АРХИТЕКТУРА БЛЕДНОЙ РОЗЫ
cambria_1919 — 24.01.2024Хотя великие кутюрье зачастую мужчины, женскую моду всё-таки создают женщины.
Это всё их фантазии - какими им хотелось бы быть.
Фантазии эти нестойкие, противоречивые.
Очень разнообразные.
Быстро меняются.
Что остаётся мужчинам?
Любить и любоваться.
Какова бы ни была мода.
Потому с модой всегда
смирялись.
Потому нравились и нравятся буквально все женские
модные обличья.
Даже если не вспоминать времена царя Гороха, а
ограничиться эпохой фотографии. Ближе к "прекрасной эпохе", о
которой будет речь.
Нравились тогда и дамы
откровенные:
И скромные:
Игривые:
И меланхоличные:
Нравились пышки с
формами:
И особы вовсе без всяких
форм:
Дамы с копнами пышных
кудрей:
И (но это чуть позже) стриженые под
мальчика:
Расфуфыренные:
И деловые:
И т.д.
А наряд в идеале должен быть таков, чтобы непосвящённым было
непонятно, как всё это сделано:
И на чём держится (хотя сами женщины всё знают,
поскольку они это всё и изобрели):
Мужчины знают про это лишь кое-что.
Даже художники:
О чём-то догадываются, что-то наблюдают. А чаще
недоумевают.
Вот заворожённый наблюдатель вечно ускользающего зримого мира и
ловец воспоминаний Марсель Пруст.
Он тоже пишет женский портрет.
Словами.
Здесь точность деталей странным образом выражает
лишь изумление: зачем она всё это с собой сделала.
Цитата:
"Что касается её тела, а она была удивительно сложена, то трудно
было заметить плавность его форм (такова была тогдашняя мода, хотя
Одетта была одной из тех французских дам, которые одевались
лучше всех), до такой степени лиф, как бы выступающий над
воображаемым животом и неожиданно заканчивающийся острым
концом, и шарообразная верхняя юбка, вздутая с помощью
двойной нижней снизу, создавали впечатление, будто бы женщина
сложена из разных частей, плохо гармонирующих друг с другом;
сборки, воланы и жилет по размеру их узора и качеству ткани
до такой степени не соответствовали основной линии платья,
что это приводило буквально к ленточно-кружевному наводнению,
крепление же корсажа не прилегало к живой плоти, а неестественно
сжимало вдоль всё тело, так что женщина в таком наряде находилась в
заключении по самое горло либо совсем в нём исчезала, судя по тому,
как архитектура этих надутых тканей приближалась или слишком
отдалялась от её архитектуры".
Уф, какая длинная цитата.
Но что делать – это всего лишь одно
предложение!
А наряд - абсурдный!?
Мода эта была вот какая:
Это на модной картинке.
В жизни то же самое:
А одетая таким образом Одетта де Кресси
(напоминающая то орхидею, то искусственную розу) - идеальное
воплощение красоты и соблазна конца
XIX
века.
Реальные дамы, которых считают прототипами Одетты - самые
знаменитые куртизанки парижского
полусвета.
В том числе – определённее всех - Лиана де Пужи
(1869 - 1950).
Та, что сводила с ума несколько поколений светских повес
"прекрасной эпохи":
Как становились
куртизанками?
Детство и юность могли быть какими
угодно.
Главное, вовремя попасть на парижскую сцену –
тогда парижский свет даже среди дам полусвета предпочитал
служительниц муз.
Судьба Лианы де Пужи вполне типичная: воспитанница монастырского
пансиона Анна-Мари не Шассень - этакая мадемуазель Нитуш -
совсем юной сбежала из дому с офицером.
Офицер "пил и бил", она изменяла. Тоже
обыкновенная история.
В конце концов была она мужем брошена (или сама
сбежала). Развод.
Дама решила пробиваться на сцену и в полусвет.
Куда же ещё?
Дошла до самой Сары
Бернар:
Звезда, прослушав провинциалку, нашла её голос
противным, а актёрского таланта не обнаружила
вовсе.
Но посоветовала заняться танцами (фигурка у
Анны-Мари была прелестная):
Балету ей учиться было уже поздно, а вот лёгкий
жанр освоить стоило.
Главное, не открывать рот, не говорить, не
петь.
Хотя узнать такое было неприятно (петь хотелось),
Анн-Мари совету великой Сары вняла.
А протекцию милой старлетке составил знаменитый
драматург как раз лёгкого жанра - Анри Мельяк.
Он автор пьес, которые в основе великих оперетт "Летучая мышь" и
"Весёлая вдова":
Начинающая артистка стала выступать с несложными
танцами и пантомимами, попутно пожирая и разбивая мужские
сердца.
Впрочем, и женские тоже. Она была
такая.
Прозаичное имя Анн-Мари Шассень сменилось
эффектным выдуманным - Лиана де Пужи (по-русски, конечно, это не
очень эффектно звучит).
Анри Мельяк устроил Лиану в знаменитое варьете
Фоли-Бержер.
