Астана: холодный, безлюдный и запретный город

топ 100 блогов gre4ark12.12.2018 Астана: холодный, безлюдный и запретный город

Новый город – это всегда вызов. Крайне просто допустить досадную оплошность и получить мёртвый кусок земли с панельками и дорогами между ними: моногорода, иннограды, новые столицы, спутники и многие другие примеры слишком часто доказывают, что город – это не просто набор кирпичей.

Успех города – это сложный процесс взаимосвязанных факторов: экономика, социология, транспорт, застройка и другие параметры формируют друг друга. Если мы возьмём обычный город с историей, то там все связи выстраиваются эволюционно: слабое отмирает, сильное развивается, ошибки и кризисы учат. Это как взросление человека: падения учат подниматься и делают нас сильнее. В новых же городах пытаются перескочить это и сразу стать взрослым и мудрым – чаще всего это кончается фиаско.

Если новые города прошлого строились вокруг крепостей, рынков и университетов с учётом человеческого масштаба окружения, то города ХХ столетия строились вокруг машины. Эффект столицы Бразилии научил всё мировое сообщество, что города живут по своим законам, а не фантазиям градостроителей. К сожалению, в Астане не учли эти ошибки.

Знакомая каждому советскому человеку концепция микрорайонов родилась во второй половине прошлого века. Это был ответ на автомобилизацию и средневековые условия жизни: простор для современного человека с сохранением безопасных условий внутри мегаквартала, а по периметру идут огромные дороги для машин. Со временем выявились психологические и экономические проблемы пустырей вокруг домов, а широкие дороги всё равно не спасали от пробок.
Астана: холодный, безлюдный и запретный город

Эволюция вытеснила автомобильный масштаб городов: вновь вернулись кварталы человеческого размера, среднеэтажная застройка, а улицы делают с приоритетом пешеходов и общественного транспорта. Это наглядно можно посмотреть на примере моих прошлых постов про новые районы.
Астана: холодный, безлюдный и запретный город

Астане всего 20 лет, в это время уже понимали ошибки прошлых подходов. К сожалению, создатели города об этом не знали. Вполне возможно, что архитекторы и градостроители просто не умели делать что-то отличное от привычных мегакварталов с огромными дорогами. Или свою роль сыграла психология выбора типовой коробки главы государства. В итоге прямо в центре города есть огромные развязки, но даже не смогли сделать удобные дорожки для людей между домами.
Астана: холодный, безлюдный и запретный город

Угадаете, что происходит каждый день в час пик? Огромные развязки с широкими дорогами почему-то не спасли, максимум пробка перенеслась на квартал дальше.
Астана: холодный, безлюдный и запретный город

Астана – типичный пример архитектуры для птиц и космонавтов:
Астана: холодный, безлюдный и запретный город

То, что хорошо смотрится на макете, в реальности оказывается огромным пустым пространством. Задумка архитектора не видна с уровня человека:
Астана: холодный, безлюдный и запретный город

Самый центр города, за 10 минут ходьбы туда-сюда я встретил около 7 человек. Успешное общественное пространство! Представить такое где-нибудь на Красной площади в Москве или казанской улице Баумана невозможно.
Астана: холодный, безлюдный и запретный город

С архитектурой проблемы не только на уровне планирования города, но и при непосредственном контакте человека с ней. Хотя чаще всего к ней даже невозможно подойти:
Астана: холодный, безлюдный и запретный город

В Астане меня пытались задержать за съёмку. У местного парламента и дворца президента я сфотографировал пандус из полированного гранита. Через полторы минуты появился охранник и началась ода про запретную зону и украинских шпиёнов (шутка). Ни одной таблички с запретом, конечно же, не было, но меня взяли на карандаш!
Астана: холодный, безлюдный и запретный город

Самое забавное, что всё давно отснято и лежит в свободном доступе на Я.картах:
Астана: холодный, безлюдный и запретный город

Стиль построек напоминает евроремонт историка античности – он видел колонны, лестницы и определённые пропорции, но у Гиви на рынке был только самый дешёвый вентфасад и стекло с отражающим напылением.
Астана: холодный, безлюдный и запретный город

Классическую архитектуру часто используют для административных зданий, ведь она имеет образ государства и статуса в головах многих людей. Даже на картах навигации суды и другие учреждения часто отмечают в виде дома с колоннами и наклонной крышей. Такие постройки должны вызывать трепет и уважение у входящих, но в случае Астаны появляется чувство смеха – пропорции нарушены, а кустарно нарезанная плитка дешёвого керамогранита ассоциируется только с браком. Простая замена плитки на штукатурку улучшила бы в разы внешний вид.
Астана: холодный, безлюдный и запретный город

С жилой застройкой всё чуть проще, но не менее грустно:
Астана: холодный, безлюдный и запретный город

Сделать вход на уровне тротуара нигде не смогли, безбарьерной среды нет в принципе. Нормальный водоотвод тоже оказался слишком сложным, поэтому на ступеньках лёд, а ноги жителей спасает ковёр:
Астана: холодный, безлюдный и запретный город

Застройка на противоположном берегу (старый город) чуть лучше в плане архитектуры, она хотя бы не претендует на внимание человека к себе. В остальном – это обычные человейники:
Астана: холодный, безлюдный и запретный город

Относительно приятными оказались только местные небоскрёбы недалеко от правительственного центра: сдержанный стиль, интересная форма и соответствие стиля материалам.
Астана: холодный, безлюдный и запретный город

