Архаика Великой степи

топ 100 блогов alexa_bell21.02.2022 Архаика Великой степи
Начну с утверждения самых банальных истин. Во-первых, земной шар богат на самые разнообразные ландшафты и климатические зоны. Во-вторых, они, в свою очередь, определяют менталитет, культуру и хозяйственную деятельность проживающего там населения. Меня, например, в этом убедила книга Василия Васильевича Радлова «Из Сибири. Страницы дневника», написанная известным тюркологом ещё в XIX веке после того, как он в течение нескольких лет объездил практически все тюркские народы азиатской части Великой Степи, забравшись на севере до тобольских татар, на востоке до татар Западной Монголии, на востоке до Среднего Зеравшана, а на юге до Иссык-Куля и Кульджи.

Но я сегодня не собираюсь рассказывать ни о Василии Васильевиче Радлове, ни об отдельных тюркских народах. Мой интерес связан с проблемами современного Казахстана – с его социумом и государством. Ведь не каждый день буквально у тебя под боком появляется суверенное государство у народа, никогда до этого не имевшего собственной государственности. Речь сейчас о казахах. Кстати, я не собираюсь вступать в дискуссию со «знатоками» истории, которые будут рассказывать сказки про монгольскую империю Чингис-хана или какой-нибудь Тюркский или Казахский ханства. Объяснение простое: во-первых, все эти «сказки» не имеют отношения к реальной истории, и, во-вторых, и это главное, не имеют отношения к данной статье.

21 ноября 2018 года была обнародована статья «Семь граней Великой степи». Автором был указан президент республики Казахстан Нурсултан Назарбаев. Она начиналась с утверждения: «Пространство – мера всех вещей, время – мера всех событий. Когда смыкаются горизонты пространства и времени, начинается национальная история». И по мнению автора: «И это правильный подход, позволяющий понять свои истоки, да и всю национальную историю во всей глубине и сложности». Кстати, сразу же отмечу, что Нурсултан Назарбаев нигде в статье не говорит о какой-либо древности государственности у казахов. Приведу его слова по этому поводу: «… большинство протогосударственных объединений, о вкладе которых пойдет ниже речь, образовались на территории Казахстана, став одним из элементов этногенеза казахской нации». Наличие протогосударственности ещё не свидетельствует о наличии государственности, поэтому вопрос о существовании казахской государственности до 1991 года можно считать закрытым и к нему больше не возвращаться.

Лично мне более интересны следующие утверждения из статьи «Семь граней Великой степи»: «… те выдающиеся культурные достижения, о которых пойдет разговор, не были привнесены в степь, а в большинстве случаев родились именно на нашей земле и лишь затем распространились на Запад и Восток, Север и Юг. … исторические находки последних десятилетий отчетливо подтверждают неразрывную связь наших предков с самыми передовыми технологическими новациями своего времени и позволяют по-новому взглянуть на место Великой степи в глобальной истории».

А дальше идёт перечисление этих семи граней, на которых происходил этногенез казахов: 1. Всадническая культура;2. Древняя металлургия Великой степи; 3. Звериный стиль; 4. Золотой человек; 5. Колыбель тюркского мира; 6. Великий шелковый путь; 7. Казахстан – родина яблок и тюльпанов. Ни один из семи пунктов я оспаривать не собираюсь. Я даже полностью соглашусь с уважаевым Нурсултаном Абишевичем, что именно «… Великая степь подарила миру коневодство и всадническую культуру. … Впервые одомашнивание лошади человеком произошло на территории современного Казахстана, … Мы не должны забывать о том, что вплоть до XIX века человечество пользовалось плодами этой великой технологической революции, пришедшей в мир с древней казахской земли». А также с тем, что «Изобретение способов получения металлов открыло новую историческую эпоху и навсегда изменило ход развития человечества. Казахская земля, богатая многообразными металлическими рудами, также стала одним из первых центров появления металлургии. … Наши предки постоянно развивали производство новых, более прочных металлов, что открывало им возможности для ускоренного технологического прогресса. Об этом говорят найденные при раскопках печи для выплавки металла, украшения, предметы быта и оружие ранних эпох. Это свидетельствует о высоком технологическом развитии степных цивилизаций, существовавших на нашей земле в далекой древности».

