Астарта – индоевропейская богиня?

топ 100 блогов matveychev_oleg02.09.2019 В эпоху Нового царства (XVI-XI вв. до н.э.) в египетский пантеон вошли пять западносемитских божеств – Ваал, Решеф, Хаурон, Анат и Астарта. Астарта (Аштарт) стала в Египте по преимуществу покровительницей коней и колесниц. Такая её роль хорошо засвидетельствована как письменными, так и изобразительными источниками.

Самым ранним египетским текстом, упоминающим Астарту, является надпись на Стеле Сфинкса фараона Аменхотепа II (1425-1400 гг. до н.э.). В ней он сообщает, что, ещё будучи царевичем, трудился в конюшне своего отца Тутмоса III (1479-1425 гг. до н.э.) в Мемфисе, ухаживая за конями и обучая их. Далее говорится, что «Решеф и Аштарт радовались этому», из чего можно заключить, что египтяне считали этих божеств покровителями коней. Сын Аменхотепа II Тутмос IV (1400-1391 гг. до н.э.) в надписи, украшавшей его колесницу, называет себя «отважным на колеснице как Аштарт» (ṯnr ḥr ḥtr mỉ ‘strt).

Эзотерическая «Песнь о царской колеснице» (предположительно эпоха XIX династии), отождествляющая оружие и части колесницы фараона с различными явлениями и божествами, утверждает: «Рогатки ярма (ḏr.wt – букв. «руки») твоей колесницы – Анат и Аштарт», т.е. рогатки ярма «едут» на спине коня подобно тому, как на ней едут эти богини-воительницы.

Рельеф из Карнака, изображающий Сети I (1294-1279 гг. до н.э.) поражающим кочевников шасу возле какого-то города в Ханаане, сопровождается надписью, которая именует фараона «возлюбленным Монту и Аштарт». В надписи на рельефе из Мединет Хабу, посвящённой победе Рамзеса III (1184-1153 гг. до н.э.) над ливийцами, говорится, что «Анат и Аштарт – его щит», т.е. две эти богини сопровождают царя в колеснице, управляя его конями и защищая его от стрел. Астарта также связывается с конями в происходящей из вассального Египту Угарита «книге снов» (spr ḥlmm), упоминающей «коня Аштарт» (śśw.‘ṯtrt) в составе протазиса предсказания о будущем (KTU 1.86.6).


Известно несколько десятков египетских изображений богини-воительницы верхом на коне эпохи Нового царства. Во всех случаях, когда в сопровождающей надписи указывается её имя, она называется Астартой. Так, на территории египетской крепость в Тель-эль-Борг на Синайском полуострове была найдена стела, воздвигнутая человеком по имени Бету, носившим звание «старший над конями» (imy-r ssmt). В верхней части стелы изображены Решеф, названный «господином конюшни» (nb pr iḥw), и Астарта. Богиня представлена сидящей на престоле, который покоится на спине коня. В одной руке она держит копьё, в другой – копьё и щит.

Астарта – индоевропейская богиня?

На другой стеле, хранящейся в музее Турина, Астарта (‘t) представлена верхом на коне с поводьями, обвязанными вокруг бёдер. За спиной у неё висит тул со стрелами, и она стреляет из лука в убегающего нубийца. Это, по всей видимости, самое раннее известное изображение стрельбы из лука со спины коня, однако, учитывая его уникальность, было бы опрометчиво предполагать, что подобный способ стрельбы в реальности практиковался в Египте эпохи Нового царства. Данное изображение может быть таким же плодом фантазии художника, как и установленный на спине коня престол на стеле из Тель-эль-Борга.

Астарта – индоевропейская богиня?

Связь Астарты с колесницами сохранялась в Египте в течение долгого времени после прекращения их военного использования. На рельефе храма Гора птолемеевского времени в Эдфу львиноголовая Астарта изображена на попирающей врагов колеснице в сопровождении надписи: «Аштарт госпожа коней и колесниц» (‘sṯrdt ḥnwt ssmwt wrryt).

Астарта – индоевропейская богиня?

