Армагеддон, ч.37

топ 100 блогов anchoret21.11.2025 Глава VII
ИДЕОЛОГИЯ ДОМИНИРОВАНИЯ:
БОГАТСТВО И ВЛАСТЬ В АПОКАЛИПСИСЕ


Дэвид Лоуренс известен своими чувственными романами «Сыновья и любовники», «Влюбленные женщины», «Любовник леди Чаттерлей», «Радуга». Но одержим он был не только эротикой; другой его страстью была религия. Традиционное христианство было для него не mysterium tremendum — вызывающим чувство опасности, но непреодолимо влекущим к себе объектом. Это был психологический ужас. Мало кто знает, что последней книгой Лоуренса стал «Апокалипсис» — анализ книги Откровения, написанный не по любви к ней, а из чувства отвращения. Лоуренс возненавидел эту книгу и завершил свою литературную деятельность, объяснив почему.

Он вырос в консервативной среде и был принуждён ходить в церковь и постоянно слушать чтение Библии. Он сбежал, как только смог, а итогом его христианского воспитания явилось столь же отличное знание Священного Писания, сколь и глубокое возмущение им. Он мог цитировать его сколько угодно, но делал это не для пропаганды христианских ценностей. Напротив, его проницательный ум и обострённая способность распознавать лицемерную набожность сделали его серьёзнейшим противником веры.

Современные библеисты, которые знают о последней книге Лоуренса, обычно знакомятся с ней, чтобы составить собственное мнение и снисходительно откомментировать его радикальные взгляды. А когда её прочитал я, то у меня была противоположная реакция: я нашёл книгу блестящей. Не как научный анализ исторических предпосылок и обстановки, благодаря которым появилось Откровение, вовсе нет — Лоуренс не был специалистом в этой области, и на сегодняшний день его утверждения о происхождении и источниках книги ниже критики. Но он дал очень глубокую оценку самой сути произведения. Со свойственной ему проницательностью Лоуренс разглядел, что в основе Апокалиптических видений лежит не благоговение перед благостью Творца или добродетельной любовью христиан к ближним. Книга продиктована ровно противоположным чувством: чистой и откровенной завистью христиан. По сюжету Бог использует грубую силу, чтобы дать своим людям то, чего они так желают: огромное богатство и непреодолимую власть, которыми обладает Римская империя. И в итоге христиане приобретут даже гораздо больше и богатства, и власти. В конце концов, они с радостью увидят, как их враги будут уничтожены у них на глазах, а сами они смогут стать богаче всех и править всем миром.

Лоуренс подчёркивает, что, в отличие от Иоанна с острова Патмос, другие основоположники раннехристианской традиции (включая Иисуса и Павла) понимали, что богатство и власть сами по себе являются проблемой, и призывали единоверцев избегать их в своём стремлении жить смиренной духовной жизнью. Иоанн придерживался противоположной точки зрения. Для него проблема была не в богатстве и власти как таковых, а в том, что они достались не тем людям.

Лоуренс выводит два типа человеческой натуры в их отношении к богатству и власти. По его словам, Иисус и Павел были сильными личностями, самодостаточными и уверенными в себе. В результате они смогли отказаться от мирских благ, материального благополучия и власти, которых так желали другие. Но Иоанн Патмосский в глубине души чувствовал свою несостоятельность и, подобно другим малоимущим и слабым личностям, ненавидел тех, кто обладал земной властью. В результате,

христианская религия… стала двойственной. Религия сильных учила отречению и любви. А религия слабых учила: «долой сильных мира сего и власть имущих, и пусть возвеличатся бедные». Поскольку слабых людей всегда больше, чем сильных, в мире восторжествовал и будет торжествовать второй тип христианства.... Правило слабых: «долой сильных»!

Проведя некоторый анализ, Лоуренс резюмирует:

Древние христиане искренне желали конца света... Они настаивали, что вся вселенная должна быть уничтожена — солнце, звёзды и всё остальное, — и должен появиться новый Иерусалим с теми же древними святыми и мучениками во славе. А остальное должно сгинуть, кроме озера полыхающей серы, в котором черти, бесы, чудовища и дурные люди должны гореть и мучиться во веки веков, аминь!