Буду считать, что так в действительности и было. Было, но в такой глубокой древности, что даже профессиональные историки не могут договориться по датам. Предположим, что всё, сказанное Нурсултаном Абишевичем имело место быть одну тысячу, две тысячи или больше лет назад. В данном случае это не принципиально. Важно совершенно другое. Пусть действительно тысячу, две или три назад где-то в степи предки современных казахов впервые в истории человечества одомашнили лошадь. Замечательно! Только у меня один вопрос: каковы достижения казахов в племенной и селекционной работе с лошадями? Может кто-то ответит мне на этот вопрос?

Сам же я за ответом обращусь к всезнающему интернету. Забиваю в поисковик «Казахская лошадь породы» и получаю ответ: «Казахская лошадь (каз. Қазақ жылқысы)— местная степная лошадь, выведенная на территории современного Казахстана и разводимая в настоящее время в Республике Казахстан и прилегающих к ней территориях. История возникновения породы имеет древнее происхождение. Выведенная как верховая, вьючная и мясо-молочная. Эта порода имеет самостоятельное и древнее происхождение, испытала влияние других пород. Выведена в далёком прошлом племенами в настоящее время составляющими казахский народ. Лошадь была выведена как универсальная, она крупнее монгольской лошади, отлична под седлом, морозоустойчива, вынослива, быстро восстанавливается, легко переносит голод и жажду, неприхотлива и достаточно крупная, то есть больше мяса (выход мяса более 50 % от живого веса), а кобыла дает довольно много кумыса».

То есть, казахская лошадь – это продукт или результат естественной селекции, происходившей на протяжении тысячелетий практически без целенаправленного вмешательства человека. То есть, никто и никогда не ставил перед собой цель вывести породу лошадей, удовлетворяющую определённым качествам: беговым, скаковым и т.д. Что само собой разводилось, этим и довольствовались. Вот это и есть архаика. Самая настоящая. Я попробовал найти вообще какие-либо достижения Казахстана в селекции и племенном животноводстве. Увы, практически ничего. Для лошадей отыскал Кустанайскую породу, выведенную на русском севере Казахской ССР в 1951 году: «Костанайская порода лошадей — порода лошадей верхово-упряжного, верхового и степного типов. Выведена в 1951 скрещиванием кобыл казахской породы с жеребцами калмыцкой, донской, стрелецкой, орлово-растончинской, англоарабской и чистокровной верховой пород в Костанайском, Майкольском и Троицком (Россия) конном заводах».

Извините, но где вклад современного Казахстана? «Казахская белоголовая порода — порода крупного рогатого скота мясного направления. Выведена в Каз. ССР и РСФСР в 1932—1950 годах в условиях резко выраженного континентального климата скрещиванием коров казахской и частично калмыцкого скота с быками герефордской породы». Похоже, это тоже единственное достижение, относящееся к советскому периоду. Можно, конечно, ещё обратиться к баранам. Без шуток, действительно к настоящим баранам: «Эдильбаевская порода овец — это улучшение казахских курдючных овец, которых она на сегодня и представляет. Наиболее распространена в центральном и северном регионах Казахстана. Эдильбаевская порода овец относится к грубошерстным овцам мясо-сального направления. Как и все казахские курдючные овцы она наиболее приспособлена для кочевого отгонного овцеводства, которым занимались и до сих пор занимаются жители казахских степей».

А теперь для сравнения поищем в том же интернете «российские породы лошадей». Как все знают, Россия это в основном лесная и земледельческая страна и она не является родиной всаднической культуры. И что мы видим? «Башкирская лошадь; Битюг (порода лошадей); Будённовская лошадь; Владимирский тяжеловоз; Вятская лошадь; Донская лошадь; Кабардинская лошадь; Калмыцкая лошадь; Карачаевская лошадь; Кузнецкая лошадь; Нарымская лошадь; Новоалтайская лошадь; Орловский рысак; Приобская лошадь; Русская верховая лошадь; Русский рысак; Русский тяжеловоз; Советский тяжеловоз; Тавдинская лошадь; Терская лошадь; Якутская лошадь. А видим мы то, что наряду с архаичными породами естественной селекции присутствуют породы искусственной селекции.

