про право-лево, который делает весь рассказ
ТАНАТОС - за оригинальность освоения Марса - скотеров вроде как пока еще никто для этой цели не использовал, если не считать негров у Бредбери, но там было немножечко о другом все же и с другого ракурса
ЧТО-ТО НЕ ТАК - за духзахватывающее балансирование на грани страшной игры - которое, увы, подпортил финальный твист с раздвоением личности
а пока большая просьба отметиться в предыдущем постике http://astranova.livejournal.com/44840.html
(или в посте собственно сообщества ПРИТЯЖЕНИЕ) http://club-attraction.livejournal.com/177571.html?view=9081763#t9081763
о необходимости и крайней востребованности ежеквартального бумажного приложения МАССАРАКШ к ростовской газете, в котором будут публиковаться лучшие рассказы с конкурса ВАРЕНИКИ, а в будущем, возможно и с АСТРА-БЛИЦА - главное, чтобы столь полезное начинание таки началось
а оно начнется - если редактор убедится, что это нужно кому-то еще, кроме собственно оргов конкурсов и самого редактора