О, это христианство для средних масс, христианство Апокалипсиса. Ко времени Иисуса все низшие классы… поняли, что никогда им не стать царями, никогда им не ездить на колесницах, никогда им не пить вино из золотых сосудов. Что ж, тогда они отомстят, уничтожив всё это… всё золото и серебро, жемчуг и драгоценные камни, тонкий лён и пурпур, шёлк и багряницу.... Всё это сгинет, сгинет и пропадёт в Вавилоне великом! — и как отчётливо слышна зависть, бесконечная зависть в этой срывающейся на визг победной песне.


В заключение Лоуренс даёт свою окончательную оценку: это — «тёмная сторона христианства».
После многих лет изучения Апокалипсиса мне трудно не согласиться с ним. Я не согласен с его анализом литературных источников Откровения, но вполне разделяю его видение тех ценностей, которые пропагандирует книга. На протяжении десятилетий я воспринимал её рассказ как историю надежды, написанную для христиан, которые подвергались безжалостным притеснениям и преследованиям. Как я считал, она предназначена показать им, что в конце концов справедливость восторжествует, добро победит, Бог прекратит страдания этого мира, а его последователи получат достойную награду за свою верность.

И я всё ещё воспринимаю книгу именно так. Но как они будут вознаграждены? Бог уничтожит всех остальных мужчин, женщин и детей на земле — всех, кто не принял один конкретный образ следования за Иисусом, предложенный автором. Бог убьёт их всех, независимо от того, кто они, где живут, и каковы они — добры или злы. Убьёт для того, чтобы истинные последователи Иисуса могли обладать всем богатством и властью в мире. Вот к чему стремится Иоанн.

Мы уже видели, что в книге многое решается силой. В этой главе я хочу особо подчеркнуть, что насилие в Откровении — это не самоцель, а средство достижения цели. Конечная цель — месть. И сверх того, обладание безграничными богатствами и властью, чтобы в конце концов правильные люди получили то, чем сейчас обладают неправильные. Как лаконично выразился специалист по Новому Завету Кристофер Фрилингос, в книге рассказывается о том, кто будет править миром: «Откровение — это откровенно империалистический нарратив, предсказывающий конец Римской империи и начало христианской». Откровение не провозглашает новое, христианское отношение к богатству и власти. Напротив, оно оправдывает позицию, насаждаемую римской культурой, утверждает ту же точку зрения, которой придерживается большинство людей, отвергающих учение Христа — что богатство и власть могут быть высшими благами.

Ну и снова спрошу: разве этому учил Христос?

Учение Христа о богатстве

В Евангелиях много говорится об отношении Иисуса к богатству, и некоторые его слова неизменно приводят в замешательство как тех христиан, что располагают значительными материальными ресурсами, так и тех, у кого их просто больше, чем нужно. Один из самых известных отрывков содержится в Нагорной проповеди Матфея, где Иисус недвусмысленно призывает своих последователей не копить богатства:

Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.
(Мф 6:19-21)


Состоятельные последователи Христа практически всегда воспринимают этот текст как призыв к тому и другому — те, кто богат материальными вещами, должны также стремиться и к духовным сокровищам. Но Иисус говорит не об этом. Он выдвигает противопоставление «или-или», настаивая на том, что это либо одно, либо другое. Ваше сердце будет либо здесь, с вашими материальными благами, либо на небесах, с Богом. Что вы выберете? Понятно, что читатели могут пытаться интерпретировать слова Христа по-своему, как им комфортнее, но на самом деле Иисус имел в виду именно это.

Многие христиане — богатые или нет — также истолковали слова Иисуса о «сокровищах на небесах» как реальное материальное изобилие в грядущем мире: настоящие христиане получат в своё распоряжение беспредельные ресурсы в запредельном мире. Мой приятель недавно подслушал, как группа христиан за соседним столиком в дорогом ресторане рассуждала, что им, как последователям Иисуса, на небесах будет предоставлено множество усадеб с полями для гольфа. (Серьёзно? Поля для гольфа?) И один из них всё же признал: «Конечно, моё поле будет не таким роскошным, как у Билли Грэма».

