Астарта – индоевропейская богиня?
matveychev_oleg — 02.09.2019 В эпоху Нового царства (XVI-XI вв. до н.э.) в египетский пантеон вошли пять западносемитских божеств – Ваал, Решеф, Хаурон, Анат и Астарта. Астарта (Аштарт) стала в Египте по преимуществу покровительницей коней и колесниц. Такая её роль хорошо засвидетельствована как письменными, так и изобразительными источниками.Самым ранним египетским текстом, упоминающим Астарту, является надпись на Стеле Сфинкса фараона Аменхотепа II (1425-1400 гг. до н.э.). В ней он сообщает, что, ещё будучи царевичем, трудился в конюшне своего отца Тутмоса III (1479-1425 гг. до н.э.) в Мемфисе, ухаживая за конями и обучая их. Далее говорится, что «Решеф и Аштарт радовались этому», из чего можно заключить, что египтяне считали этих божеств покровителями коней. Сын Аменхотепа II Тутмос IV (1400-1391 гг. до н.э.) в надписи, украшавшей его колесницу, называет себя «отважным на колеснице как Аштарт» (ṯnr ḥr ḥtr mỉ ‘strt).
Эзотерическая «Песнь о царской колеснице» (предположительно эпоха XIX династии), отождествляющая оружие и части колесницы фараона с различными явлениями и божествами, утверждает: «Рогатки ярма (ḏr.wt – букв. «руки») твоей колесницы – Анат и Аштарт», т.е. рогатки ярма «едут» на спине коня подобно тому, как на ней едут эти богини-воительницы.
Рельеф из Карнака, изображающий Сети I (1294-1279 гг. до н.э.) поражающим кочевников шасу возле какого-то города в Ханаане, сопровождается надписью, которая именует фараона «возлюбленным Монту и Аштарт». В надписи на рельефе из Мединет Хабу, посвящённой победе Рамзеса III (1184-1153 гг. до н.э.) над ливийцами, говорится, что «Анат и Аштарт – его щит», т.е. две эти богини сопровождают царя в колеснице, управляя его конями и защищая его от стрел. Астарта также связывается с конями в происходящей из вассального Египту Угарита «книге снов» (spr ḥlmm), упоминающей «коня Аштарт» (śśw.‘ṯtrt) в составе протазиса предсказания о будущем (KTU 1.86.6).
Известно несколько десятков египетских изображений богини-воительницы верхом на коне эпохи Нового царства. Во всех случаях, когда в сопровождающей надписи указывается её имя, она называется Астартой. Так, на территории египетской крепость в Тель-эль-Борг на Синайском полуострове была найдена стела, воздвигнутая человеком по имени Бету, носившим звание «старший над конями» (imy-r ssmt). В верхней части стелы изображены Решеф, названный «господином конюшни» (nb pr iḥw), и Астарта. Богиня представлена сидящей на престоле, который покоится на спине коня. В одной руке она держит копьё, в другой – копьё и щит.
На другой стеле, хранящейся в музее Турина, Астарта (‘t) представлена верхом на коне с поводьями, обвязанными вокруг бёдер. За спиной у неё висит тул со стрелами, и она стреляет из лука в убегающего нубийца. Это, по всей видимости, самое раннее известное изображение стрельбы из лука со спины коня, однако, учитывая его уникальность, было бы опрометчиво предполагать, что подобный способ стрельбы в реальности практиковался в Египте эпохи Нового царства. Данное изображение может быть таким же плодом фантазии художника, как и установленный на спине коня престол на стеле из Тель-эль-Борга.
Связь Астарты с колесницами сохранялась в Египте в течение долгого времени после прекращения их военного использования. На рельефе храма Гора птолемеевского времени в Эдфу львиноголовая Астарта изображена на попирающей врагов колеснице в сопровождении надписи: «Аштарт госпожа коней и колесниц» (‘sṯrdt ḥnwt ssmwt wrryt).
Примечательно, что слова, которыми в этой надписи названы кони и колесницы, являются по происхождению индоевропейскими. Есть основания предполагать, что индоевропейское происхождение имеет и имя Астарты. Это имя засвидетельствовано во всех ветвях семитской языковой семьи – у восточных семитов в форме Ištar, у западных – в формах ‘Aṯtar и ‘Aṯtart. Форма с женским формантом -t, по всей видимости, является поздней, а для прасемитского данное имя реконструируется в виде *‘aṯtar.
Уже давно было замечено сходство этого слова с индоевропейским словом «звезда» – *h2stēr (> хет. ḫasterz(a) (<*h2stēr-s), тох. А śren (мн.ч.), тох. В ścirye (ж.р.), индоар. str̥bhiḥ (мн.ч. инстр.п.), авест. stārəm (вин.п.), гр. ἀστήρ, лат. stēlla, ср.-ирл. ser, англ. star). Фонетически эти два слова весьма близки между собой, кроме того, сходна и их семантика. В семитских культурах носившее данное имя божество устойчиво связывалось со звёздами и другими небесными телами. Так, например, в Месопотамии богиню Иштар представляла планета Венера.
Чаще высказывается предположение о заимствовании семитского слова в праиндоевропейский, однако противоположный путь заимствования выглядит более правдоподобным. Четырёхсогласные основы для семитских языков крайне необычны, и для слова *‘aṯtar не находится никакой правдоподобной семитской этимологии. Кроме того, для общесемитского реконструируется другое слово со значением «звезда» – *kabkab. Что касается слова *h2stēr, то оно имеет идеальные индоевропейские этимологию и морфологию (глагольный корень *h2ehx-s- «гореть» + инструментальный суффикс -ter-). Другие слова со значением «звезда» для праиндоевропейского не реконструируются.
Каким образом индоевропейское слово в близкой к хеттской форме могло попасть в прасемитский? – Вспомним, что во 2-й половине V тыс. до н.э. в степях между Доном и Волгой возник культурный горизонт Новоданиловка, представлявший собой ранний этап экспансии индоевропейцев из области Самарской и Хвалынской культур. В результате продвижения этих воинственных конных племён, вожди которых в качестве символов власти использовали конеголовые скипетры, вдоль черноморского побережья на юго-запад возникла культура Суворово, в носителях которой видят предков хеттов. Нет никаких препятствий для предположения, что какие-то группы новоданиловцев двигались не на юго-запад, а прямо на юг, и через Кавказ достигали Передней Азии. Там они могли вступать в контакты с прасемитами, приведшие к заимствованию в прасемитский язык индоевропейского слова «звезда».
Догадки о такой ранней индоевропейской миграции в Переднюю Азию высказываются уже давно, и её доказательствами в будущем могут послужить материалы палеогенетики.
из блога aquilaaquilonis
|
</> |