Армянские железные дороги, которые обречены на закрытие, если не решится карабахский конфликт

топ 100 блогов puerrtto28.09.2015 Когда я поделился со знатоками паровозов, что собираюсь написать статью про армянские железные дороги, те усмехнулись: "Армянские ж.д это один поезд Ереван - Тбилиси и тот вот-вот прекратит движение из-за нерентабельности". В их словах есть доля правды, ведь армяно-азербайджанский конфликт перерезал линию Ереван - Баку - Волгоград, а грузино-абхазский конфликт отрезал вторую линию Ереван - Тбилиси - Сочи - Москва. Даже внутреннее сообщение между Ереваном и югом страны, Мегри, было прервано, поскольку линия проходит через азербайджанский анклав Нахичевань. Добавим к этому тяжелое экономическое положение страны, из-за чего еще в начале девяностых прекратили курсировать дизеля из Еревана в Дилижан. Некий просвет в конце тоннеля появился после того, как несколько лет назад РЖД взяли в аренду армянскую ж.д, переименовав ее в Южно-Кавказскую железную дорогу. Пишут, что Россия вложила в реконструкцию сотни миллионов долларов, но если честно, то видимых улучшений я не заметил. Пока лишь одни только разговоры о проекте века - железной дороге в Иран, которую проложат в обход Нахичевани, через горы и перевалы с десятками многокилометровых тоннелей. Но все это на бумаге. А пока что мы прогуляемся в железнодорожное депо Еревана и посмотрим, что происходит там -

Армянские железные дороги, которые обречены на закрытие, если не решится карабахский конфликт



Карта армянских железных дорог, из которой прекрасно видно, как было при СССР и что стало сегодня. Курсирует поезд Ереван - Гюмри - Ванадзор - Тбилиси, есть летняя электричка Ереван - Севан (говорят, что ее закроют, поскольку ходит пустая) и есть ежедневная электричка в Арарат, что близ Нахичевани. Граница с Турцией закрыта, в контролируемом армянами Арцахе (Карабахе) тоже никакого сообщения давно нет. Вокзал в Степанакерте стоит заброшенным. В свою очередь, Нахичевань тоже оказался отрезанным от основной части Азербайджана. Все, больше не функционирует ничего -

Армянские железные дороги, которые обречены на закрытие, если не решится карабахский конфликт

Вокзал в Ереване -

Армянские железные дороги, которые обречены на закрытие, если не решится карабахский конфликт

В здании ереванского вокзала находится небольшой, но интересный музей железной дороги -

Армянские железные дороги, которые обречены на закрытие, если не решится карабахский конфликт

Старые билеты на поезд советской эпохи -

Армянские железные дороги, которые обречены на закрытие, если не решится карабахский конфликт

А этот поезд, Ереван - Кафан, прекратил ходить в 1993 из-за конфликта в Карабахе, ведь линия шла через азербайджанский Нахичевань -

Армянские железные дороги, которые обречены на закрытие, если не решится карабахский конфликт

Армянские железные дороги, которые обречены на закрытие, если не решится карабахский конфликт

По идее, фотографировать на вокзале не разрешается. Но то ли я наловчился фотографировать незаметно, то ли на самом деле полиции глубоко пофиг, но никто мне не сказал ни слова -

Армянские железные дороги, которые обречены на закрытие, если не решится карабахский конфликт

Где-то на вокзале стоит старый паровоз, долго же я его искал. Никто из людей не знал, в итоге сотрудники вокзала показали, как пройти. Оказалось, что надо перейти через пути и обойти электричку -

Армянские железные дороги, которые обречены на закрытие, если не решится карабахский конфликт

Вот он, вот реально специально не найдешь. Обычно подобные памятники стоят перед вокзалом -

Армянские железные дороги, которые обречены на закрытие, если не решится карабахский конфликт

Потом мы отправились в депо Еревана, расположенное примерно в километре к югу от вокзала -

Армянские железные дороги, которые обречены на закрытие, если не решится карабахский конфликт

Всех входящих встречает другой паровоз, их в Ереване два -

Армянские железные дороги, которые обречены на закрытие, если не решится карабахский конфликт

Армянские железные дороги, которые обречены на закрытие, если не решится карабахский конфликт

Депо очень небольшое, фактически здесь лишь два состава "Ереван - Тбилиси - Батуми" и тройка электричек для местного сообщения -

Армянские железные дороги, которые обречены на закрытие, если не решится карабахский конфликт

На этом поезде я приехал в Армению, см. отчет о поездке из Батуми в Ереван -

Армянские железные дороги, которые обречены на закрытие, если не решится карабахский конфликт

Армянские железные дороги, которые обречены на закрытие, если не решится карабахский конфликт

Армянские железные дороги, которые обречены на закрытие, если не решится карабахский конфликт

Поход в депо оставил у меня двойственные впечатления. С одной стороны и от этого никуда не деться - ощущение безнадёги, царящей здесь. Пока не решен карабахский конфликт и остаются заблокированными границы с Азербайджаном и Турцией, им некуда развиваться. Азербайджану хронически необходимо железнодорожное сообщение с Турцией и линия давно существует и она в рабочем состоянии. Но через Армению. Поэтому в 2007 году началось строительство обходной магистрали через Грузию, о чем подробно описывается в Википедии. И вновь Армения оказалась за "бортом" от многомиллионных доходов с транзита.