Эти люди, похоже, упустили из виду довольно важный момент. Иисус сказал, что сокровища на небесах достанутся тем, кто откажется от своего богатства ещё на земле. (Возможно, им следовало выбрать ресторан подешевле). Более того, Иисус вовсе не давал мудрого совета как стать бесконечно богатым на бесконечные времена, вроде того, что нужно отказаться от страсти к материальным благам сейчас, чтобы стать беспредельно богатым потом. Это совершенно не то, чему он учил. Христос противопоставлял земной материализм и постоянное стремление ко всё большим стяжаниям стяжанию великих духовных, нематериальных благ, которые можно обрести, только отказавшись от земных попечений. Материальные блага имеют неподобающе высокое значение в нашей жизни. Но мы должны материально ограничивать себя сейчас не для того, чтобы наслаждаться материальным изобилием потом. И если мы сосредоточимся на том, что не должно иметь значения, это обязательно отвлечёт нас от подлинных ценностей.

Для Иисуса «Божие» гораздо ценнее, чем самое дорогое, что есть на земле. Христос учил, что Божие гораздо важнее любых предметов первой необходимости. В той же проповеди Иисус призывает своих слушателей не беспокоиться о том, «что есть, что пить, или во что одеться» (Мф 6:25). Вместо этого они должны сосредоточиться на Боге, и тогда Он сам позаботится об их нуждах. Очевидно, что пренебрегать едой и одеждой практически невозможно, но было бы ошибкой считать Иисуса практичным. И свои принципы он излагает ясно. Птицам не нужно работать, чтобы прокормить себя; сам Бог даёт им пищу. Полевые лилии не беспокоятся о том, во что им одеваться, и всё же Бог одевает их лучше, чем царей (Мф 6:28-29). Если Бог так одевает траву, «которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь», не сделает ли он это для тех, кто следует за ним? Конечно, за минувшие столетия находились христиане, которые поверили Иисусу на слово, но их было немного. Лично я ни разу не встретил ни одного.

Сам Иисус к этим идеям относился серьёзно; по крайней мере, так говорится в Евангелиях. Большинство читателей Нового Завета понимает, что Иисус оставил свой дом и работу, чтобы стать странствующим проповедником, и что он убедил двенадцать других здоровых мужиков поступить так же. Но люди редко задумываются, что это означало для них на практике. Как они жили? Ответ довольно очевиден: они стали нищими попрошайками, которые в своём пропитании полагались на других, воспринимая доброту незнакомцев буквально как дар Божий. Трудно представить, чтобы большую часть времени они не были голодны и не мёрзли. Иисус хочет, чтобы его последователи жили так же? Ну, во всяком случае, он говорит, что хочет.

Большинство людей, конечно, не желает этого слышать. Поэтому они говорят, что он имел в виду другое.

Конечно, Иисус имел в виду не это. Или это?

Нигде эта глухота, вызванная нежеланием слышать истинную суть, не проявляется так очевидно, как в классических толкованиях ключевого сюжета, из Евангелия от Марка (Мк 10:17-31). Богатый человек подходит к Иисусу и спрашивает его, как «наследовать жизнь вечную». Иисус без промедления наказывает ему соблюдать Божьи заповеди. Тот отвечает, что с этим у него всё в порядке: он не убивает, не прелюбодействует, не ворует и так далее, но при этом чувствует, что чего-то ему всё ещё не хватает. Затем следует одна из самых пронзительных строк Евангелия: «Иисус, взглянув на него, полюбил его». Это очень трогательно, потому что означает, что Иисус возлюбил этого человека настолько, что сообщил ему самое сокровенное: «одного тебе недостаёт: пойди, всё, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах». Если человек сделает это (и только после того, как он это сделает), он сможет стать последователем Иисуса («и приходи, последуй за Мною»). Мужчина раздавлен; он просто не в состоянии этого сделать. Он богат и не может заставить себя раздать всё своё имущество. И он уходит удручённый.

Притча о богатом юноше.jpg

Недостаточно соблюдать все Божьи заповеди: вы должны отказаться от всего, чтобы обрести себе сокровища на небесах. Иисус объясняет ученикам, что он имеет в виду на самом деле: «как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие». Ученикам трудно это осознать. Как и многие христиане после них, они считают, что богатство несомненно служит знаком божественного благоволения. Ведь Бог дарует материальные блага тем, кто ему дорог, правильно? Неправильно. Христос утверждает иное. К удивлению учеников, он заявляет, что «удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие». То есть как это? Если Бог не благоволит к богатым, то к кому он благоволит вообще? Кто может войти в Его Царство? Иисус поясняет ученикам, что «человекам это невозможно, но не Богу, ибо всё возможно Богу».

