Андрей Туполев. День рождения.

топ 100 блогов gun00110.11.2023 Не хочу сказать, что Андрей Туполев отец русской авиации, но судя по количеству и именам воспитанников, что-то отеческое в нём есть.


Андрей Туполев. День рождения.




Андрей Николаевич Туполев (29 октября [10 ноября] 1888 года, сельцо Пустомазово, Корчевский уезд, Тверская губерния, Российская империя — 23 декабря 1972 года, г. Москва, РСФСР, СССР) — советский учёный и авиаконструктор, генерал-полковник-инженер (1968), доктор технических наук.


Андрей Туполев. День рождения.



Академик АН СССР (1953). Герой Труда (1926). Трижды Герой Социалистического Труда (1945, 1957, 1972). Заслуженный деятель науки РСФСР (1947). Лауреат Ленинской премии (1957), четырёх Сталинских премий (1943, 1948, 1949, 1952) и Государственной премии СССР (1972).


Андрей Туполев. День рождения.

Под руководством Туполева спроектировано свыше 100 типов самолётов, 70 из которых строились серийно. На его самолётах установлено 78 мировых рекордов, выполнено около 30 выдающихся перелётов.

Андрей Туполев. День рождения.
ANT-9. Самая первая марка СССР на авиационную тему


Туполев воспитал плеяду видных авиационных конструкторов и учёных, возглавивших самолётные ОКБ. В их числе В. М. Петляков, П. О. Сухой, В. М. Мясищев, А. И. Путилов, В. А. Чижевский, А. А. Архангельский, М. Л. Миль, А. П. Голубков, И. Ф. Незваль, A. A. Туполев, С. А. Лавочкин, А. С. Шенгардт, также под руководством Туполева учился и работал выдающийся авиаконструктор и основоположник советской космонавтики С. П. Королев.


Андрей Туполев. День рождения.



1. Первым транспортным средством, изготовленным под руководством авиаконструктора Туполева, был… катер. Назывался он АНТ-1, как и будущий самолёт. А ещё АНТ-1 – это аэросани, также построенные Андреем Николаевичем. Столь странные шарахания имеют под собой простое основание – Туполев экспериментировал с металлами, пригодными для применения в авиации. В ЦАГИ он возглавлял комиссию по металлическому самолётостроению. Но даже статус заместителя Жуковского не помогал сломить недоверие большинства сотрудников ЦАГИ, считавших, что самолёты нужно строить из дешёвого и доступного дерева. Вот и приходилось в стеснённых средствах заниматься паллиативами, стоить аэросани и катера. Все эти транспортные средства, в том числе и самолёт АНТ-1, можно назвать композитными: они состояли из дерева и кольчугалюминия (так поначалу в СССР называли дюралюминий) в разных пропорциях.



Андрей Туполев. День рождения.


2. Судьба конструкторской разработки не всегда зависит от того, насколько хорошим получилось изделие. После того, как в войска пошёл Ту-16, Туполеву пришлось выслушать немало закулисных нареканий от военных. Им пришлось переносить аэродромы и инфраструктуру вглубь территории СССР. С обустроенных приграничных аэродромов части переводили в тайгу и чисто поле. Распадались семьи, падала дисциплина. Тогда Туполев дал задание сделать менее мощный самолёт, вооружённый неуправляемыми ракетами. Так неожиданно появился Ту-91. Когда на первых испытаниях новый самолёт пустил ракеты над группой судов Черноморского флота в районе Феодосии, с кораблей пошли панические телеграммы об атаке неизвестными. Самолёт получился эффективным и пошёл в серию. Правда, ненадолго. Н. С. Хрущёв, увидев на очередной выставке винтовой самолёт по соседству с реактивными красавцами, приказал снять его с производства.


Андрей Туполев. День рождения.



3. Туполеву пришлось воевать с “Юнкерсом” ещё в 1923 году, правда, пока не в небе. В 1923 году Андрей Николаевич и его группа проектировали АНТ-3. В это же время Советский Союз по соглашению с компанией “Юнкерс” получил из Германии завод по производству алюминия и ряд технологий. Среди них была и технология гофрирования металла для повышения его прочности. Туполев с помощниками не видели ни производства, ни результаты применения его продукта, но решили гофрировать металл самостоятельно. Получилось, что прочность гофрированного металла была выше на 20%. “Юнкерсу” эта самодеятельность не понравилась – компания владела всемирным патентом на это изобретение. Последовал иск в Гаагский суд, но советские эксперты оказались на высоте. Они сумели доказать, что Туполев гофрирует металл по другой технологии, и получающееся изделие на 5% крепче немецкого. Да и принципы соединения гофрированных деталей у Туполева был иным. Иск “Юнкерса” был отклонён.


