Архивная эвристика, или что можно найти в архиве о своих предках Часть 1

топ 100 блогов kraeved-ivanovo11.07.2020

Долго думал, с чего начать ЖЖ и решил — с вопроса, многих интересующего, но нигде четко не описанного. А именно — что можно найти в архиве по истории своей семьи. Есть, конечно, профессионалы-генеалоги, знающие состав фондов не хуже (а то и лучше) самих архивистов — засчет опыта работы во многих архивах и хорошего знания литературы. Сам я не могу похвастаться широким спектром знаний по генеалогии, хотя занимаюсь подобными запросами уже на протяжении 10 лет. Знания мои преимущественно ограничиваются рамками того архива, в котором я и работаю — Государственного архива Ивановской области. А семейные родословные отнюдь не относятся к сфере моих научных интересов. Так что мои рассуждения о генеалогии — скорее чисто практические. 

Начнем с того, что главный источник генеалогической информации дореволюционного времени — метрические книги — отнюдь не всеобъемлющ. От взбешенных «пустой» тратой денег заявителей часто можно слышать — «Как это в метриках нет рождения дедушки?! Он точно там родился! Так и во всех документах написано! Да все это знают! Вы, наверно, смотрели плохо — не может его там не быть!». Или — «Как нет документов за эти годы? А куда вы их дели? Может, они в районном архиве хранятся? А не могли бы вы мой запрос туда переслать?». 

В действительности практически ни по одному населенному пункту метрики в полном объеме не сохранились. Составлялись они обычно в двух экземплярах: один оставался в церкви (приходской), второй — отправлялся в духовную консисторию (консисторский). Первый должен быть более полным. В него, например, вставлялись сообщения из других церквей о рождениях, браках или смертях его прихожан, случившихся вдали от родины. Но систематически эти книги велись лишь с последней четверти XVIII в. и далеко не везде надлежащим образом хранились. Собственно, это хорошо видно по справочникам о церквях разных епархий, издававшихся в начале XX в. — лишь в единичных случаях сохранившиеся метрические книги «захватывали» XVIII в., а во многих случаях пробелы имеются и в метриках следующего столетия. А тех пор прошло еще более ста лет, насыщенных различными событиями, участники которых далеко не всегда видели в качестве приоритетной задачи сохранение подобных «талмудов». Словом, наличие метрических книг по нужной церкви за нужные годы — большая удача. Но она не гарантирует их полной сохранности. Прежде всего, страдали первые и последние страницы, трепавшиеся и терявшиеся вследствие отсутствия обложки. Метрики могли сильно перепутываться при сшивании, часть листов терялась. Зачатую безжалостно уничтожались (просто вырывались под корень бестрепетной рукой работников ЗАГСа) те самые сообщения из других церквей, о которых шла речь выше...

Это — первая проблема, но не самая главная. Вторая (для нас, архивистов, самая животрепещущая) — приход. С одной стороны, вроде бы ничего сложного нет — приход был вполне официальной единицей, четко фиксировался в церковной документации (исповедных и клировых ведомостях) вплоть до единого человека. Так что проблемы с определением прихода можно было бы назвать частной проблемой нашего архива (вследствие отсутствия консисторской документации, которая сосредоточена в  бывших губернских городах — Владимире, Костроме и Ярославле). Но реальность гораздо суровее — прихожане вследствие разных причин могли посещать другую церковь (даже не обязательно отлучаясь с места жительства). Значительная часть деревень относилась к приходам двух, а то и тех соседних церквей. А в ряде случаев даже представители одной семьи могли регистрироваться в разных приходах (почему — Бог их знает). В таком случае «выловить» нужного человека становится большой трудностью. Но главная проблема — все же отлучки с места жительства. В последней трети XIX в. у многих крестьян они принимают систематический характер — промышленность требует все новых и новых рабочих рук. В нашем текстильном крае это особенно заметно — метрики промышленных сел (Лежнева, Тейкова, Кохмы, Середы, Южи, Родников, не говоря уж об Иванове,  превратившемся в город с 1871 г.) разбухают  как на дрожжах — до 700-800 (а некоторые и до 1000) записей о рождении в год. 