Не в пользу Казахстана будет сравнение казахских и российских пород крупного рогатого скота и овец. Итоговый вывод как по коневодству, так и в целом по животноводству Казахстана, по-моему, однозначен. Архаичные породы естественной селекции. Поэтому современный Казахстан не экспортирует племенных животных, а завозит из других стран. И я не думаю, что даже в отдалённой перспективе Казахстан вдруг превратится в поставщика племенного скота, не смотря на то, если даже тысячу или пять тысяч лет назад впервые была одомашнена лошадь, корова или овца где-то в степи предками нынешних казахов. Но оставим гордых законодателей всаднической культуры и обратимся к их предкам, которые, как утверждает Нурсултан Абишевич Назарбаев, «постоянно развивали производство новых, более прочных металлов, что открывало им возможности для ускоренного технологического прогресса».
Если верить тем авторам, книги которых я читал, то издавна и практически до начала коллективизации в СССР в 1929 году казахи жили также как и их предки, занимаясь исключительно кочевым или отгонным животноводством. Вся казахская металлургия сводилась к работе кузнецов в примитивных кузницах. Ни заводов, ни фабрик, ни городов. Всё, что было построено в Казахстане до 1991 года – это дело рук Российской империи и Советского Союза. После 1991 года – результат деятельности иностранных компаний, разрабатывающих в суверенном Казахстане в основном горнодобывающие отрасли. На современных технологиях, но не казахстанских.

Сегодня суверенный Казахстан успешно проедает, во-первых, наследство Советского Союза, оказавшееся на его территории и в его юрисдикции, и, во-вторых, природные ресурсы, волею судьбы присутствующие в его недрах. Январские события 2022 года навряд ли остановят скатывание Казахстана в архаику. По-моему, единственным их результатом будет перераспределение денежно-финансовых потоков внутри казахстанской правящей элиты. Просто размер пастбища уменьшился, и возникла необходимость его передела. И этот процесс тоже сугубо архаичный. В точности такой же, как и остальные семь граней Великой степи.





Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Члены ОБСЕ  на свободе менее интересны западной прессе,  нежели  будучи задержанными.. Помните, с какой помпой в начале мая встречали в Германии первую очередь  ОБСешников после освобождения из Славянска ? Сама минобороны к ним приехала и куча фоторепортеров. ...
На митинг против Батьки на улицы Минска вышло до 200 тысяч человек. Был бы белорусом, наверное был бы в гуще событий. Как когда-то выходил на Болотную площадь в 2011 году. Помните? Одним из крупнейших декабрьских митингов стал митинг в Москве на Болотной площади, прошедший 10 декабря. ...
Раз пошла такая пьянка, решила поддержать сообщество. Итак, отчет об удачных приобретениях на али. sofis Embossing portable jewelry box jewelry packaging dispay gift box https://s.click.aliexpress.com/e/bEZCc3kU   трэвел шкатулка для украшений. Очень удачная и вместительная, легкая. ...
Не спрашиваю "чей Крым". Но чьи Мариуполь, Одесса и Харьков (опрос) . На подобный опрос меня спровоцировало показанное Шустером выступление Маргариты Симоньян, которая призвала Россию "вернуть своё: Одессу, Харьков Мариуполь". Результаты опроса меня лично изумили. Дело в том, что ...
Стоял дед-колхозник у стенда, газету читал, да приговаривал: «Ох и жмут, гады, ох и жмут». Проходил мимо участковый – и сразу вопросы: – Кто жмёт? Кого жмёт? – Да сапоги жмут, – не растерялся дед. – Какие сапоги, ты ж босой! – Да с того и босой, что жмут. Этот анекдот 1930-х был ...