Анатомия банзай-атаки. ч2

топ 100 блогов lautlesen29.11.2025
Анатомия банзай-атаки. ч2

Авт. Цвершиц А

Примечание. В статье для обозначения «благородной смерти» и самоубийственной атаки японских военнослужащих будет использоваться японский термин «гёкусай».

Анатомия банзай-атаки. ч2

Обоснование для совершения «гёкусай», или принуждения к нему.

Устоявшееся в японском обществе восприятие императорской армии, как «не знающей поражение» создало обстановку в японском обществе, когда факт пленения или отступления японского солдата не мог быть принят, как допустимое событие.

В 1939 году, во время битвы на реке Халхингол (яп. Номонханский инцидент), случилось невозможное по мнению любого японца. Часть японских солдат и офицеров не только отступили, но и попали в плен.

Анатомия банзай-атаки. ч2

В Японию начала поступать неофициальная информация от колонистов из Маньчжурии, что многие офицеры частей отступавших с линии фронта, были вынуждены покончить с собой. Более того, японских офицеров ранее захваченных Советской Армией и впоследствии возвращённых в Японию, командование принуждало к самоубийству, чтобы скрыть факт поражения.

Имперские законы для армии и флота того времени включали положения о дезертирстве, которое карало тех, кто «оставил или не вернулся на свои позиции без причины» или «бежал к врагу», о бесчестии долга, которое карало командира, поведшего свои войска к сдаче, и о неповиновении, за которое наказывали тех, кто сдавался в плен, нарушая приказы начальства. 

Для большей части унтер-офицеров и солдат было применено иное наказание. Им было запрещено возвращаться в Японию и вести переписку с семьями и родственниками.

Анатомия банзай-атаки. ч2

Военные заповеди Тодзё.

8 января 1941 года министр армии  Хидэки Тодзё издаёт свод моральных наставлений «армейский приказ №1» (или «Рикугун №1»), более известный как «Сэндзинкун» (戦陣教 наставление «Военные заповеди»).

В одно из строк говорится: «Не терпите унижения быть живым военнопленным». Эта строка из наставления возводила в непререкаемую аксиому то, что для японского солдата смерть в бою или самоубийство предпочтительнее плена.

Примечание. Одной из причин по которой Япония подписала, но не ратифицировала Женевские конвенции, было противодействие японских военных кругов утверждавших, что «японские солдаты никогда не капитулируют, что делает этот договор односторонним» («Ответ на просьбу о ратификации Конвенции от 27 июля 1927 года об обращении с военнопленными»).

По этому определению, солдаты не имели права сдаваться в плен или отступать по собственной инициативе вопреки приказам начальства.

Даже в непредвиденных обстоятельствах, если они делали это без разрешения или разрешения, они делали это на свой страх и риск. Подобный проступок перед лицом противника мог повлечь за собой обвинение в неподчинении, караемое смертной казнью.

Позднее, отрывки из распространённых в армии изданий «Сэндзинкун» («Военных заповедей») использовались японскими офицерами для обоснования практики отдачи солдатам приказа о самоубийстве в безвыходном положении, запрета сдачи в плен под угрозой расстрела, а также умерщвления  собственных раненых и больных солдат. Считается, что наставления «Сэндзинкун» стали предпосылкой для случаев принуждения к массовым самоубийствам японских гражданских лиц во время сражений за Сайпан и Окинаву.

Принято считать, что инициатором создания «Сэндзинкуна» был министр армии Тодзё Хидэки. Но разработка «Сэндзинкун» началась при его предшественнике, министре армии Итагаки Сэйсиро, и заместителе министра армии Анами Коречика.

Министерство армии разработало «Сэндзинкун», представило его императору 7 января 1941 года. Уже 8 января 1941 года были опубликованы первые экземпляры и разосланы в армейские части в Токио.

Японская пресса широко освещала процесс публикации и распространения экземпляров «Сэндзинкун». Статья с заголовком «Сэндзинкун» на главной полосе газеты «Ёмиури симбун» сообщала: «В ответ на мировые беспорядки армия, стремясь подготовить сильнейшую императорскую армию, учредила новый комплект «Сэндзинкун» , своего рода руководство для воинов эпохи Сёва, которым солдаты императорской армии могли бы руководствоваться постоянно. Новый комплект «Сэндзинкун» был утверждён императорским двором днём 7 января, а 8-е число было назначено благоприятной датой для проведения первого военного смотра армии. По всей армии было разослано уведомление от имени министра армии Тодзё, а каждому солдату было разослано новое наставление». В следующих выпусках газета «Ёмиури симбун» опубликовала полный текст «Сэндзинкун».