Наконец, третья проблема, связанная уже не с сохранностью метрик, а содержащейся в них информацией — точность даты рождения и имени искомого человека. Дата — особая проблема. Как известно, возраст указывается в записях о браке и смерти, исходя из чего вычисляется и дата рождения. В принципе, ошибки в определении ее должны быть минимальны  — ведь священник вел ежегодные исповедные ведомости, в которых учитывались все прихожане (даже не посещавшие исповедь) с указанием возраста. Соответственно, он должен был с точностью до года знать возраст любого прихожанина. Но... Исповедные ведомости велись (а главное — хранились) еще более небрежно, чем метрические книги. В этом можно убедиться из упомянутых выше церковных справочников, в которых обязательно отмечалось наличие не только метрик, но также клировых и исповедных ведомостей. В нашем архиве полные комплекты ведомостей сохранились по считанному числу церквей, а по большей части храмов они просто отсутствуют. Главное же — судя по всему, при записи в метрики священник обращался не к письменному, а к устному слову — проще говоря, записывал возраст со слов. А значит — реальность его сообразовывалась с полетом фантазии брачующихся или родственников умершего. В результате ошибка на 2-3 года — вполне обычное явление. Одна женщина «скидывала» себе немного при каждом браке, так что к третьему замужеству (большая редкость по тем временам) «помолодела» с 40-ка до 30-ти лет. Нередки и ошибки в 4-5 лет, а как то раз встретилась мне ошибка и в целое десятилетие (не знаю уж, откуда заявитель знала «точную» дату рождения своей бабушки). И если по небольшим приходам просмотр сведений по такому диапазону большого времени не займет, то метрикам с 1000-ю записей в год за такой период никто смотреть не станет. Уж извините. 

И последнее — имя и фамилия искомого лица. «А почему мой дедушка Колобов, а не Соколов?». Извините, — говорю, — Соколовых не завезли. «А почему он без фамилии? Когда же она появилась?». Да кто же его знает. По документам — никогда. То есть — нет ее в метриках до 1918 г. Может, сами у него спросите? «А почему он Егорович, а не Георгиевич?». Потому что... Как-то раз выдал даже специальную справку — не тревожьтесь мол, хотя искомого лица его Егор, он и есть тот самый Георгиевич, который вам нужен. Это сейчас в паспорте четко имя фиксируется: напишут «Артемий» — так и будешь всю жизнь Артемием, а не Артемом. В те годы подобным формализмом еще не занимались. Так что подобные разночтения в именах — вполне нормальное явление. В метриках одно и то же лицо может именоваться Федором и Феодором, Антоном и Онтоном, Степаном и Стефаном, и даже Георгием, Егором и Юрием. Что касается фамилий — о них следует рассказывать особо. Пока же замечу, что в метриках фамилии появляются обычно довольно поздно — в 1870-1890-х гг. В некоторых случаях они не возникают вообще, бесфамильные лица встречаются (хоть и в виде исключения) даже в актах гражданского состояния первых советских лет. Естественно, это не значит, что фамилии не было. Чтобы убедиться в обратном, достаточно посмотреть ревизские сказки 3-й (1761 г.) и 4-й (1781 г.) ревизий — большая часть лиц в них уже имеет фамилии. Понятно, что никуда они не делись, но в приходской документации за ненадобностью не фиксировались. Другое дело, что смена фамилии — в тот период вполне обыденное явление, поскольку у нее сохранялся явный оттенок «прозвания» (прозвища конкретного лица). Так что сын мог остаться без фамилии, а внук получить ее по отчеству отца. Например, дед — Савва Федоров Климов. Его сын — Андрей Саввин (фамилия отпадает). А внук — Петр Андреев Саввин (фамилия от имени деда). После военной реформы 1874 г. новую фамилию могли «вручить» и в армии, так что даже родные братья могли иметь разные фамилии. А уж изменение формы фамилии по типу «Ларины» — «Ларюшины» или «Котовы» — «Котины» — дело вполне обыденное.

Ну и наконец — члены причта (которые и совершали записи в метриках) — не боги и вполне могли ошибаться. Особенно часто это касается имен женщин, не вызывавших большого внимания у священников. Например, в серии записей о рождении детей у крестьянина Сергея Иванова его жена — Федосья может именоваться то Семеновной, то Петровной (а то и само имя сменит с Федосьи например, на Ирину). Подлинное имя-отчество можно узнать лишь из актовой записи о бракосочетании. Но это полбеды. Когда в ЗАГСы (где долгое время хранились метрики) обращались за справками, их работникам зачастую приходилось лично исправлять ошибки предшественников, меняя имена и фамилии зафиксированных в книгах лиц на нужные заявителям. Так Анна Павлова с легкостью меняла пол, превращалась в Сергея Павлова, а Петр Морозов обретал новую фамилию, становясь Петром Лисиным.

