Религия, которой нет
anairos — 13.11.2025
Эту религию знает каждый. У неё больше миллиарда активных
последователей. Её картина мира отбрасывает тень почти на все
основные религии – хотя бы тогда, когда они с нею спорят. Её
понятия вошли в словарь даже тех, кто к ней никогда не
принадлежал.Но при этом... на самом деле репутация этой религии – по большей части результат её же собственного активного пиара. В действительности приверженцев у неё гораздо меньше, а те, кого она за собой числит, порой эмоционально против этого возражают.
Я говорю об индуизме.
Давайте начнём с самого простого определения. Индус живёт в обществе, разделённом на касты. Индус сам принадлежит к касте и соблюдает её уклад. Индус почитает индусских богов: Вишну, Шиву, Ганешу, Лакшми, Парвати и многих других. Индус признаёт авторитет брахманов и святость канонов шрути и смрити (Вед, Упанишад, араньяк и других писаний).
Под старость индус может уйти отшельничать и стать санньясином (аскетом-монахом). Там свои правила, однако и аскеты также считаются частью индийской системы и продолжают почитать прежних богов. Если ты далит (неприкасаемый), то и не мечтай о такой участи. А санньясин из брахманов по-прежнему привилегирован, и даже подаяние может принимать только из рук брахмана.
Логично? Логично.
Сюрприз, однако, в том, что бОльшая часть религиозных течений и школ Индии не то что НЕ принадлежит к этой системе, а вообще появилась на свет как протест против неё.
Некоторые – буддизм, джайнизм, сикхизм – отошли так далеко, что стали отдельными религиями, и индусы их не то что за своих, а за людей не считают. Буддистов они в своё время так качественно порешали, что эта религия на своей исторической родине вообще закончилась – правда, процвела за пределами субконтинента, став одной из мировых.
Сикхов тоже неоднократно порывались порешать, но те всякий раз успевали раньше. Индира Ганди, к примеру, хотела устранить сикхов с карты Индии, но забыла вначале устранить их из своей личной охраны. Результат был немного предсказуем.
Другие направления индийской религиозной мысли остались где-то рядом с индуизмом, так что продолжали одалживаться у него некоторыми образами, символами, обрядами и именами – а тот, в свою очередь, одалживался идеями у них. Поэтому их чаще всего и считают частью индуизма, хотя насколько это оправданно, уже другой вопрос.
Это, например, тантра и бхакти.
Бхакти ставит во главу угла личную эмоциональную преданность божеству. Бхакт может почитать кого-то из традиционных индусских богов (Вишну, Шиву, Лакшми, Ганешу), но может и литературного героя (Кришну, Раму, Ханумана) или даже собственного гуру, потому что он уже достиг полной реализации и являет ученикам истинную божественность.
Любить Бога может человек любого пола и любой касты – на севере Индии в средние века бхакты демонстративно братались даже с мусульманами. Суфизм и сикхизм появились на свет как раз в результате этого взаимного опыления.
В наше время кришнаиты поначалу плевались на понаехавших к ним американцев из «Общества сознания Кришны» и отказывались пускать их в свои храмы. Но белые братья так старательно соблюдали все заповеди настоящего вайшнава (и так щедро жертвовали), что местные смягчились и теперь считают их за своих.
Тантра – совершенно другое дело. Её приверженцы желают достичь чудотворной силы (бхукти) и освобождения от сансары (мукти) при помощи ритуалов, заклинаний (мантр), самодисциплины и сосредоточения ума.
Некоторые школы тантры основаны на почитании богов (того же Вишну, например), а их ритуалы сильно напоминают ведические. Правда, чтобы их совершать, нужно не родиться в «правильной» касте, а получить посвящение от гуру.
Однако есть в тантре и не-теистические направления. Там почитание богов считается бесполезным занятием. Их методы – йога и медитация, а основные понятия мировоззрения – Брахман (высшая абсолютная реальность), Атман (истинное «Я»), пуруша (духовная сущность, освобождённая от всего материального), Ишвара (идеальный образ, с которым йог желает отождествиться).
Взять, например, кашмирский шиваизм. Эти ребята верят в Шиву и Шакти, но считают их не личностными богами, а абсолютной реальностью, лежащей в основе всей вселенной. Шива – пассивный, неподвижный, непроявленный принцип, в то время как Шакти – активное движение, которое, собственно, и есть вселенная.
Появилось это учение ещё в средние века, и у него два крыла. Умеренное со временем согласилось соблюдать некоторые традиционные нормы, а индусы, в свою очередь, согласились считать таких шайвов санньясинами. Радикальное продолжало эти нормы демонстративно топтать, а их авторитетные гуру до сих пор протестуют против того, чтобы на Западе их называли индусами.
В общем, представление европейца об индуизме – это в первую очередь его представление о вещах, школах, учениях и идеях, которые, хотя и придуманы в Индии, но от индуизма отстоят очень и очень далеко.
Для сравнения – европейский оккультизм возник в христианской среде, опирается на многие христианские понятия и местами пользуется христианской символикой, однако никому не придёт в голову считать Орден Золотой Зари или «Учение и ритуал высшей магии» Элифаса Леви частью христианства.
А тот индуизм, который на самом деле – ну религия и религия. Не самая приятная, много там исторически сложилось некрасивого, морально сомнительного и даже негигиеничного. Не самая философская и высокодуховная (большинству индусов до философии дела нет, как и всем остальным простым людям).
Не то, ради чего стоит ехать в паломничества, скажем прямо. Обычное язычество, такое же, как и везде.
Но... так ты слона не продашь. А индийское государство продать его очень хочет.
Вот и старается.
|
|
</> |
Почему стоит заказать шкаф по индивидуальным размерам: плюсы и особенности проектирования
Уличные фотографы показывают достоинство и эмоции старения в серии «Лица опыта»
Валдайский детокс. Музей и не только (2)
Генералы, расстрелянные в песчаном карьере
Народ, репрессированый на 50 (!) лет
Церемония вывода из эллинга атомной подводной лодки «Хабаровск»
Чифир.
А есть статистика

