"Arbeit macht frei!" -- "Труд освобождает" (надпись над некими воротами)
edgar_leitan — 29.06.2023Вычитал в ленте у френда, что Госдума РФ приняла поправку к закону об образовании, которая вводит принудительный труд школьников без согласия их родителей. Друг и коллега, которого я искренне люблю, и к мнениям которого я прислушиваюсь, заметил, что в этом нет ничего страшного. Пусть, дескать, "учатся тому, что будут делать всю жизнь, -- работать". Как человек с бывшей советской "духовной формацией", я вполне понимаю, что он имеет в виду. Однако...
Я ответил следующее: "Мне не кажется, что принудительный труд в любом его виде облагораживает... Это лишь полшага от концлагеря, так как живёт такая школьная трудармия в бараках, ходит и поёт песни строем, а за забор не отпускают. Такая работа совершенно по-советски учит не работать, а всеми силами от труда отлынивать. Как в древнем анекдоте нашего детства: делать вид, что работаешь, в то время, как ОНИ делают вид, что работникам платят. При том, что командуют школьниками, изображая высокое начальство, колхозные или совхозные алкаши обоего пола.
Конечно, наши коллеги-востоковеды даже в блокадном Ленинграде почти рутинно работали, пока их держали ноги, а А. Ф. Лосев на Беломорканале думал об античной эстетике (будучи лагерным "придурком", а не рядовым работягой), так как условия для лагерных "придурков" (счетоводов и т. п.) там были всё же не совсем колымские, т. е. не смертные.
Человек неординарный почти всюду найдёт пищу для размышлений, развития и интегрирования их в жизненный опыт, кроме таких крайностей, как смертоносные колымские лагеря или Освенцим, где остаться человеком может разве что настоящий, в прямом смысле слова святой (как францисканец отец Максимилиан Кольбе, но даже не учёный или, тем более, обычный лагерный доходяга). Однако я говорю про большинство, а не поразительные исключения.
В насильно навязанном лживой государственной системой труде, -- не в своём добровольно избранном труде, работе по сердцу! -- обычный человек если чему и сможет научиться, так тольку показухе, лжи и постоянным попыткам эту ненавистную систему объегорить (держа "кукиш в кармане"), как и было в СССР моей юности.
Школьник -- он везде школьник, так что влюбляться и выяснять отношения, дружить, а также думать о своём будущем ребята будут и в лагерях школьных, и даже в рабских, концентрационных. И даже мертвящее ***-государство не сможет вытравить всю жизнь и энергию из юных душ, хотя и научит их с детства лгать и приспосабливаться, как моё поколение, последнее полностью советское поколение, учила этому Совдепия.
Если я правильно помню, пеннивайз Жириновский говорил, что Достоевский стал тем, кого мы знаем, великим писателем, именно благодаря каторге. Отсюда вывод Жириновского: "Надо больше сажать! Чтобы в России было побольше великих писателей".
***************
Тем громче будет крах такого государства, основанного на принуждении и показухе, которые начинаются с раннего детства. А может, даже краха с грохотом никакого не будет. Будет лишь тихий болотный бульк в Гримпенской трясине. "Орихидеи ещё не зацвели". И уже не зацветут никогда.
|
</> |