Это ещё одно выражение, которое читатели вслед за учениками Христа чаще всего понимают неправильно, поскольку не вполне доверяют его словам. Однако должно быть ясно, что когда Иисус говорит «это возможно Богу», он определённо не имеет в виду, будто Бог иногда спасает и богатых людей, которые не желают расставаться со своим имуществом. Будь оно так, Иисус сказал бы богачу, что переживать не о чем: Бог всё равно его спасёт. Но он говорит другое. Он говорит, что Бог позволяет некоторым людям принять решение об отказе от своего богатства. И это чудо, настолько редкое, что может показаться невозможным. Но Бог может сделать так, чтобы оно произошло. Эти люди спасены не вопреки тому, что они богаты, а благодаря тому, что отказались от своего богатства.

Однако почти все толкователи пытались обойти проблемы, вызванные словами Иисуса. Для этого они немного (или же, чаще, значительно) смягчали их смысл. Среди распространённых толкований, которые вы слышали, есть такое, будто Иисус имеет в виду верблюда, проходящего через низкие ворота в Иерусалимской стене, которые назывались «игольное ушко». Верблюду пришлось бы нагнуться, чтобы пройти, и это затруднительно, но не было буквально невозможно. Правда, во времена Иисуса таких ворот не существовало. Другие утверждают, что Иисус на самом деле произнёс слово не «верблюд», а «канат» (пишется аналогично). В каком-то смысле это может быть разумнее, но, говоря по правде, продеть в иголку толстую верёвку всё равно нельзя. Иисус просто говорит о том, что сделать невозможно.

Это беспокоило толкователей Евангелия с самого их появления. Уже во II в. до н.э. отец церкви Климент Александрийский сочинил проповедь под названием «Кто из богатых спасётся». Толкование уважаемым пресвитером этого отрывка, должно быть, утешило каждого состоятельного человека в его приходе. В наши дни оно тоже, вне всяких сомнений, согревает множество состоятельных сердец. Климент уверял, что Иисус не мог и не имел в виду, что богатые люди должны всё раздать. Это не имело бы смысла: если бы богатые всё раздали, у них не осталось бы ничего, что можно было бы отдать бедным. Иисус, должно быть, имел в виду, что богатые люди просто не должны быть привязаны к своему богатству. Их сердца должны быть с Богом, а не с богатством, даже если они обязательно должны его сохранить. Это первая зафиксированная попытка двойственного толкования, позволяющего и капитал приобрести, и невинность соблюсти. И нетрудно понять, почему на приходе с богатыми прихожанами любой проповедник захочет использовать именно такое толкование: необходимые церкви средства доставляют как раз состоятельные прихожане.

Поскольку у нас нет возможности уточнить у самого Иисуса, что он имел в виду, мы можем интерпретировать его слова вполне самостоятельно. Легко догадаться, что Двенадцать учеников тоже хотели бы, чтобы он имел в виду что-то попроще. Скорее всего, они были бы не прочь переночевать в уютной постели и поесть чего-нибудь приличного, не выпрашивая милостыни. В этом евангельском рассказе Пётр ищет подтверждения тому, что он и другие ученики поступили правильно, «оставив всё» и последовав за Иисусом. Многие современные читатели упускают из виду значение термина «всё». Он действительно имеет в виду всё: дом, семью, имущество, работу и друзей. Самым страшным, несомненно, было оставить семью. В те времена муж был главой семьи и почти всегда единственным кормильцем. Женщины не могли работать вне дома, чтобы зарабатывать деньги. Если мужчина уходил из семьи, жена фактически становилась вдовой, а дети — сиротами. В мире небогатых людей, где большинство родственников едва сводит концы с концами, брошенная семья может выжить только попрошайничая или занимаясь вещами, о которых даже думать неприятно. Разве этого требует Христос?