И напоследок — еще одна поучительная история. Жили-были в Иванове дворе братьев — Иван и Яким Кривогузовы. Отец их был крестьянином весьма «капиталистым», так что умерший в 1811 г. старший брат оставил наследство на огромную по тем временам сумму — в 20 тыс. руб. Якиму к тому времени было 10 лет, а другой наследнице — дочери Ивана Аполлинарии — всего 2 года. В сентябре 1817 г. Яким наконец, женился, едва войдя в «возраст» — до этого имущество находилось под опекой. Женившись, он переехал из дома опекунши (его тетки Н.М. Соковой) в дом умершего брата, где к тому времени проживала его 30-летняя вдова и 9-летняя дочь — вторая наследница. После долгих «боев» в вотчинной конторе села, стороны наконец, решили приступить к разделу имущества. Но вдруг... 28 октября 1817 г. Аполлинария заболевает и умирает. Причина особых сомнений не вызывала — отравление самым доступным и действенным на тот момент ядом — мышьяком. Роковой вечер девочка провела в обществе молодой жены Якима Кривогузова — Евфимии. Но прямых улик следствие так и не получило, так что Яким и Евфимия, хоть и «в сильном подозрении», от суда были освобождены. В ходе следствия обязательные показания о возрасте предоставлял священник (в данном случае — Крестовоздвиженской церкви с. Иванова). И если запись о рождении Якима ему найти удалось, то Евфимия, родившаяся в том же приходе, такой чести оказалась не удостоена. А по исповедным ведомостям ко времени бракосочетания Евфимии исполнилось всего 15... Это, кстати, стало серьезным аргументом обвинения —  по мнению Сената, именно молодой возраст и «неосновательность в рассудке» новобрачной «могла бы подвигнуть ее на таковое злодеяние». Словом, актовая запись о рождении Евфимии в метриках просто не фигурировала, хотя должна была быть там обязательно. Это — к вопросу об исправности ведения метрических книг на рубеже XVIII-XIX вв. В моей практике родословная часто обрывалась в первой четверти XIX столетия — просто за отсутствием сведений о рождении искомого лица (хотя приход его семьи определенно не менялся). То есть сведения о его рождении в метрики не попадали просто по небрежности их составителя. Собственно, наказание на нерадивое ведение метрических книг — одно из самых распространенных в практике духовных консисторий этого времени (чаще наказывали только за пьянство). 

В этом посте я попытался перечислить основные проблемы составления родословной по метрическим книгам. В следующей части обратимся к более интересным источникам — ревизским сказкам, посемейным спискам и исповедным ведомостям.                              

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Врачи со своими поршами совсем распоясались. 20% американского ВВП уходит на них . Ну не уходит ещё, а в 2017 году будет. Прикиньте 20% всего ВВП США в 2017 году будут расходы на медицину, куда входят баснословные зарплаты американских врачей. Гигимоны ...
В Ростове пройдет выставка "Стальной Донбасс". Самые страшные из преступлений, направленных против человечества – военные преступления. Тысячи и тысячи мирных граждан в разных концах земли ежемесячно погибают в локальных, внутренних, военных конфликтах. Женщины, дети, старики - погиб ...
XX век. Винстон Черчилль сказал однажды об английских летчиках, отбившихся от немецкого люфтваффе во время Битвы за Британию в 1940-м году: "Никогда ещё в истории человеческих конфликтов столь многие не были обязаны столь немногим.“ Черчилль в русском Интернете соревнуется с Фаиной ...
Символично, что фамилия городового была… Романов! История, как замечено, любит символы... Дальнейшие события, значительно более серьезные, с пролитием крови на улицах столицы, и всего через три дня, затушевали собой картечный выстрел. Но все-таки трудно представить ...
Чем раньше женщины выходят замуж, тем лучше из них получаются жены. Женщине категорически не на пользу долго жить одной. Она превращается в закоренелую холостячку. Для нее найдется миллион причин, чтобы как можно дольше не вступать в отношения. ...