Примечательно, что слова, которыми в этой надписи названы кони и колесницы, являются по происхождению индоевропейскими. Есть основания предполагать, что индоевропейское происхождение имеет и имя Астарты. Это имя засвидетельствовано во всех ветвях семитской языковой семьи – у восточных семитов в форме Ištar, у западных – в формах ‘Aṯtar и ‘Aṯtart. Форма с женским формантом -t, по всей видимости, является поздней, а для прасемитского данное имя реконструируется в виде *‘aṯtar.

Уже давно было замечено сходство этого слова с индоевропейским словом «звезда» – *h2stēr (> хет. ḫasterz(a) (<*h2stēr-s), тох. А śren (мн.ч.), тох. В ścirye (ж.р.), индоар. str̥bhiḥ (мн.ч. инстр.п.), авест. stārəm (вин.п.), гр. ἀστήρ, лат. stēlla, ср.-ирл. ser, англ. star). Фонетически эти два слова весьма близки между собой, кроме того, сходна и их семантика. В семитских культурах носившее данное имя божество устойчиво связывалось со звёздами и другими небесными телами. Так, например, в Месопотамии богиню Иштар представляла планета Венера.

Чаще высказывается предположение о заимствовании семитского слова в праиндоевропейский, однако противоположный путь заимствования выглядит более правдоподобным. Четырёхсогласные основы для семитских языков крайне необычны, и для слова *‘aṯtar не находится никакой правдоподобной семитской этимологии. Кроме того, для общесемитского реконструируется другое слово со значением «звезда» – *kabkab. Что касается слова *h2stēr, то оно имеет идеальные индоевропейские этимологию и морфологию (глагольный корень *h2ehx-s- «гореть» + инструментальный суффикс -ter-). Другие слова со значением «звезда» для праиндоевропейского не реконструируются.

Каким образом индоевропейское слово в близкой к хеттской форме могло попасть в прасемитский? – Вспомним, что во 2-й половине V тыс. до н.э. в степях между Доном и Волгой возник культурный горизонт Новоданиловка, представлявший собой ранний этап экспансии индоевропейцев из области Самарской и Хвалынской культур. В результате продвижения этих воинственных конных племён, вожди которых в качестве символов власти использовали конеголовые скипетры, вдоль черноморского побережья на юго-запад возникла культура Суворово, в носителях которой видят предков хеттов. Нет никаких препятствий для предположения, что какие-то группы новоданиловцев двигались не на юго-запад, а прямо на юг, и через Кавказ достигали Передней Азии. Там они могли вступать в контакты с прасемитами, приведшие к заимствованию в прасемитский язык индоевропейского слова «звезда».

Догадки о такой ранней индоевропейской миграции в Переднюю Азию высказываются уже давно, и её доказательствами в будущем могут послужить материалы палеогенетики.

из блога Астарта – индоевропейская богиня? aquilaaquilonis



Оставить комментарий



Архив записей в блогах:
Президент Белоруссии Александр Лукашенко поручил разработать программу преобразования белорусской науки. Поручение было дано на совещании по вопросу развития научной сферы. На его выполнение президент отвел три месяца. Отечественная наука, как заявил Лукашенко, должна ...
Недолго я ныла и искала компанию покурить кальян. Как настоящий шизоид вышла из положения просто - купила себе кальян домой, не самый дорогой, но и не самый дешевый. С ситечком и всякими новинками-прибамбасами, теперь не нужна фольга. Вот и покурила уже два раза - табак без никотина и ...
Я - полная противоположность большинства девушек. В отношениях я никогда не требовала мне что-то купить, подарить, оплатить. Напротив, когда мы идем в ресторан - я заказываю себе самые недорогие блюда и напитки. Или говорю, что сыта, и заказываю очень по-минимуму. Вообщем делаю все, чтобы ...
Попытался понять, какие продукты никогда не пробовал в свое несчастное и голодное советское детство (ирония, если что), о каких и не слышал, а о каких — слышал, но не видел. Вы ...
Посетил сегодня с визитом райвоенкомат. Там мне заявили, что для того, чтоб отправить меня партизанить, мне надо пройти медкомиссию. Только вот незадача, у них медкомиссия в отпуске и ехать надо в дежурную - в Зеленоград! (для немосквичей - ...