Андрей Туполев. День рождения.
АНТ-3


4. В 1937 году Туполев был арестован. Как и многих технических специалистов в те годы, его почти сразу перевели в закрытое конструкторское бюро, в просторечии, “шарашку”. В “шарашке” Болшево, где Туполев стал руководителем, не было подходящего помещения для создания полноразмерной модели самолёта “проект 103” (позднее этот самолёт будет называться АНТ-58, ещё позднее Ту-2). Выход нашли вроде бы простой: в лесу неподалёку нашли подходящую поляну и собрали макет на ней. Буквально на следующий день лес был оцеплен солдатами НКВД, а на поляну примчались несколько машин высокопоставленных товарищей. Оказалось, пролетавший пилот самолёта заметил модель и сообщил на землю о предполагаемом крушении. Ситуация вроде бы разрядилась, но тут Туполев заикнулся о том, что это модель нового самолёта. НКВД-шники, услышав такое, потребовали немедленно сжечь макет. Лишь вмешательство руководства “шарашки” спасло псевдосамолёт – его лишь накрыли маскировочной сетью.


Андрей Туполев. День рождения.
 ТУ-2 (АНТ-58, самолёт "103"). Один из лучших бомбандировщиков второй мировой


5. “Проект 103” назывался так совсем не потому, что до него реализовали 102 проекта. Авиационную часть шарашки называли “Специальный технический отдел” – СТО. Потом аббревиатуру переделали в цифру, а проектам стали давать индексы “101”, “102” и т. д. “Проект 103”, ставший Ту-2, считается лучшим самолётом Второй мировой войны. На вооружении ВВС Китая он стоял ещё в середине 1980-х годов.


Андрей Туполев. День рождения.


6. Имена Валерия Чкалова, Михаила Громова и их товарищей, совершивших рекордные перелёты из Москвы в США, были известны всему миру. Сверхдальние полёты совершались на специально подготовленных самолётах АНТ-25. Интернета тогда не было, но малолетних (по состоянию ума) разоблачителей хватало. В английском журнале “Airplane” была опубликована статья, автор которой с цифрами доказал, что при заявленном стартовом весе, расходе топлива и пр. оба перелёта невозможны. Разоблачитель просто не учёл ни того, что в режиме полёта при неполной мощности двигателя расход топлива снижается, ни даже того, что вес самолёта уменьшается по мере выработки топлива. Редакцию журнала забросали гневными письмами сам англичане.



Андрей Туполев. День рождения. Андрей Туполев. День рождения.


7. В 1959 году Н. С. Хрущёв совершал визит в США на самолёте Ту-114. Самолёт уже завоевал несколько престижных наград, но в КГБ всё ещё беспокоились о его надёжности. Было решено потренировать высокопоставленных пассажиров быстро покидать самолёт. Внутри большого бассейна, в котором плавали члены правительства, построили макет пассажирского салона в натуральную величину. В макет поставили кресла, оснастили его спасательными жилетами и плотами. По сигналу пассажиры надевали жилеты, сбрасывали на воду плотики и прыгали сами. От прыжков (но не от тренировок) были освобождены только семейные пары Хрущёвых и Туполевых. Все остальные, включая заместитель председателя Совета министров СССР Трофима Козлова и непотопляемого при всех генеральных секретарях члена Политбюро ЦК КПСС Анастаса Микояна, прыгали в воду и взбирались на плотики.



Андрей Туполев. День рождения.



8. Туполев и Поликарпов ещё в 1930-х годах разрабатывали самолёт-супергигант АНТ-26. Он должен был иметь максимальный вес 70 тонн. Экипаж составлял бы 20 человек, в это число входили 8 стрелков из пулемётов и пушек. Планировалось установить на такую махину 12 двигателей М-34ФРН. Размах крыльев должен был составить 95 метров. Неизвестно, сами ли конструкторы поняли нереальность проекта, или кто-то сверху подсказал им, что не стоит тратить микроскопические ресурсы государства на такую махину, но проект был свёрнут. Немудрено – даже у огромного Ан-225 “Мрия”, созданном в 1988 году, размах крыльев составляет 88 метров.


Андрей Туполев. День рождения.
АНТ-4

9. Бомбардировщик АНТ-40, который в войсках назывался Сб-2, до войны стал самым массовым самолётом Туполева. Если до этого общий тираж всех самолётов, сконструированных Андреем Николаевичем, едва превышал 2 000, то одних только Сб-2 было выпущено почти 7 000 штук. Входили эти самолёты и в состав Люфтваффе: Чехия купила лицензию на производство самолёта. Там собрали 161 машину; после захвата страны они достались немцам. На момент начала Великой Отечественной Войны Сб-2 был главным бомбардировщиком Красной Армии.


