Ars militaris - 51
qebedo — 23.11.2023 Всеобщий хаос и рождение искусстваПрознав о плывущих к испанцам подкреплениях, герцог де Немур разделил силы на два отряда — д’Обиньи остался защищать Калабрию, а остальные французы стянулись под Барлетту. 21 апреля 1503 года у Семинары д’Обиньи с 4 500 пехоты и 900 кавалерии встретился с испанским десантом под командой дона Фернандо де Андраде де Лас Маринас — 4 000 пехотинцев и 800 кавалеристов. Сражение выиграли испанцы, французы отошли в замок Анджитола, где через месяц сдались. Узнав про сие, Кордоба вышел из Барлетты и напал на Немура, который тоже хотел его разбить до соединения с Андраде. Битва случилась при Чериньоле 28 апреля 1503 года. Французы располагали 1 100 легкой кавалерии (страдиоты), 900 жандармами, 3 500 швейцарами, 3 500 французской пехоты и 40 пушками — всего 9 000 человек. Испанцы имели 800 легких кавалеристов, 800 тяжелых, 1 000 аркебузиров, 2 000 ландскнехтов, 1 700 легкой пехоты и 20 пушек — всего 6 300 человек.
Баталия при Чериньоле
Две армии, не подозревая того, косплеили событие, которое еще не состоялось — битву при Нагасино в Ниппоне 1575 года, Оды Нобунаги супротив Такеды Кацуёри. Испанцы вырыли ров, образовав бруствер, за которым засели аркебузиры. Легкая кавалерия тусила передо рвом, пушки стояли сзади него на возвышении, рубяще-колющая пехота и тяжкая кавалерия — в резерве. Французы же сделали ставку на зерг-раш кавалерии, атаковав… ров с бруствером. Немур, скакавший впереди на боевой коняжке, получил свои вполне заслуженные (по уму и награда) пули в банку и свалился — его тело потом нашли и торжественно погребли. Кавалерия позорно бежала, но дело взяли в свои мозолистые руки швейцары, которых пулями остановить было непросто — они перли вперед, несмотря на потери. Тогда Кордоба выдвинул резервы, контрвдарил, и все французы побежали.
Полная победа — Немур погиб, как и примерно 3 000 его подчиненных. «Победу одержали не храбрость войск и не доблесть (valore) полководца (Гонсало), а небольшой вал и ров, который испанцы соорудили перед своим фронтом и заняли стрелками. Из этой-то позиции пехота и перешла позднее в наступление. Препятствие на фронте — действие огня стрелков, атака или отказ от атаки этого прикрытия, оборона прикрытия или выход из него в контратаку — таковы основные черты, характеризующие отныне картину любого сражения. Гонсало де Кордоба был творцом первичной формы; полководцы, впоследствии применявшие ее, все вышли из его школы» (Х. Дельбрюк).
Лодовико II дель Васто
Останки французов укрылись в Гаэте. 14 мая Кордоба вступил в Неаполь, вражеский гарнизон укрылся в замках Кастель-Нуово и Кастель-дель-Ово, но один из первых в мире осадных инженеров пороховой эпохи Педро Наварро с помощью подземных мин взорвал их стены и взял штурмом. Затем «Эль Гранде Капитан» (Великий командир), как стали звать Кордобу, пошел на Гаэту и осадил ея. Луи XII был «фшоки и трепити», приказав аж трем армиям сразу нобижать на подлого Фернандо II — маршал Бретани Жан де де Риё ворвался в Руссильон (поосаждал крепость Сальсес, но убежал обратно, когда подошли хиспанцы); Ален д’Альбре, граф де Перигор, вошел в Басконию (и ушел обратно); герцог де Ля Тремуй направился на выручку Гаэты. Супротив последнего Кордоба вышел с войском, оставив Гаэту, и расположился за рекою Гарильяно.
Ля Тремуй на «стрелу» не пришел — слег в лихорадке, и французские рати привел Лодовико II дель Васто, маркграф ди Салуццо. Посмотрев на Гарильяно, он решил — да ну, пущай хиспанце попты рвут, перелезая через нее, наше дело Гаэту защищать. Несколько попыток Кордобы переправиться были успешно отражены. Усугубляло дело то, что французов было 23 000 человек, а хиспанцев всего 15 000. Тогдамест Кордоба решил переправиться выше по реке, у форта Суйо, что и было сделано 6 000 пехоты и 200 кавалерии в ночь с 27 на 28 декабря 1503 года. 300 защитников Суйо бежали в замок Кастельфорте, но и его оборонить не смогли и утекли в Траетто. Хиспанце остамшись в Кастельфорте отдыхнуть до утра 29 декабря. Тем временем комендант уже Траетты решил, что не сдюжит, и побежал в Гаэту, кинув пушки и всех раненых.
Узнав про сие, Кордоба кинулся в преследование. Французы в узостях отбивались, но постепенно отход перерос в драп — часть войск бежала в Гаэту, другая — на север, в Рим. Хиспанце потеряли 900 убитых, французы — около 4 000 убитых и еще 4 000 пленных. 2 января 1504 года гарнизон Гаэты капитулировал. «Отец народный» осознал, что в чем-то и где-то он «координально ошибся», и 22 сентября 1504 года подписал в Блуа договор с посланниками Фернандо II, согласно которому арагонец получал всё Неаполитанское королевство. Франция сохранила герцогство Миланское и Геную. Погрели пальцы на всем оном и венетияне — им досталось несколько портов в Апулии и городов в Ломбардии. Папа Римский смог и далее строить для своего сына Чезаре «принципат» в Средней Италии. Во рту у Луи XII остался привкус чего-то кисло-итальянского…
|
</> |