Эти ребята сохраняют железную дорогу почти что на одном энтузиазме. Бюджетные проблемы настолько глубоки, что за последние двадцать лет не появилось ни одного нового локомотива, ни одного пассажирского и грузового состава. Они восстанавливают старое, продлевая жизнь машинам, многим из которых место в музее. У армянских железнодорождников золотые руки, они собрали этот служебно-технический вагон из остова старой электрички -

Армянские железные дороги, которые обречены на закрытие, если не решится карабахский конфликт

Армянские железные дороги, которые обречены на закрытие, если не решится карабахский конфликт

Армянские железные дороги, которые обречены на закрытие, если не решится карабахский конфликт

Вручную, без необходимого оборудования, используя запчасти с отживших свой век вагонов -

Армянские железные дороги, которые обречены на закрытие, если не решится карабахский конфликт

Армянские железные дороги, которые обречены на закрытие, если не решится карабахский конфликт

Армянские железные дороги, которые обречены на закрытие, если не решится карабахский конфликт

Армянские железные дороги, которые обречены на закрытие, если не решится карабахский конфликт

Такие старые электрички и сегодня курсируют из Еревана в Гюмри и Севан -

Армянские железные дороги, которые обречены на закрытие, если не решится карабахский конфликт

Армянские железные дороги, которые обречены на закрытие, если не решится карабахский конфликт

Словно перенесся во времени в собственное свердловское детство. На такой электричке ездили в сад -

Армянские железные дороги, которые обречены на закрытие, если не решится карабахский конфликт

Армянские железные дороги, которые обречены на закрытие, если не решится карабахский конфликт

Армянские железные дороги, которые обречены на закрытие, если не решится карабахский конфликт

Армянские железные дороги, которые обречены на закрытие, если не решится карабахский конфликт

Эти мужики тянут на себя армянскую железную дорогу. Если бы не они - все давно бы загнулось. Своими руками разобрать старую рухлядь и дать новую жизнь тепловозам и вагонам это дорогого стоит -

Армянские железные дороги, которые обречены на закрытие, если не решится карабахский конфликт

Вы думаете, это свалка старых тепловозов? Увы, нет. Машинам по 30 и более лет, некоторым и полвека. Парк не обновлялся со времен развала СССР. Чтобы сохранить функционирование железной дороги, приходится разбирать часть тепловозов и переносить детали в другие, чтобы хоть что-то работало -

Армянские железные дороги, которые обречены на закрытие, если не решится карабахский конфликт

Тепловозы, собранные здесь по крупицам, в этом самом цеху -

Армянские железные дороги, которые обречены на закрытие, если не решится карабахский конфликт

Армянские железные дороги, которые обречены на закрытие, если не решится карабахский конфликт

Армянские железные дороги, которые обречены на закрытие, если не решится карабахский конфликт

Армянские железные дороги, которые обречены на закрытие, если не решится карабахский конфликт

Я спросил мужиков, а сколько всего тепловозов у армянской железной дороги? Точных цифр они не знали, но ответили, что основная часть здесь. Плюс, еще столько же в Гюмри -

Армянские железные дороги, которые обречены на закрытие, если не решится карабахский конфликт

Несколько месяцев назад этой машины не существовало, она собрана из старых разобранных тепловозов и покрашена -

Армянские железные дороги, которые обречены на закрытие, если не решится карабахский конфликт

Запчасти, вынутые из старых машин - идут на новые -

Армянские железные дороги, которые обречены на закрытие, если не решится карабахский конфликт

Армянские железные дороги, которые обречены на закрытие, если не решится карабахский конфликт

Армянские железные дороги, которые обречены на закрытие, если не решится карабахский конфликт

Армянские железные дороги, которые обречены на закрытие, если не решится карабахский конфликт

Армянские железные дороги, которые обречены на закрытие, если не решится карабахский конфликт

Что сказать? Искреннее желаю, чтобы армянская железная дорога получила "второе дыхание" благодая поглощению РЖД. В гигантоманские планы строительства линии напрямую в Иран (вокруг Нахичевани) и через Сисиан и Горис не верю. Многомиллиардный проект, который никогда не окупится и найти спонсоров будет сложно. Если исходить из идеи того, что лишь бы "освоить средства", а построив все забросить - такой вариант теоретически возможен. Но дойдут ли эти миллиарды до Армении как таковой? Скептически промолчу.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Отклонюсь от тренда своего блога всего лишь на одну чушь. Хотя если развить эту тему то останусь в тренде. Но не стану этого делать. Просто напишу это в стиле того что и как востребовано основной аудиторией и дам пищу, которую с удовольствием хавают (блин, опять еврейское слово). Но шо ...
34 года назад, 30 ноября 1985 года умерла моя бабушка Эля . Мне кажется, не проходит дня, чтобы я ее не вспоминала. Вспомнилось! - Утром ходила на рынок, пошла через Austriaplatz, а на Stefaniegasse, когда я уже шла с сетками с овощами, я встретила Шарлотту. Такая балаболка, такая ...
Экс-принцесса Тесси на прошедшей Неделе моды Люксембурга. С премьер-министром Ксавье Беттелем. Премьер посетил показ бренда Human Highness, который лично развивает Тесси Энтони С мужем ...
Уже почти два месяца Гринпис и экологи-активисты ведут кампанию по запрету ввоза в Россию обедненного гексафторида урана (ОГФУ) из Германии. Я уже высказывался об этой истории в самом ее начале: В Россию начали завозить радиоактивные отходы из Европы? Разбираемся . За прошедшее время ...
...