Анна Ахматова – царица русской поэзии
sergeytsvetkov — 30.11.2010 — Литература Рисунок судьбыАня Ахматова (урожденная Горенко) родилась 11 (23) июня 1889 г. в пригороде Одессы. Ее отец был морским офицером, мать полностью посвятила себя детям.
Семья Горенко, 1894 г. Анна вторая справа.
,Всего в семье Горенко было шестеро детей.
Десятилетней девочкой Аня поступила в Царскосельскую гимназию. Именно там состоялась ее первая встреча с Николаем Гумилевым, положившая начало одному из самых романтических союзов в истории русской литературы.
Анна Ахматова, 1900 г. Ахматова-гимназистка, 1904 г.
Трудно даже подсчитать, сколько раз Анна отвечала Гумилеву твердым «нет». Отвергнутый поэт дважды пытался покончить с собой, к счастью, неудачно. Только в 1908 году Анна, наконец, дала свое согласие на брак.
Этот союз не был счастливым. По словам одной из подруг Ахматовой, у поэтессы была своя сложная жизнь сердца, в которой мужу отводилось более чем скромное место. Впрочем, и Гумилев не отличался супружеской верностью*.
*Они развелись в 1918 году. Ахматова отреклась от живого Гумилева, но мертвому осталась верна до конца: хранила его стихи, хлопотала об их издании, помогала энтузиастам собирать сведения для его биографии.
Ахматова, 1910 г. Николай Гумилев, 1910-е г.
Поэтический дебют Анны Горенко состоялся 14 июня 1910 году на знаменитой «башне» Вячеслава Иванова. Заключение «мэтра» было равнодушно-ироничным: «Какой густой романтизм...».
В 1911 году, избрав литературным псевдонимом фамилию своей прабабки по материнской линии, Ахматова начала печататься в петербургских журналах. Вскоре к ней пришла слава. Среди ее восторженных поклонников числились Цветаева и Пастернак. Более сдержано, но все же одобрительно отнеслись к Ахматовой Блок и Брюсов. В предвоенные годы Ахматова становится излюбленной моделью для художников и адресатом многочисленных стихотворных посвящений. Ее образ постепенно превращается в неотъемлемый символ петербургской поэзии эпохи акмеизма.
Фронтиспис первого сборника А. Ахматовой «Вечер».
Худ. Е. Лансере, 1912 г.
Ахматова слышала не только голос любовного чувства. В ее стихотворении «Июль 1914» есть такое пророчество:
Сроки страшные близятся. Скоро
Станет тесно от свежих могил.
Ждите глада, и труса, и мора,
И затменья небесных светил.
После Октябрьской революции Ахматова не покинула Родину, оставшись в «своем краю глухом и грешном». В стихотворениях этих лет скорбь о судьбе родной страны сливается с темой отрешенности от суетности мира. В 1922 году Мариэтта Шагинян писала: «Ахматова с годами все больше умеет быть потрясающе-народной, без всяких quasi, без фальши, с суровой простотой и с бесценной скупостью речи».
Ахматова, 1924 г.
В трагические 30 — 40-е годы Ахматова разделила судьбу многих своих соотечественников, пережив арест сына, гибель друзей, свое отлучение от литературы партийным постановлением 1946 года*. Самим временем ей было дано нравственное право сказать вместе со «стомильонным народом»:
Мы ни единого удара
Не отклонили от себя.
*14 августа 1946 г. вышло постановление ЦК ВКП (б) «О журналах „Звезда“ и „Ленинград“», в котором резкой критике подвергалось творчество Анны Ахматовой и Михаила Зощенко. Оба они были исключены из Союза советских писателей.
«Ахматова является типичной представительницей чуждой нашему народу пустой безыдейной поэзии, - говорилось в Постановлении ЦК ВКП (б). - Её стихотворения, пропитанные духом пессимизма и упадочничества, выражающие вкусы старой салонной поэзии, застывшей на позициях буржуазно-аристократического эстетства и декадентства, «искусстве для искусства», не желающей идти в ногу со своим народом наносят вред делу воспитания нашей молодежи и не могут быть терпимы в советской литературе». Опала была снята 19 января 1951 г., когда по предложению А.А. Фадеева Ахматовой вернули членство в Союзе.
Ахматова, 1946 г.
4 марта 1956 года, в канун роковой годовщины – смерти Сталина – Ахматова произнесла историческую фразу: «Теперь арестанты вернутся, и две России глянут друг другу в глаза: та, что сажала, и та, которую посадили».
Под конец жизни Ахматовой ее творчество получило мировое признание. В 1964 году она стала лауреатом международной премии «Этна-Таормина», а в следующем году — обладателем почетной степени доктора литературы Оксфордского университета.
Ахматова в Оксфорде, 1965 г.
Великая поэтесса умерла в 5 марта 1966 года. Прах ее был погребен на кладбище в поселке Комарове под Ленинградом.
Личность
Сравнения Анны Ахматовой с величественной царицей являются в мемуарах современников общим местом.
А между тем царица русской поэзии после революции жила далеко не в царской обстановке. В своем пренебрежении к быту она могла бы соперничать с самыми фанатичными пустынниками. Вот одно из свидетельств, относящееся к 20-м годам: «Жила Ахматова тогда – даже не скажешь: бедно. Бедность – это мало чего-то, у нее же не было ничего. В пустой комнате стояло небольшое старое бюро, единственный стул и железная кровать, покрытая плохим одеялом».
Появление денег мало что изменило в ее жизни. После смерти Сталина удалось издать сразу несколько произведений опальной поэтессы. Крупные гонорары доставляли Ахматовой много удовольствия. Однако она никак не изменила своего быта и не предалась жизнеустройству. Прожив всю жизнь бездомной, она не стала и на склоне лет обзаводиться хозяйством. Та же современница как-то спросила Анну Андреевну: «Если бы я стала богатой, сколько времени я получала бы от этого удовольствие?” - Она ответила с присущей ей ясностью: “Недолго. Дней десять”.
Если Ахматова в зрелые годы и выделялась из толпы, то только своим безразмерным непромокаемым пальто, весьма неизящными ботиками и облезлым мехом. Дома она любила щеголять в ярко-красной пижаме, в которой была похожа на китаянку. Вообще она любила китайские пижамы, и многие современники запомнили ее именно в таком экзотическом виде.
Впрочем, мужчин в свое время гораздо больше шокировала другая деталь интимной жизни Ахматовой – ее склонность «крутить динамо», т.е. провоцировать сексуальное возбуждение без расчета его удовлетворить. Причем, Ахматова «динамила» мужчин целенаправленно и обдуманно. Цель этой опасной игры – весьма обычна для «царственных» особ ее типа, - стремление сформировать вокруг себя свиту, без которой игра в монарха немыслима. И надо отдать должное, «динамо» Ахматовой почти всегда удавалось и ясно почему: тонкая, рафинированная красота, непринужденность при обсуждении самых щекотливых тем, сила и богатство эмоционального строя соблазнят хоть святого.
|
</> |