Архитектурное
diak_kuraev — 24.02.2020 "Когда смотришь на храм Христа Спасителя, сразу можно сказать, что это была за эпоха, какими чувствами люди руководствовались, возводя такой грандиозный и красивейший памятник".https://www.interfax.ru/culture/696246
Так можно сказать разве что о камнях Стоунхеджа. А в письменных культурах есть другие способы более адекватного выражения мыслей и чувств.
Какими чувствами руководствовался тот, кто повелел построить этот хоам, проще всего узнать, прочитав его соответствующий манифест от 25 декабря 1812 года о построении в Москве церкви во имя спасителя Христа в ознаменование победы над Наполеоном.
А что касается мотивов подрядчиков и строителей, то ... люди разные. И, работая на стройке храма, каждый по разному видит смысл этой своей деятельности. Кто-то просто зарабатывает на хлеб, кто-то исполняет приказ, кто-то просто крадет что может.
Василий Суриков с горечью вспоминал давление цензуры: «Работать для Храма Спасителя было трудно. Я хотел туда живых лиц ввести, греков искал. Но мне сказали: если так будете писать - нам не нужно».Художнику предложили укоротить длинные бороды и шевелюры, которые были приняты на Руси, и тем самым придать европейский вид лицам византийских патриархов и епископов. Суриков вынужденно подчинился, хотя и сожалел, что полюбившиеся ему в картине Александра Иванова «Явление Христа народу» принципы жизненности и психологизма образов ему не удалось раскрыть из-за строгого надзора во «Вселенских соборах».Художник не скрывал от коллег, что писал фрески так, как требовали: «Мне нужно было денег, чтобы стать свободным и начать свое». За двухлетний труд на хоpax он получил сумму в 10000 рублей.
Кроме того, можно ведь и поискать, что на самом деле думали об этом храме люди "той эпохи". Художник Василий Верещагин считал, что выполненный «довольно бездарным архитектором Тоном» проект собора «есть прямое воспроизведение знаменитого Тадж-Махала в городе Агра». А в изданной в 1916 году статье «Два мира в древнерусской иконописи» Евгений Трубецкой писал: «Одним из самых крупных памятников дорогостоящего бессмыслия является храм Спасителя — это как бы огромный самовар, вокруг которого благодушно собралась патриархальная Москва».
Время строительства - 1837-1883 годы. Что это была за эпоха? Действительно ли тоновский храм - это ее душа, лицо, смысл?
В эти годы умещается все творчество Достоевского. Все романы Льва Толстого (кроме "Воскресения").
На это время пришлась Крымская война, покорение Кавказа, подавление европейских революций русскими войсками.
Может, облегчить школьные курсы? И говорить в них только о храмовой позолоте?
Но есть исключения: строящийся военный храм цвета хаки - это действительно символ путинской эпохи.
|
</> |