Ariel, listen to me!

топ 100 блогов anairos25.11.2025 В прошлый раз мы заговорили о духах воздуха – в этот раз посмотрим на самого известного из них.

Зовут его Ариэль, и живёт он на страницах шекспировской пьесы «Буря». Персонаж он там второстепенный – всю пьесу на побегушках у главного героя, волшебника Просперо, и только в конце получает от благодарного хозяина свободу.

Но, несмотря на такое положение на заднем плане, Ариэль получился весьма и весьма интересным, так что шекспироведы вспоминают о нём чуть ли не чаще, чем о самом Просперо. Вспомним и мы.


Для начала – Шекспир, весьма вероятно, его (как и многое другое в своём творчестве) позаимствовал.

В 1589 году, за двадцать лет до «Бури», Энтони Мандей выпустил пьесу «Джон из Кента и Джон из Камбера». Один из её персонажей – Креветка, воздушный демон, порабощённый волшебником. По приказу своего хозяина Креветка выполняет различные задания, очень похожие на те, которые Просперо даёт Ариэлю.

Но, опять же как всегда, если Шекспир и крал, то он крал гениально. «Буря» стала классикой на века, а «Джонов» сейчас бы никто и не вспомнил, если бы Шекспир ими не вдохновился.

А вот откуда взялось имя «Ариэль» – непонятно. С иврита оно переводится как «Лев Божий», и в Израиле стало популярным среди мужчин. В еврейской демонологии даже отыскивается дух с таким именем – правда, он связан с водой, а не воздухом, зато о нём сказано, что он способен помрачать людские умы и насылать бури.

Версия выглядит убедительно, вот только вряд ли Шекспир разбирался в еврейской демонологии. Достаточно вспомнить, как он изображал евреев в других своих пьесах. А учитывая колоссальное влияние Шекспира на мировую культуру, вполне может быть так, что, наоборот, евреи позаимствовали Ариэля к себе, уловив в его имени знакомые корни.

Так что существует и другой, более простой вариант – Ariel есть не что иное, как слегка искажённое прилагательное aerial (воздушный). Что из этого правда – сейчас уже не узнать.

Помните, я в прошлый раз говорил, что сильфы у Парацельса – лесные жители и связаны с деревьями? Просперо заручился помощью Ариэля, когда освободил его. Прежняя хозяйка острова, ведьма Сикоракса, когда дух прогневал её, на двенадцать лет заточила его в расколотом дереве.

По-моему, эти два образа очень хорошо ложатся друг на друга – ведьма сковала Ариэля не столько внутри дерева, сколько в облике дерева, лишив его возможности летать и превращаться.

Новый хозяин Просперо обращался с Ариэлем не в пример лучше – но и он не терпел ни малейшего неповиновения и при каждом удобном случае вспоминал о начале их знакомства. «Ты, что ли, забыл, собака, откуда я тебя вытащил? Так я напомню!».

Джонатан Страуд, автор «Трилогии Бартимеуса», не раз говорил, что «Буря» стала главным источником вдохновения для этого цикла. Независимый по характеру, острый на язык, умный и наблюдательный дух, который ненавидит быть рабом волшебника и мечтает о свободе, даже несмотря на то, что со временем проникся к своему хозяину некоторым уважением... Это описание одинаково подходит и Ариэлю, и Бартимеусу.

Роман «Ариэль» Александра Беляева не так известен, как его же «Голова профессора Доуэля», «Человек-амфибия» или даже «Властелин мира». Но я думаю, не случайно Беляев дал юноше, умеющему летать, именно это имя.

Интересно, что «Ариэль» – последнее произведение Беляева, так же как «Буря» – финальная пьеса Шекспира. Такая вот перекличка – знать бы ещё, сознательная или нет.


Впрочем, главная интрига ещё впереди. И она гендерная.

У Шекспира Ариэль – однозначно существо мужского рода. К нему дважды относят местоимение his – один раз в описании спецэффектов и один раз в его собственной реплике.

Играть его, однако же, должен был мальчик – из тех, которые в шекспировском театре исполняли женские роли. Возможно, это связано с тем, что по сюжету Ариэлю приходится летать над сценой на верёвках.

Ну и как-то так сложилось, что практически всю историю «Бури» в театре, с середины 17 века до тридцатых годов прошлого столетия, Ариэль во всех постановках была девушкой. Что придавало её отношениям с Просперо неожиданный оттенок «прекрасная рабыня и властный господин».

Двадцатый век вернул Ариэлю мужской пол, но не до конца. Имя к тому моменту уже отвязалось от Шекспира, обрело самостоятельную жизнь и потому так и осталось в Европе (в отличие от Израиля) женским. Русалочку все помним, да.

А в комедийном фэнтези-сериале «Библиотекари», где весь второй сезон крутится вокруг «Бури» (там по сюжету шекспировский Просперо выходит из пьесы в реальный мир и пытается его завоевать) Ариэль – настоящая фея, которую великая сила искусства затянула в пьесу. Она вынуждена служить Просперо, хотя сочувствует героям и в ключевой момент помогает им, а они, в свою очередь, помогают ей освободиться.

В общем-то, переменчивость пола – побочный эффект переменчивости облика, так что и тут всё логично.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
кусок своей книги. А как по-моему, лучше снять фильм или сериал про это. Потому что - читатель закроет книгу на 10й странице. Какой у него стимул будет прочитать это? Это тяжело, грустно, напоминает обществу о его несовершенстве..... Позиция "отойдите от меня, я не хочу об этом думать, я ...
='1.0' encoding='utf-8' ?> Люди на мотоциклах http://community.livejournal.com/moto_ru/ Люди на мотоциклах - LiveJournal.com Wed, 04 Aug 2010 08:58:13 GMT LiveJournal / LiveJournal.com moto_ru 930540 community http://l-userpic.livejournal.com/4108681/930540 Люди на мотоциклах http://community.livejournal.com/moto_ru/ 100 30 ...
Я нашла прекрасный способ освобождаться от негатива. У многих людей свои способы избавления от плохого настроения: одни кричат в закрытой комнате, другие бьют посуду, третьи напиваются и плачут или дебоширят, а я играла в боулинг. Точнее не просто играла, а швыряла шары на дорожку так, ч ...
Друзья мои! Вчера был немного странный день... Солнечное затмение!!! Ой, как интересно у нас было... Во-первых, не было ни облачко и светило с утра яркое солнце, подсвеченный термометр вещал 11 тепла и вдруг... как-то помрачнело, точнее, краски стали приглушенными чтоли... И меня аж коль ...
29 июня президиум РАН намерен выпустить экстренное заявление формата «урби эт орби» к российскому народу. Призыв, понятно, касается срочной вакцинации невзирая ни на что. Любопытно то, что это заявление должно было состояться 25 июня, но его перенесли на 29. Дедлайн, судя по всему ...