Асбара
messala — 27.05.2021
Во время и после очередного всплеска арабо-израильского конфликта
(слава Б-гу, уже опять временно затихшего) в доступной моему
взгляду сети (ЖЖ, в основном) поднялась очередная волна
патриотических постов, живо напомнившая уже, кажется, в Б-зе
почившее сообщество
gaza2009. Б
ольшая
часть этих постов представляет собой выплеск эмоций, вполне
понятных и естественных в такой ситуации. Однако ЖЖ и вообще сеть -
это не тот песок, в который слуга царя Мидаса, страдающий
недержанием тайны, вышептал ее, чтобы скрыть ее от всех. Да и на
том песке, как известно, камыш вырос... Любой пост пишется с
осознанным или нет расчетом на какую-то ответную реакцию аудитории.
На то, чтоб тебя поняли и, как программа-максимум, с тобой
согласились.
Так вот, возвращаясь к временам
gaza2009, я тогда поразился тому,
как люди, уверенные (и даже декларирующие это в правилах и целях
сообщества), что они доносят точку зрения израильской стороны,
пропагандируют и распространяют ее и вообще воюют на фронтах
идеологической войны, объективно выполняли обратную функцию. Вплоть
до того, что их тексты без редактуры можно было переводить на
арабский и распространять в арабских кварталах, если у Вас была бы
цель расширить ряды ХАМАСа. Или переводить на европейские языки и
распространять в Европе, чтобы европейцы схватились за голову и
стали голосовать за бойкот Израиля. ИХ ТЕКСТЫ, а не галимую
палестинскую пропаганду.
Мне это тогда показалось удивительным (хотя, наверное, зря), и я
прям там в сообществе пост тиснул типа "вы тут собрались, чтобы
вести пропаганду среди собственно МЕНЯ. Хотите послушать, какой
эффект она на деле оказывает и почему?" Догадайтесь, какова была
реакция.
И мне тогда стало интересно сформулировать основы правильных
методов убеждения условно посторонних (если у вас такая цель стоит,
а в "газе" именно она и была задекларирована) и, соответственно,
неправильных и недопустимых методов. Просто провальных.
Тут, прежде всего, надо понять, чем пропаганда отличается от
агитации.
Агитация - это методика воздействия на СВОИХ,
чтобы зажечь их сердца, как можно более мотивировать их к
совершению желаемых вами действий. А
пропаганда - средство
убеждения ЧУЖИХ (врагов ли, нейтралов ли, колеблющихся ли). Среди
солдат вражеской армии по ту сторону линии фронта можно вести
пропаганду, но нельзя - агитацию. И методы и технологии этих двух
областей деятельности диаметрально противоположны. Эпик фейл того
сообщества состоял именно в том, что его члены и членки как раз
путали одно с другим.
Продолжение следует.