Андрей Туполев. День рождения.
АНТ-6 (ТБ-3)

10. Сразу двумя выдающимися событиями отмечен боевой и трудовой путь самолёта ТБ-7. В самый тяжёлый период Великой Отечественной Войны, в августе 1941 года, две эскадрильи Тб-7 бомбили Берлин. Материальный эффект от бомбардировок был незначительным, но моральное воздействие на войска и население было огромным. А в апреле 1942 года нарком иностранных дел СССР Вячеслав Молотов в ходе визита в Англию и США совершил на ТБ-7 практически кругосветное путешествие, причём часть полёта проходила над территорией, занятой гитлеровскими войсками. После войны выяснилось, что немецкая ПВО полёт ТБ-7 не обнаружила.


Андрей Туполев. День рождения.



11. Когда в 1944 – 1946 годах американский бомбардировщик В-29 копировали в советский Ту-4, возникла проблема конфликта измерительных систем. В Соединённых Штатах использовались дюймы, фунты и т. п. В Советском Союзе в ходу была метрическая система. Простым делением или умножением проблема не решалась – самолёт слишком сложная система. Приходилось оперировать не только длиной и шириной, но и, к примеру, удельным сопротивлением провода определённого сечения. Туполев разрубил гордиев узел решением перейти на американские единицы. Самолёт скопировали, и довольно успешно. Отголоски этого копирования долго звучали во всех концах СССР – на квадратные футы и кубические дюймы пришлось переходить десяткам предприятий-смежников.


Андрей Туполев. День рождения.
АНТ-6 (ТБ-3)


12. Эксплуатация лайнера Ту-114 на международных линиях показала, что при всём самодурстве и упрямстве Н. С. Хрущёв был способен на адекватные внешнеполитические решения. Когда США начали косвенным образом блокировать перелёты Ту-114 из Москвы в Гавану, Хрущёв не полез на рожон. Перебрали несколько трасс, пока не убедились, что маршрут Москва – Мурманск – Гавана является оптимальным. При этом американцы не протестовали, если в условиях встречного ветра советские самолёты садились для дозаправки на авиабазе в Нассау. Условие было одно – оплата наличными. С Японией же, с которой и мирного договора до сих пор нет, работало целое совместное предприятие: на 4 самолёта нанесли логотип японской авиакомпании “Джал”, стюардессами были японки, а пилотами – советские лётчики. Тогда ещё пассажирский салон Ту-114 был не сплошным, а делился на четырёхместные купе.


Андрей Туполев. День рождения.
АНТ-9 (ПС-9)

13. Ту-154 уже пошёл в серию и был выпущен в количестве 120 штук, когда испытания показали, что крылья спроектированы и изготовлены неверно. Они не могли выдержать положенных 20 000 взлётов и посадок. Крылья спроектировали заново и установили на все произведённые самолёты.


Андрей Туполев. День рождения.



14. История бомбардировщика Ту-160 “Белый лебедь” началась с пары забавных случаев. В первый же день, когда собранный самолёт выкатили из ангара, его сфотографировал американский спутник. Фотографии попали в КГБ. Начались проверки по все направлениям. Как водится, пока лаборатории анализировали фото, на аэродроме в Жуковском перетряхивали и так уже десятки раз проверенный персонал. Потом всё же поняли природу снимка и запретили выкатывать самолёты днём. Американский министр обороны Фрэнк Карлуччи, которого пустили посидеть в кабине, разбил себе голову о приборную панель, и с тех пор её называют “панель Карлуччи”. Но все эти истории меркнут перед дикой картиной уничтожения “Белых лебедей” на Украине. Под вспышки фотоаппаратов, под радостные улыбки украинских и американских представителей новые величественные машины, самые тяжёлые и самые скоростные среди выпускавшихся серийно, просто разрезали на куски огромными гидравлическими ножницами.


Андрей Туполев. День рождения.


15. Последним самолётом, разработанным и запущенным в серию при жизни А. Н. Туполева, был Ту-22М1, лётные испытания которого начались летом 1971 года. В войска этот самолёт не пошёл, “служила” только модификация М2, но её прославленный конструктор уже не увидел.


Андрей Туполев. День рождения.



16. В ЦКБ Туполева успешно разрабатывали и беспилотные летательные аппараты. В 1972 году в войска начал поступать Ту-143 “Рейс”. Комплекс из собственно БЛА, транспортно-заряжающей машины, пусковой установки и контрольного комплекса получил положительные характеристики. Всего было выпущено около 1 000 “Рейсов”. Чуть позже в серию пошёл более мощный комплекс Ту-141 “Стриж”. В годы перестройки и развала СССР огромный научный и технологический задел, имевшийся у советских конструкторов, был не просто уничтожен. Большинство специалистов туполевского КБ выехали (и многие не с пустыми руками) в Израиль, обеспечив этой стране взрывной рывок в развитии технологий создания и производства БЛА. В России же в течение же практически 20 лет подобные исследования были фактически заморожены.