Отвечая Петру, Иисус не беспокоится о судьбе покинутых семей. Он хвалит учеников, что они приняли крайнюю нищету ради Царства. Но и этот его ответ также часто истолковывают неверно: «истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестёр, или отца, или мать, или жену, или детей, или зéмли, ради Меня и Евангелия, и не получил бы ныне, во время сие, среди гонений, во сто крат более домов, и братьев, и сестёр, и отцов, и матерей, и детей, и земель, а в веке грядущем — жизни вечной». Часто это толкуют так, будто те, кто всё бросит и последует за Иисусом, станут богаче, чем прежде, причём как в нынешней жизни, так и в жизни вечной. Но, опять же, внимательный анализ слов Христа показывает, что он этого не говорит. Как можно приобрести сотню матерей? Очевидно, что не в буквальном смысле. Точно так же говорится о домах и землях, что они не в буквальном смысле приобретаются вместо оставленных. Очевидно, что Иисус имеет в виду: те, кто покинул свои дома и семьи, чтобы следовать за Ним, будут радушно приняты во многих других домах, и сотни других людей будут относиться к ним как к родственникам и поделятся с ними своими ресурсами. Смысл не в том, чтобы разбогатеть здесь, на земле, а в том, чтобы отказаться от земных благ. Поступайте так, и Бог о вас позаботится. А что с женой и детьми, которых вы бросите на произвол судьбы? Как ни странно, Иисус ничего не говорит о них. Возможно, он думает, что Бог чудесным образом позаботится и о них тоже.

Другой отрывок, который подтверждает концепцию, что будущее сокровище небесное является чисто духовным, мы найдём снова у Марка (Мк 12:13-17). Там фарисеи спрашивают Иисуса, правильно ли иудею платить налоги Римской империи. Вопрос кажется простым, но он с подвохом. Если Иисус скажет: «Нет, нельзя платить налоги подлым римлянам, которые захватили нашу Землю Обетованную», то враги смогут выдать его за неповиновение властям. Но если он скажет: «Да, нужно делать так, как требуют власти, и честно платить им», то они же смогут обвинить его в коллаборационизме и объявить врагом еврейского народа. Впрочем, противники Иисуса, как всегда, не понимают, с кем они имеют дело. Иисус никогда, ни за что не попадётся в расставленные ими ловушки. В этот раз он попросил показать ему римский динарий и, когда его подали, спросил, чьё изображение на нём. Конечно, он знает ответ сам: римские монеты чеканились с изображением императора как собственника всех денег империи, контролирующего все денежные операции, даже ежедневные покупки. Так фарисеи и отвечают Иисусу, что на монете есть изображение и надпись Кесаря. Их ответ позволяет ему разрушить их ловушку: «отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу». По учению Христову всё в этом мире принадлежит людям силы и власти, которые им правят. Богу нет дела до таких пошлых мелочей. Его не волнуют материальные блага. Ему нужна ваша душа.

Так отдайте ему свою душу. Полностью посвятите себя Богу. Тогда вы станете богаты по-настоящему, но не материальными благами, а тем, что действительно важно: познанием Бога и любовью к нему. Вот почему в другом месте Иисус говорит, что если кто-то захочет взять твою рубаху, отдай её; на самом деле, отдай ему и верхнюю одежду (Мф 5:40). Почему нет? В самом деле, раздайте всё. Чтобы быть богатым в Боге, нужно быть бедным в имуществе. Богатство — это не безразличный предмет, это препятствие. Те, кто стремится обладать им — сейчас или в будущем, — никогда не войдут в Царство Божие. Таково учение Христа.

А вот в книге Откровения мы находим совершенно иной взгляд на этот вопрос.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
При поступлении на иностранную военную службу есть пара интересных следствий о которых авторы не подумали: во-первых - при этом становится почти невозможно пришить "измену родине" (для которой гражданство является необходимым условием. Во-вторых - возникают интересные казусы скажем с евре ...
Все таки, у меня самые лучшие друзья на свете!!!!!И Ваша любовь,внимание и подарки ...
Советский кинематограф задолго до Голливуда начал экспериментировать с …гендерными перевёртышами. Так, в экранизации «Острова сокровищ» 1936 года вместо привычного Джима Хокинса действует девица Дженни, да и вообще никто не удивлялся, когда мисс Эндрю – антипод Мэри Поппинс играл Олег ...
Prime Minister Vladimir Putin has approved a national concept to fight pervasive alcohol abuse in Russia with the target to cut alcohol consumption ...
Фото: Марк Серый Как и планировалось , вчера на территории завода "Кристалл" прошел первый пикник у старьевщика Макса Верника . Как все прошло? На мой взгляд, неплохо. По моим оценкам, пришло человек 200 (люди приходили и уходили, так что, может, и больше), хотя мне сложно судить, ...