То самое варьете, что во всей красе на не менее
знаменитой картине Эдуара Мане отражается в зеркале
бара:
Здесь грациозную и томную Лиану ждал шумный
успех:
Впрочем, вот постер, где она не так уж
рафинированно выглядит:
И ещё фривольнее (это уже в другом
варьете):
Её грацию и утончённую нескромность пикантно
оттеняли обычные для варьете номера не для слабонервных.
Вроде выступления акробатов или дрессированных
хищников.
Например, этот укротитель выступал с волками.
Он уверял, что волки у него самые свирепые – из России! - и одного
из них даже звал Василием:
После Василия такая фея выглядела особенно
эффектно:
Лиану де Пужи окружали толпы восхищённых (и
состоятельных) поклонников.
Были среди них и очень именитые.
Например, игривый принц Берти Уэльский:
Палач Конго король Леопольд
II
Бельгийский:
Американский магнат Уильям
Вандербильт:
Поэт, эстет и столп декаданса Габриэле
д`Аннунцио:
Такие вот романы. Очень поверхностные, но
доходные.
А Лиана и сама вдруг начала писать романы из
жизни куртизанок.
Самый знаменитый – "Сапфическая
идиллия".
Он о её романе с Натали Клиффорд Барни,
скандальной миллионершей, бунтаркой и писательницей, воспевавшей
лесбийскую любовь:
Лиана ценила общество поэтов и денди – ведь
они были властителями дум тогдашнего общества.
Но слишком глубоко в интеллектуальные пучины она всё-таки не
погружалась.
Её истинной стихией была её красота и её стиль,
которые и составили ей славу.
И стоили очень дорого.
Лиану не зря называли "бледной
розой".
Это прозвище очень шло её неяркой
тонкой красоте:
Красоту эту она разумно не старалась ни
раскрасить, ни изменить.
Напротив, она терпеть не могла показного шика и
пестроты.
Минимум косметики, минимум
драгоценностей:
Неужели это минимум? Да.
В те времена даже не куртизанки, а дамы высшего
света были буквально увешаны жемчугами и
бриллиантами.
Английская королева Александра. Одних брошек вон
сколько:
Что уж говорить о дамах
полусвета!
Соперница Лианы куртизанка и артистка Прекрасная
Отеро (и тут брошки, брошки, брошки):
Танцовщица Марсель Лендер, восхищавшая
Тулуз-Лотрека:
А здесь Лиана де Пужи в очень простом светлом
платье победоносно взирает на ещё одну знаменитую
красавицу-соперницу, Клео де Мерод:
Да, Лиана умела подать как нечто совершенное свою
неброскую красоту.
Утопая в тканях нежнейших пастельных
оттенков.
Блеклых, "каким даже и названья нельзя было
прибрать".
В наводнении лент и кружев, о котором писал
Пруст.
Струящиеся светлые наряды, тончайший
тюль:
Нежный белый мех:
Белые перья:
Если драгоценности, то лишь тихо сияющий
жемчуг:
А главное, расслабленные мечтательные позы.
Это тоже надо уметь:
Томное изящество и несколько рассеянный –
"нездешний", что было тогда модно - взгляд из тени полей
шляпки:
Такой она оставалась даже за столиком
ресторана:
"К поцелуям зовущая, вся такая
воздушная".
Никакого вызова.
Никакой вульгарности.
Никакой провокации.
Женщина-мечта. Почти
недостижимая:
Бесспорная звезда "прекрасной
эпохи":
Однако карьера куртизанки не лишила Лиану ни
стремления к респектабельности, ни известного снобизма.
Да и монастырское воспитание сказалось.
Оно дало Лиане не только хорошие манеры, с которыми она умела
выглядеть не кокоткой, а светской дамой самого высокого
полёта:
Лиана была ещё и особой религиозной.
И она решила выйти замуж.
Ей 40, ему 25.
За нею весь парижский свет и деньги, за ним
молодость и титул (но ни гроша).
Он - румынский принц (князь вообще-то) Георгий
Гика.
Отныне "бледная роза" зовётся принцесса
Гика.
Звучит экзотично, загадочно.
Совсем как в пьесе её первого покровителя Анри Мельяка "Весёлая
вдова".
Правда, после 16 лет брака принц бросил жену ради
молодой любовницы.
Но с Лианой не развёлся.
Тут они ещё вместе.
Где ты, прекрасная "бледная
роза":
Лиана вся ушла в религию, предалась
благотворительности.
А после смерти мужа стала послушницей женского доминиканского
монастыря.
Умерла куртизанка-принцесса в 81 год.
В монашеском платье.
Так не похожем на её прежние наряды –
"ленто-кружевное наводнение".
Да и мир в 1950-м давно был не тот, что во
времена её молодости и блеска.
И женщины тоже выглядели иначе.
Они стригли волосы, периодически пробовали носить
брюки и уж точно не строили архитектуру тела с помощью
корсетов.
Однако именно тогда - когда все вроде бы так привыкли к простому и
удобному – вдруг захотелось забыть скудость военных
лет.
И тогда очарование утраченного времени и шик
"прекрасной эпохи" на время восстали из
небытия:
Осиные талии.
Вздутые нижние юбки, наводнение тканей и лент. Цветы.
Как когда-то.
Духи: аромат ландышей.
Диор.
Лиану де Пужи это уже не волновало, но она это застала.
Жить надо долго.
|
</> |