Андрей Туполев. День рождения.



17. Ту-144 иногда называют самолётом с трагической судьбой. Машина, намного опередившая своё время, произвела фурор в мире авиации. На положительные отзывы о реактивном сверхзвуковом пассажирском самолёте не повлияла даже страшная авиакатастрофа во Франции. Тогда по непонятной причине Ту-144 на глазах десятков тысяч зрителей рухнул на землю. Погибли не только те, кто находился на борту, но и люди, которым не посчастливилось оказаться в месте катастрофы на земле. Ту-144 вышел на линии “Аэрофлота”, но был быстро снят с них по причине нерентабельности – расходовал много топлива и был дорог в обслуживании. Разговоры о рентабельности в СССР в конце 1970-х годов были большой редкостью, да и о какой окупаемости могла идти речь при эксплуатации лучшего самолёта в мире? Тем не менее, красавец лайнер сначала был снят с полётов, а затем и с производства.


Андрей Туполев. День рождения.




18. Последним относительно массовым (43 машины за 28 лет) самолётом марки “Ту” стал Ту-204. Этот самолёт, производство которого началось в 1990 году, попал не в то время. В те невесёлые годы сотни возникших из ничего авиакомпаний шли по двум путям: или добивали в хлам гигантское наследство “Аэрофлота”, или покупали дешёвые бывшие в употреблении модели зарубежных самолётов. Для Ту-204, при всех его достоинствах, места в этих раскладах не было. А когда авиакомпании укрепились и могли себе позволить приобретение новых самолётов, рынок был захвачен компаниями “Boeing” и “Airbus”. “204-й” едва держится на плаву благодаря правительственным заказам и нерегулярным контрактам с компаниями из стран третьего мира.


Андрей Туполев. День рождения.



19. У Ту-134 была своеобразная сельскохозяйственная модификация, которая так и называлась – Ту-134 СХ. Вместо пассажирских кресел салон был забит различной аппаратурой для аэрофотосъёмки земной поверхности. За счёт качественной аппаратуры кадры получались чёткими и информативными. Однако сельскохозяйственная “тушка” была непопулярна у руководства аграрных предприятий. Она запросто показывала размеры посевных площадей, а к этому вопросу колхозники были чувствительны, начиная ещё с 1930-х годов. Поэтому от полётов Ту-134СХ открещивались, как могли. А потом пришла перестройка, и авиаторам стало не до помощи сельскому хозяйству.



Андрей Туполев. День рождения.


20. Среди российских – советских конструкторов Андрей Туполев занимает 6-е место по общему числу серийно выпущенных самолётов. Туполевское ЦКБ уступает лишь КБ А. Яковлева, Н. Поликарпова, С. Илюшина, Микояна и Гуревича, и С. Лавочкина. Сравнивая цифровые показатели, например, почти 64 000 выпущенных машин у Яковлева и примерно 17 000 у Туполева, следует помнить, что вся первая пятёрка конструкторов строила истребители и штурмовики. Они меньше, дешевле, и теряются, к сожалению, часто вместе с лётчиками, очень быстро по сравнению с тяжёлыми самолётами, которые предпочитал создавать Туполев.


Андрей Туполев. День рождения.
АНТ-14 (Правда)


Андрей Туполев. День рождения.
АНТ-20 (Максим Горький)



Текст https://100-faktov.ru/samolyoty-tupoleva/

Марки из интернета (вошли не все)






Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Валентин Серов в детстве. Фотография 1869-71 (?)         Однажды Илья Репин взял юного Валентина Серова с собой в поездку в Киев. Они ...
Воздух Гёттингена быстро выветривает из головы Шлёцера воспоминания о служебных неприятностях и дорожных трудностях. Остаток 1767 года он проводит в напряжённом труде. На его ...
Вчера состоялось любопытное мероприятие — первое заседание, а по сути, презентация Клуба имени Замятнина. Видные юристы попытались объяснить собравшейся прессе специфику российской судебной системы. Я там тоже коротко выступил — можно сказать, обострил дискуссию. ...
Уважаемые посетители, читатели, камрады! Регулярно нахожу в сети разные дивайсы как говорится по теме данного сообщества, очень бы хотелось услышать мнения о нужности или ненужности таковых. Интерес не праздный. Чем больше мнений и советов тем лучше, один маленький штришок может кардинальн ...
В оригинале не мамочек, а мам. А как вы думаете, какое наказание надо придумать для тех, кто говорит "мамочки"? Оригинал взят у kirulya в Порно для молодых мамочек Как-то я послала через Амазон куклу для внучки, и теперь мне приходят оттуда разные рассылки. Сегодня мне ...