Зимой вопрос архитектуры и внешнего вида города особо не стоит – все смотрят под ноги и пытаются не упасть:
Астана: холодный, безлюдный и запретный город

Удивительно, как простой вопрос удаления льда парализует движение огромного числа людей. Вместо своевременного прометания и посыпки гранитной крошкой или хотя бы солью здесь предпочитают выгонять дворников с ломиком. Эффективность обработки: 1 кв.м. за 10 минут:
Астана: холодный, безлюдный и запретный город

Особенно смешно смотрятся велодорожки. Лучше бы коньки выдавали:
Астана: холодный, безлюдный и запретный город

Также здесь поставили инновационные скамейки с велопарковкой, солнечной панелью и зарядками. Из металла.
Астана: холодный, безлюдный и запретный город

Про климат вспомнили лишь в транспортном департаменте, который устанавливает остановки с тёплым павильоном.
Астана: холодный, безлюдный и запретный город

Я противник таких остановок. Не потому что я ненавижу людей, а потому что их дорого ставить и содержать. Лучше пустить эти деньги на выделенные полосы с камерами и дотации оператору, чтобы наладить надёжную сеть общественного транспорта. Магистральные автобусы должны ходить каждые 5-10 минут, тогда люди просто не успевают замёрзнуть. Здесь же онлайн табло местами показывали время ожидания в 20 минут.
Астана: холодный, безлюдный и запретный город

Также появляется проблема социального контроля: на остановке становится комфортно спать, бухать и так далее. В Астане я не увидел граффити или вандализма, но характерный запах внутри стоял.
Астана: холодный, безлюдный и запретный город

Около остановок часто ставят станции велопроката. Идея пересадочной модели и транспорта от остановки до двери хорошо работает с электричками и метро, но ещё нужно иметь пункты проката внутри микрорайонов. Здесь же станции идут по периметру улиц, то есть доехать можно от одной остановки до другой. Интересно, пользуется ли народ велосипедами?
Астана: холодный, безлюдный и запретный город

Иногда встречается пешеходная навигация. Здесь решили не разрабатывать карты для пешеходов с переходами и точками интереса, а просто распечатали автомобильную карту. Также схема окрестности расположена на уровне головы пятилетнего ребёнка, а на высоте взрослого человека написали телефоны экстренных служб. Хорошо здесь получилась лишь жёлтая шапка с человечком – удачно скопировали у Лондона. Как делать правильно, я уже рассказывал.
Астана: холодный, безлюдный и запретный город

В центре недавно ввели платную парковку, стоит порядка 20р за час. Работает ли контроль и платят ли люди, я не знаю, но почему повсеместно не смогли заглубить конструкцию паркоматов – большой вопрос.
Астана: холодный, безлюдный и запретный город

Для знаков могли бы просто ставить огромные билборды, чего мелочиться:
Астана: холодный, безлюдный и запретный город

С безопасностью переходов здесь очень большие проблемы. Часто через широкие улицы идёт зебра без светофора, хотя бывают переходы от машины к другой машине по льду:
Астана: холодный, безлюдный и запретный город

Забор высотой с человека? Почему бы и нет! Плевать, что человек появится на проезжей части неожиданно, главное сделать знаки поярче!
Астана: холодный, безлюдный и запретный город

Короче, архитекторам, транспортникам и урбанистам придётся приложить очень много усилий, чтобы сделать Астану человеческим городом. Подозреваю, что широкие магистрали придётся частично застраивать для создания человеческого размера улиц и застройки, сносить развязки, а чиновников массово пересаживать на автобусы.
Астана: холодный, безлюдный и запретный город

Поделиться записью:

Астана: холодный, безлюдный и запретный город


Астана: холодный, безлюдный и запретный город Астана: холодный, безлюдный и запретный город Астана: холодный, безлюдный и запретный город Астана: холодный, безлюдный и запретный город Астана: холодный, безлюдный и запретный город


Посты по теме:
Мои путешествия
Астана: холодный, безлюдный и запретный город

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
« Власти России согласились на сокращение добычи нефти на 2,5 млн баррелей в сутки от контрольного уровня в 11 млн баррелей. Это в 4 раза больше, чем сокращение, от которого власти отказались в начале марта... Новый договор принёс облегчение Москве, но выглядит как болезненная ...
Иван Славинский родился 13 февраля 1968 года в Ленинграде. Его отец — Дмитрий Обозненко, художник-баталист, заслуженный художник РСФСР, а мать — Галина Патраболова, искусствовед. Рисовать Иван начал с 5 лет, профессиональные навыки получил ...
С огромным интересом сейчас прочла список богатейших женщин по версии "Форбса", посмотреть его можно вот тут . Про то, что все дамы в том списке изрядно потрёпаны жизнью, я умолчу. Но вот не могу сдержать эмоций по поводу того, что все без исключения миллиардерши стали таковыми не пр ...
Людмила Алексеева сообщила о своем задержании милицией в Москве при попытке ...
Э-э, давно на ютуб не ходил. Подписалса вперёд там на один странный каналец, с перспективой такскать. Сегодня надежды оправдались )) В комплекте есть усё. Качество 50 на 50 . а так кліп з музикою просто БОМБА !!!!©  Ужасающий танк Оплот, марширующие лыцари, балаклавы чорные, перепу ...