Арагац

«Тебе зачем на Арагац? Там же снег» — сказал водитель маршрутки. «Нет там сейчас ещё снега» — уверенно ответила я, хотя можно ж было догадаться, что если в Ереване прошли дожди, то на высоте 3000+ выпал как раз-таки снег... именно поэтому на такие вершины рекомендуется подниматься с конца июля по середину сентября — когда снег прошлого сезона уже расстаял, а новый ещё не выпал. Мне не свезло: снег выпал в ночь с 1 на 2 октября, ровно перед моим восхождением.
По дороге из Аштарака к горному озеру Кари, от которого начинается тропа на вершину, я смотрела на гору, она была в облаке, из-под облака торчал снег. Значит никаких живописных видов, идти в тумане, хорошо бы не слишком густом. Северную вершину нафиг, по узкому траверсу между крутых обрывов я в такую погоду точно не пойду. Значит ограничусь Южной и Западной (восточная в уме) или быстренько сгоняю на Южную, а потом спущусь до замка Амберд, там красиво и ещё нет снега, можно погулять. Жаль, что не взяла перчатки и особенно жаль, что без трекинговых палок (но их вряд ли бы пропустили в ручной клади), но не отменять же восхождение из-за таких мелочей. Таксист пожелал мне удачи и на прощание вручил мне гату и два стаканчика холодного кофе — устроишь привал с красивым видом, в 11:25 (ужасно поздно) я начала путь наверх.
Идти поначалу было не то чтобы тяжело, но очень муторно: вокруг никаких красивых пейзажей из-за тумана, видимость около 170 метров, из-под снега торчат камни, довольно уныло... К счастью передо мной на вершину прошла группа туристов и протоптала тропинку, я шла строго по их следам, иначе бы я вообще не смогла идти: телефон дурил и от maps.me не было особого толку.
Снега было много, гамаши я разумеется не взяла и ботинки моментально промокли, кое-где снега было натурально по колено, я шла медленно и чем дальше, тем тяжелее, видимо на этой высоте уже не хватало кислорода, а также сказывалось то, что я специально не тренировалась за месяц, как перед Камчаткой, болела последние недели три (какой-то был не тяжёлый, но очень нудный вирус с соплями и кашлем) и спала последние двое суток по три часа. Так себе комбинация. Но всё-таки я шла.
Пожалуй, больше всего угнетал туман. Совсем другое ощущение, когда видишь вершину, к которой идёшь, и останавливаешься полюбоваться видами гор. Я шла без привалов, потому что даже при коротких остановках начинала замерзать из-за промокших ног (ботинки Kailas, не рекомендую), смотрела в основном под ноги, чтобы не потерять тропу, да и вокруг смотреть было не на что кроме торчащих из-под снега камней.
Перед глазами начали плавать голубые искры и дышать стало тяжело — низкое давление и низкий уровень кислорода, горная болезнь на минималках, я раньше не бывала в горах выше 3000 метров, и такого со мной не случалось. Но не настолько плохо, чтобы перестать идти. Делаю полуминутные остановки на подышать поглубже.
Встретила группу туристов, по чьей тропе я шла, гид посмотрел на меня неодобрительно, но сказал, что я смелая. Я поблагодарила за тропу и спросила сколько ещё до вершины. Минут сорок. Боже. Значит моим нынешним шагом час, если не больше. Я уже практически без сил и замерзаю. Но большая часть пути пройдена, значит нужно идти вперёд. Ладно бы в какой другой день, но в день рождения не дойти до вершины особенно обидно. Тем более подъем очень пологий.
Я еле тащилась и ужасно злилась на себя за дурацкую идею лезть на Арагац в октябре (надо было в августе!), когда меня кто-то окликнул. Меня нагнал бодрый хорошо упакованный турист (палки, ледоступы и даже гоупрошка): «Без перчаток и без палок? Ну ты ещё более сумасшедшая, чем я! — сказал он по-английски с сильным акцентом, — вот тебе мои запасные перчатки. Бери-бери. Палку дать? Нет? Ну перчатки точно бери!». Я от души поблагодарила.
— Откуда ты?
— Из Китая.
— Ты в отличной форме!
— Да, я у себя в стране много ходил по горам, но это мое первое восхождение заграницей.
Я иззавидовалась конечно. Сино-тибетские пятитысячники. Ууууууу. Китаец, так и не сказавший, как его зовут (может быть, просто не расслышал мой вопрос) бодро поскакал дальше, а я поплелась вслед за ним.
Последний отрезок был самым тяжёлым психологически и физически. Я еле тащилась, останавливалась подышать каждые метров десять, ненавидела себя за слабость, мне постоянно хотелось повернуть назад, лечь и умереть, а также жестоко истребить производителей промокаемых горных ботинок и вернуться на Арагац в нормальное время года, когда видно хоть что-то кроме торчащих из-под снега камней.
Когда я была уже практически готова повернуть назад, послав к чертям вершину, из тумана выплыл Китаец. — Далеко ещё до вершины? — Совсем близко, метров сто! — но в этот момент мне уже не казалось, что 100 метров это близко. Видимо, даже в густом тумане было очень заметно, что чувствую я себя неважно.
— Давай я дойду с тобой до вершины, бери одну палку. Бери-бери! Обратно вместе пойдём, — сказал Китаец (потом мы обменялись контактами, и я узнала, что его зовут Цао Ян (Cao Yang)).
Мы дошли до вершины. Я понимаю, почему людей, которые ходят в горы, считают совсем упоротыми, другим же не объяснишь, зачем из последних сил тащиться наверх, превозмогая усталость и слабость, рискуя, в общем-то здоровьем, а иной раз и жизнью... зачем? Чтобы сделать сэлфи на фоне груды камней и флага? Сфоткать туман? А вот затем!
Идти вниз было, конечно, гораздо легче, но всё-таки совсем не просто. Тропа, проложенная группой туристов петляла по камням. Видимо, инструктор срезал плавные повороты пологого серпантина. Палка очень выручала, но всё-таки идти по шатающимся камням, покрытым мокрым скользким снегом сложно. Дышалось на спуске легче, чем на подъёме, но все равно тяжело. Пару раз я чуть не упала, всё время отставала от Китайца, хотя из последних сил старалась идти как можно быстрее. Подъем занял 3,5 часа, спуск — 2. Разумеется, ни о Западной вершине, ни о замке Амбер уже не могло идти речи, к озеру Кари мы спустились за полтора часа до заката.
Тут я наконец-то выпила кофе, которое протаскала с собой вверх и вниз, покурила (на подъёме мне зверски хотелось курить, но я понимала, что дыхалке тогда совсем кабзда), отдала Цао Яну гату и шоколадку из моей провизии — хотелось хоть как-то его отблагодарить за перчатки и спасительную палку и вообще, если бы не он я бы может и не дошла до вершины и не спустилась бы (но это не точно).
Цао Яна у озера ждал гид-водитель, так что мне не пришлось морочиться обратным трансфером, гид завёз Цао Яна в гостевой дом в Бюракане, а потом подкинул меня прямо до хостела в Ереване за очень умеренную цену.
В хостеле я наконец-то сняла мокрые холодные ботинки, приняла горячий душ и нет, не легла спать, а пошла отмечать день рождения с Люсей, Максом и Катей, мы отлично посидели, выпили четыре бутылки вина, глубоко за полночь перешли на армянскую водку, хы-хы, и только потом я отправилась спать, по дороге заточив хумуса и фалафеля.
В общем, отличный получился день рождения.








|
</> |