Еженедельный бюллетень от 15 января 1941 года (редактируемый Информационным бюро Кабинета министров) также призывал гражданских лиц следовать «Сэндзинкун», заявляя, что «он должен стать сердцем нации».

Анатомия банзай-атаки. ч2

Чтобы обеспечить широкое признание «Сэндзинкун» среди военнослужащих, Министерство армии выпустило экземпляр «Сэндзинкун» того же размера, что и «Военный справочник» (это позволяло носить его вместе с солдатской книжкой в специальной холщовой сумке для личных вещей). 

Анатомия банзай-атаки. ч2

Начиная со следующего издания 1942 года, было решено печатать его в «Военном справочнике». Дополнительно в 1942 году было издано «Толкование «Сэндзинкун»» (было издано в общей сложности 12 пояснительных книг и 5 учебных методик).

В армии вводится чтение на занятиях наставлений в слух , а в некоторых полках сразу после пробуждения.

Но это происходило не во всех частях, в большей части для заучивания и чтения оставался «Имперский рескрипт солдатам и матросам» (издан при императоре Мэйдзи в 1882 году). Кроме того, «Имперский рескрипт» был обязателен при сдаче экзаменов на офицерское звание.

Для улучшения запоминания и усвоения текста «Сэндзинкун» был записан в виде песни (в нескольких версиях):

«Песня о боевых заповедях»: слова Умэки Сабуро, музыка Сумы Ёсаку, исполнение Токуямы Рё.

«Песня о боевых заповедях»: слова Фудзиты Масато, музыка Эгути Яси, исполнение Окуда Рёдзо, Сэки Танэ и хора «Вокальная четвёрка».

«Песня о боевых заповедях»: слова Ёсикавы Эйдзи, исполнение Нагаты Гэндзиро.

В настоящее время Центральный оркестр сухопутных сил самообороны Японии исполняет марш «Senjinkun».

Выдержки из «Сэндзинкун»

Фраза «Не живи, чтобы испытать унижение плена, и не умри без клейма преступления» наиболее часто упоминается, как пример пренебрежения японской армии к человеческой жизни («банзай-атака»).

Однако это предложение представляет собой частичную цитату из «Главы 8: Ценность нашей жизни» в «Основных указаниях, часть 2», а не полный текст. Она следует за «Главой 7: Вид». «Жизни и смерти», известная своей строкой: «Превзойди жизнь и смерть и стремись выполнить свою миссию». Полный текст выглядит следующим образом:

«Тот, кто знает стыд, силён. Всегда помни о чести своего родного города и семьи и трудись ещё усерднее, чтобы оправдать их ожидания. Не терпи унижения плена при жизни и не оставляй на себе клеймо своих преступлений после смерти».

— «Сэндзинкун» (Наставления для военного лагеря), «Основные наставления, часть 2», «Глава 8: Сожаление о своём имени»

В «Сэндзинкун» содержатся и другие наставления, помимо отрывка «Не терпи унижения плена при жизни», поэтому основная цель не ограничивалась этим отрывком. Например, в «Основных наставлениях, часть 3, часть 1», «Наставления для военного лагеря» говорится следующее:

6. Уделяйте внимание защите имущества и активов противника. Реквизиция, захват и уничтожение припасов должны осуществляться в соответствии с правилами и всегда по приказу командира.

7. В соответствии с истинным предназначением Имперской Армии, мы должны защищать невинных гражданских лиц, действуя в духе сострадания и благожелательности.

8. Даже на поле боя мы не должны увлекаться алкоголем и сексом, поддаваться похоти и терять свою истинную сущность, тем самым нанося ущерб престижу Имперской Армии или выходя за рамки нашего служения. Мы должны быть крайне осторожны и стремиться никогда не запятнать честность воина.

9. Мы должны подавлять гнев и контролировать недовольство. Древние учили: «Считайте гнев врагом». Кратковременный всплеск страсти часто может оставить нас с сожалениями на долгие годы.

В отношении японцев-военнопленных.

В современной японской военно-исторической литературе принижается или вовсе отрицается роль и влияние «Военного наставления» на факты самоубийства и принуждения к нему японских военнослужащих и гражданских лиц во время боевых действий.

Даже в рамках судебной системы имперской Японии, действовавшей в соответствии с Конституции того времени, текст «Сэндзинкун» не являлся сводом законов или правил поведения к неукоснительному исполнению, и тем более не соответствовал военному праву обращения с японцами - бывшими военнопленными.

В тоже время японские военные власти и структуры интерпретировали выдержки из «Сэндзинкун», как руководство к действию, оправдывающее жестокое и предвзятое обращение с бывшими военнопленными.

