Армагеддон, ч.2
anchoret — 09.01.2025 В этом отрывке Эрман в общих чертах повторяет историю, уже рассказанную им в "Почему мы страдаем". Постоянно преодолеваю искушение писать в более привычной мне орфографии, где помимо слова "Бог" с прописной буквы пишутся также связанные с Ним местоимения (Он, Его и т.д.), а так же сакральная терминология типа "Креста", "Страшного Суда" и проч. Но у автора не так.КОНЕЦ БЛИЗОК
Когда в 1988 году я переехал в Северную Каролину, то готовился к серьёзному культурному шоку. Прежде я провел в Нью-Джерси десять лет, четыре из которых преподавал в Ратгерском университете. Мне нравилось преподавать Новый Завет студентам, которые были любопытны, но, как правило, не слишком интересовались предметом до начала занятий. Большинство моих студентов были католиками, по крайней мере номинально, другие были иудеями, совсем немногие были евангеликами, читающими Библию, а прочие – светскими людьми. Я не сомневался, что на Юге всё будет иначе. Правда, Университет Северной Каролины в Чапел-Хилле не славился как бастион консервативной мысли, но, всё же, он находился в Библейском поясе. Я внутренне собрался, воображая, что знаю, чего ожидать, поскольку сам в прошлом был евангеликом. Но такого не предполагал и я.
В начале августа, примерно через неделю как я приехал и распаковал вещи, мне позвонили из местной газеты. Репортер прослышал, что я специалист по Новому Завету, и решил задать насущный вопрос: «Правда ли, что в сентябре вернётся Иисус?» Моей первой мыслью было: «Ну, началось».
Журналист спрашивал, потому что в ту пору получила самое широкое распространение брошюра некоего Эдгара Визенанта, который при помощи многочисленных библейских аргументов доказывал, будто в том году должно было произойти «вознесение» во время еврейского праздника Рош ха-Шана, до которого оставалось несколько недель. Тираж брошюры составлял около двух миллионов экземпляров.
Читателям, которые не слышали о «вознесении», потребуется пояснение. Вот уже сотню лет представители ряда протестантских консервативных течений, считающих себя фундаменталистами, утверждают, что Иисус скоро вернётся с небес, чтобы забрать с собою своих последователей. Вместе с ним они вознесутся с земли на небо – отсюда и название мероприятия. Иисус выведет их из этого мира, чтобы они избежали грядущей «скорби» – семи лет беспредельных страданий, в течение которых на фоне нескончаемых природных и военных катастроф главный противник Христа – Антихрист – по наущению сатаны захватит полную власть над всеми народами земли. В конце семилетнего периода, когда мир вот-вот канет в лету (в большинстве сценариев, начиная с 1945 года, в результате массированного обмена ядерными ударами), Иисус вернётся снова, чтобы положить конец происходящему безумию. Он установит на земле тысячелетний период покоя, за которым последует страшный суд, а за ним наступит утопическое царство для спасённых на вечные времена.
Итак, по Визенанту вознесение должно было произойти уже в следующем месяце. Как мог, я заверил репортера, что ничего из этого не случится. Тот был немного разочарован, но я как мог его подбодрил: если я неправ, то либо он вознесётся отсюда и ему не придётся переживать о происходящем, либо ему будет о чём писать в течение следующих семи лет.
С конца XIX века большинство христиан-фундаменталистов принялись утверждать, что всему этому учит Библия. Но на протяжении большей части первых девятнадцати столетий существования церкви христиане ничего такого не подозревали. И вот с 1890-х годов эта точка зрения делается всё популярнее, пока не становится среди христиан Северной Америки и некоторых частей Европы общепринятым сценарием конца света. Сегодня сотни миллионов людей – не только фундаменталисты – верят в грядущее вознесение, и все они верят, что этому учит Библия, особенно в своей последней книге, Откровении Иоанна, также известном как Апокалипсис, где сказано, что эти события «скоро произойдут». Но когда именно?
Эдгар Визенант сузил круг возможных событий до 11-13 сентября 1988 года.
Практически никто не слышал о Визенанте до выхода его брошюры. Он начинал как инженер-ракетчик в НАСА, но его интересовала не столько отправка людей в космос, сколько то, когда Бог заберёт их туда сам. Чтобы найти ответ, Визенант занялся тщательным изучением Библии. Фрагменты, которые он счёл подсказками, оказались разбросаны по всему Ветхому и Новому Заветам: стих из книги Даниила в сочетании с одним стихом из Евангелия от Матфея, а также стих из книги Захарии, ещё один из послания к Римлянам и, конечно же, несколько стихов из видений книги Откровения. Когда богомудрый паззл сошёлся, Визенант издал небольшую книгу под завлекательным названием «88 причин, по которым Вознесение произойдет в 1988 году».
Автор действительно приводит восемьдесят восемь аргументов в пользу своих прогнозов, основанных преимущественно на Библии, но также на исторических событиях и, типа, на «здравом смысле». Было бы утомительно обсуждать их подробно (уж поверьте), но один пример должен дать представление. В Евангелии от Матфея Иисус говорит о том, что произойдёт в конце времён, когда космический «Сын Человеческий» прибудет с небес для совершения суда. Вполне естественно, что его ученики интересуются, когда это случится, и тогда Иисус отвечает им: «От смоковницы возьмите подобие: когда ветви её становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето; так, когда вы увидите всё сие, знайте, что близко, при дверях. Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как всё сие будет» (Мф 24:32-34).
Для объяснения притчи Визенант задаётся вопросом, что символизирует смоковница, и указывает, что согласно другим местам Писания это символ народа Израиля, который должен принести добрые плоды. По словам Иисуса, дерево всю зиму спало мёртвым сном, но затем весной оно пробуждается к жизни и распускает свои листья. А когда народ Израиля пробудился после долгой спячки? Он был рассеян во II веке н.э. и вновь собрался в единое государство только в 1948 году.
Иисус пообещал, что «не успеет смениться это поколение, как всё это произойдет», а сколько длится поколение в Библии? Сорок лет. Дальше идёт простая математика: 1948 плюс 40, и ответ готов. Сам Иисус сказал, что он вернется в 1988 году!
И таких аргументов у него ещё восемьдесят семь штук.
У большинства его рассуждения вызовут недоумение или покажутся как минимум забавными. Но Визенант писал свою книгу не для насмешников, которые легко укажут на логические бреши в его выводах. Его предсказания предназначались для тех, кто был предрасположен верить. И многие поверили. Ну, в Нью-Джерси не особо, а вот в некоторых местах Юга – вполне. В том семестре у меня был студент-старшекурсник, родители которого просто-напросто продали ферму.
Нельзя сказать, что построения Визенанта получили единодушное одобрение фундаменталистов. Те же консервативные протестанты обычно не назначают дату вознесения, и многие из них попеняли сочинителю словами самого Иисуса, что «о дне же том и часе никто не знает», даже ангелы небесные (Мф 24:36). Но на это у Визенанта был свой ответ. Он согласился, что никто не может знать ни дня, ни часа. А вот неделю – другое дело.
|
</> |