«Апофеоз войны» как посвящение завоевателям

топ 100 блогов astori_1817.02.2022 «Апофеоз войны», 1871 г. В.В. Верещагин.
«Апофеоз войны», 1871 г. В. В. Верещагин.

Василий Верещагин:

«Я всю жизнь горячо любил солнце. И я бы с радостью писал только одно солнце, если бы люди не убивали друг друга»



На выженной земле — то ли это был сад, то ли никогда ничего не росло на этой раскалённой почве, — стоит пирамида из человеческих черепов. Многие из них выписаны очень чётко, можно даже определить, от чего умер человек — от пули, сабли или сильного удара. Часть черепов сохранила последние эмоции людей: ужас, страдание, непереносимую муку.

На горизонте виднеется разрушенный город. Рядом с пирамидой кружат вороны. Для них, безучастных к судьбе людей уничтоженного поселения, — это пир во время чумы.

Василий Верещагин всегда внимательно относился к оформлению рамы — у каждой его картины она индивидуальная. Часто художник просил нанести поясняющие надписи репортажного характера, чтобы пояснить сюжет и сформулировать эмоции автора.

Не стал исключением и «Апофеоз войны». Текст на раме гласит: «Посвящается всем великим завоевателям — прошедшим, настоящим и будущим». То есть своей работой художник напоминает, какой ценой даются военные триумфы.

«Апофеоз войны» — одна из редких картин, на которой Верещагин изобразил то, чего не видел в реальности. В основе сюжета — события 14-го века, связанные с Тамерланом. Его имя приводило в ужас правителей Востока и Запада. Он обескровил Орду, жестоко подчиняя каждое селение на своём пути.

Например, придя в Иран и взяв крепость Себзевар, Тамерлан приказал возвести башню, замуровав в стены живьём 2 тыс. человек. А после разграбления Дели по приказу полководца были обезглавлены 100 тыс. мирных жителей. По воспоминаниям современников, сделанные из голов индийцев башни достигали огромной высоты. Тамерлан считал, что подобные пирамиды прославляют его полководческий талант.

«Апофеоз войны» как посвящение завоевателям
«Двери хана Тамерлана», 1875 г. В.В. Верещагин.

Картина является частью Туркестанской серии, над которой Верещагин работал после участия в русской кампании в Средней Азии во второй половине 1860-х. На место военных действий художника пригласил генерал-губернатор Туркестана и командующий русскими войсками К. П. Кауфман. Верещагин не только наблюдал, но и героически сражался, за что был удостоен Ордена Святого Георгия IV степени.

По созданным эскизам художник работал 2 года в Мюнхене. Вошедшие в Туркестанскую серию картины, а также этюды и эскизы были впервые показаны в Лондоне в 1873 году, а затем в 1874 году — в Петербурге и Москве.

«Торжествуют», 1872 г. В.В. Верещагин.
«Торжествуют», 1872 г. В.В. Верещагин.

В России военные, в том числе и Кауфман, называли Верещагина клеветником. Журналисты писали, что герои Туркестанской серии — туркмены, торжествующие над русской армией, а «Апофеоз войны» якобы воспевает их подвиги.


«Апофеоз войны» как посвящение завоевателям
«Самарканд. Мавзолей Гур-Эмир», 1869−1870 гг. В.В. Верещагин.

А между тем во время Туркестанской кампании Верещагин писал не только батальные полотна. Есть среди его работ и те, что показывают красоту мира, экзотику мест: сутолока базара с его пёстрыми товарами, резные минареты, местные жители и их быт. Через эти сюжеты Верещагин открывал зрителям новый дивный мир, на фоне которого война теряла всякий смысл.

Судьба художника

Василий Верещагин родился в семье богатого помещика в Череповце. Его отец настоял на том, чтобы каждый из его четверых сыновей стал военным. Василий закончил морской кадетский корпус и по получении звания офицера вышел в отставку, намереваясь стать художником. В ответ на это отец заявил, что если Василий осуществит задуманное, может домой не возвращаться. Это была их последняя встреча.

Как живописец Верещагин был точен в каждой детали. Его бескомпромиссной правдивостью восхищались передвижники. Посетителям выставок Василий Васильевич казался ужасным, кровавым, экзотически жестоким. Были и те, кто подозревал его в намеренном смаковании деталей — чтобы пощекотать людям нервы. Сам же художник говорил:
«Слёзы набегают, когда вспоминаю весь этот ужас».

«Побеждённые. Панихида по павшим воинам», 1877 Ð³. Ð’. В. Верещагин.
«Побеждённые. Панихида по павшим воинам», 1877 г. В.В. Верещагин.

Как профессиональный военный, Верещагин знал истинное лицо войны. Его возмущало, что из-за бездарного командования гибнут почём зря люди, пока в ставке пьют шампанское во славу государя, полагая, что чем больше погибло солдат, тем громче слава.

«Мавзолей Тадж Махал близ Агры», 1874 г. Ð’. В. Верещагин.
«Мавзолей Тадж Махал близ Агры», 1874 г. В.В. Верещагин.

После Балканских войн Верещагин решил оставить баталистику. Несколько лет он посвятил путешествиям по Индии, Японии, Ближнему Востоку, Америке. Занимался он и исследованием личности Наполеона, о котором создал в итоге не только серию полотен, но и написал несколько книг.


источник


Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Вот уже который вечер я не могу оторваться (и оторвать мужа) от сериала «Вера», названного по имени главной героини, старшего инспектора криминальной полиции. Когда завершались «Отец Браун», «Эндевор» и «Гранчестер», я испытывала чувство острого зрительского одиночества. И я до сих пор ...
Не прошло и полгода, а точнее всего две недели, с позорного выступления на форуме “Армия-2018” российской разработки ракетного тягача КамАЗ-7850 “Платформа-О”, на котором было отчетливо видно несинхронное срабатывание шасси 16х16, как очередную высокотехнологичную разработку данного ...
Что делать, если жена бьет мужа… Жена ударила мужа – к сожалению, такая ситуация не редкость во многих семьях. И хотя когда мы вновь слышим историю о том, как жена бьет мужа, мы сразу же думаем о том, что это происходит в семьях алкоголиков и ...
В связи с просьбами категоризировать мою косметику по вот этой схеме , делаю этот пост. I пункт - № 24 II пункт - № 3, 6, 12, 13, 16, 21, 30, 31, 39, 40, 44 III пункт - № 35 IV пункт - № 21, 28, 31, 38, 39 V пункт - № 8, 33 VI пункт - № 3, 6, 13, 30, 34, 39, 40 Постоянный вариант для ...
Джулиан Хаксли (1887-1975), брат Олдоса Хаксли, британский учёный, первый генеральный директор ЮНЕСКО, один из основателей Всемирного фонда дикой природы, автор термина "трансгуманизм". В 1926 году было опубликовано небольшое произведение "Король клеточных структур". Я вам всё в целом ...