Текст «Сэндзинкун» толковался как императорский указ. В результате, даже когда японцы-пленные возвращались в результате обмена (Халхингол), военные трибуналы никогда не проводились. Значительное число пленных были вынуждены покончить жизнь самоубийством, либо уничтожались в внесудебных расправах военной жандармерией (кемпейтай) по обвинению в шпионаже или за нарушение воинской присяги

Альтернативой было добровольное самоубийство на поле боя или «благородная смерть» - гёкусай.

Анатомия банзай-атаки. ч2

Термин «благородной смерти»  в документах Генерального штаба.

Первые неофициальные случаи «гёкусай».

1-7 февраля 1942 года. Первая битва при Батаане. 1 февраля 1942 года 1-му батальону 20-го пехотного полка Мицуо Кимуры было приказано выдвинуться на мыс Кинауан и захватить гору Маривелес. 2 февраля 1942 года подразделение Кимуры в 500 человек на десантных баржах, при артиллерийской поддержке минного заградителя «Яэяма» начали высадку. Они были атакованы с воздуха самолётами P-40, торпедного катера PT-32 (лейтенант-майор В. Э. Шумахер) и наземной артиллерией. Выжившие японцы отступили к мысу Силаим. Находясь под огневым воздействием американской пехоты (12-го и 57-го пехотных полков) и лёгких танков (192-го танкового батальона) остатки японских подразделений 7 февраля предприняли несколько провальных попыток отступить и эвакуироваться морем. Последовала отчаянная попытка 200 японцев атакующими действиями выйти из мыса на север.

Из подразделения Кимура 16-й дивизии в штаб дивизии поступила радиотелеграмма со следующим сообщением: «Первый батальон будет уничтожен в результате самоубийственной атаки».

Анатомия банзай-атаки. ч2

17 августа 1942 года. Американские морские пехотинцы, во время рейда на острове Макин, сначала обнаружили и уничтожили японских пулемётчиков. Японские защитники в отсвет предприняли самоубийственную атаку с обнажёнными  штыками и саблями, но были остановлены автоматическим огнём стрелкового оружия американского отряда. Эта симптоматичная схема была повторена в последующих атаках с аналогичными результатами.

Анатомия банзай-атаки. ч2

8 декабря 1942 года. Официальные военные записи фиксируют гибель  гарнизона Басабуа вблизи Гона на Новой Гвинее. Данный гарнизон под командованием майора Коити Ямамото состоял из 500 человек дорожно-строительного отряда, рабочих (набранных из местных жителей) и членов добровольческого корпуса Такасаго (коренных жителей о.Тайвань).

2 января 1943 года. После последующего наступления союзников гарнизон армии и флота в Буне (Новая Гвинея) сообщается о его героической гибели.  (Данные события были преданы огласке в Японии только в феврале 1944 года).

В конце декабря (1942 года) аэродром Буна был окончательно захвачен американскими и австралийскими войсками. Японский гарнизон в Буне, в котором теперь насчитывалось всего около дюжины человек, был уничтожен 2 января следующего года (1943). Полковник Ямамото Сигэмаса, возглавлявший подкрепление, высадившееся 18 ноября (1942), и полковник Ясуда Ёситацу, командир 5-го специального корпуса морской пехоты в Йокосуке, погибли в бою.

Анатомия банзай-атаки. ч2

По словам выжившего японца, которому удалось вернуться из Буны, полковник Ясуда Ёситацу погиб в бою, проводя самоубийственную атаку с несколькими офицерами. Полковник Ямамото Сигэмаса погиб следующим образом:

«Рано утром я вышел из окопа и крикнул противнику, который обстреливал меня плотными очередями: «Те, кто понимает японский язык, вперёд!“». Казалось, они поняли, поскольку огонь противника прекратился, и всё стихло. Командир полка Ямамото спокойно обратился к противнику: «Вы теперь торжествуете. Вы подавили нас, растратив наши припасы. Наши войска не потратили ни одного патрона зря. Вы увидите, что Япония непременно победит, и справедливость восторжествует в мире. Подождите немного, прежде чем стрелять в меня. Я покажу вам последние мгновения японского солдата, так что будьте внимательны. Да здравствует Японская империя. Да здравствует Японская империя. Да здравствует Японская империя!» Затем он совершил сэппуку, сказав: «Теперь можете стрелять». Противник дал залп, убив его.

Согласно австралийским показаниям, из траншеи вышли два офицера. Один скрылся в тени и покончил с собой, а другой, проигнорировав призывы сдаться, трижды помолился солнцу, а затем встал лицом к лицу с австралийскими солдатами. Когда австралийские солдаты приказали ему сдаться до счёта десять, он приложил японский флаг к груди и, сосчитав до девяти, крикнул: «Огонь!», после чего его застрелили.

Анатомия банзай-атаки. ч2

Официальное объявление «гёкусай».

Атту.

Анатомия банзай-атаки. ч2

29 мая 1943 года японский гарнизон под командованием полковника Ясуё Ямасаки (Второй округ Североморского гарнизона) на острове Атту был полностью уничтожен. Примерно неделей ранее, 23 мая 1943 года, генерал-лейтенант Хигути, командующий Северной армией, отправил телеграмму гарнизону острова Атту, призывая их «умереть с честью и мужеством до конца, демонстрируя сущность императорского воинского духа».

Анатомия банзай-атаки. ч2

Полковник Ясуё Ямасаки 29 мая 1943 года отдаёт приказ о привлечении гражданского персонала: «Всему нестроевому гражданскому персоналу взять оружие и сформировать подразделение для наступления в тыл атакующим американцам. Мы полны решимости выжить и не подвергнуться унижению плена». Газета «Асахи Симбун» сообщила о самоубийственной атаке на острове Атту под заголовком: «Ни один солдат не запросил подкрепления. Они ревностно следуют Боевым Заповедям».

В результате, японский гарнизон избавился от раненых и атаковал противника по открытой местности в районе залива Массакр. Большинство из атакующих японцев погибло в бою или покончило с собой позднее. 

Анатомия банзай-атаки. ч2

Линия обороны американцев была прорвана не смотря на потери японцев. Из 2650 человек гарнизона острова Атту в плен попали только 29, в то время как американцы потеряли 549 бойцов из 15 000 человек 7-й пехотной дивизии.

Анатомия банзай-атаки. ч2

В заявлении Генерального штаба Императорской армии в то время говорилось следующее:

«Заявление Генерального штаба Императорской армии: С 12 мая гарнизон острова Атту вёл кровопролитный бой с превосходящими силами противника, несмотря на численное превосходство в крайне тяжёлых условиях. В ночь на 29 мая они решили нанести решающий удар по основным силам противника и продемонстрировать сущность императорской армии, и начали героическую атаку, используя все свои силы. С тех пор вся связь была прервана, и считается, что все солдаты погибли с честью. Те, кто был ранен или болен и не мог участвовать в атаке, покончили с собой до её начала».

Это был первый случай официального использования термина «почётная смерть» - «гёкусай» в объявлении Имперского генерального штаба.

Это было сделано для того, чтобы смягчить шок, который могло вызвать у общественности слово «уничтожение», и создать впечатление, что войска «разлетелись на куски, как драгоценный камень». Это также служило для того, чтобы избежать любых вопросов об ответственности военного руководства, которое, будучи отрезанным от своих линий снабжения, не смогло обеспечить гарнизон эффективными подкреплениями или продовольствием, в конечном итоге «бросив его на смерть».

В «Отчёте о ходе операции гарнизона в Северном море», сохранившемся в Министерстве обороны, говорится, что гарнизон запросил подкрепление в размере 1500 пехотинцев, поставки оружия, боеприпасов и продовольствия. Но позднее Генеральный штаб Империи заявил, что командующий гарнизоном Ясуё Ямасаки «не запросил ни одного солдата и ни одного патрона». 

Приукрашенный и широко разрекламированный отчёт об «почётной» гибели гарнизона острова Атту, стал показательным примером для остальных японских солдат и офицеров на Южном фронте при обороне островов.

копирайт на текст © Цвершиц Андрей / lautlesen.livejournal.com

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
До Хэллоуина (который я не праздную) еще далеко, а у меня уже есть новое довольно зловеще выглядящее блюдо: фиолетовая стеклянная лапша из батата фирмы Just Taste, которую я купила в Реве в Мюнхене еще летом, просто из интереса. У лапши просто потрясающе лаконичный состав: 95% батат и 5% ...
...
Продолжается наша борьба добра с ослом многосерийная эпопея с уголовными делами , возбужденными по факту хищения бюджетных средств при проведении работ по благоустройстве в МО Остров Декабристов . После того, как мы получили ответ о том, что строительная экспертиза по этим делам назн ...
Всё бы ничего, но женатый принц посетил мероприятие с новой пассией - дважды разведённой и в третий раз замужней мексиканской моделью Адрианой Абаскаль, матерью троих детей. Официально принц женат на француженке Клотильде Куро, с которой у него две дочери 21 и 18 лет. В прессе присали, ...
Ранее в статье — Мексика подала иск аукциону Christi's , мной были представлена часть артефактов доколумбового периода,  которые били выставлены на аукционе Christie's  в Париже (Закрыто: 9 февраля 2021 г.) . На эти предметы исторического наследия  Национальный ...