Американский "Мираж" (1983) / Как советская пропаганда проиграла американскому
selyanka1 — 23.09.2022В 1983 году, как раз на пороге грядущей Перестройки, советского зрителя порадовали трехсерийным криминальным телефильмом "Мираж", снятым по мотивам романа Джеймса Х. Чейза "Весь мир в кармане" (1959). Визуально показав американских бедняков, от бедности и отчаяния идущих на преступление, так, как будто их образ жизни - это некая дольче вита, недоступная даже советской партийной номеклатуре и мажорам с фарцовщиками.
Художником, создавшим костюмы супермодных американских "полубомжей", выступила Л. Брауна, впрочем, она всего лишь последовала тренду прочих художников, за границей никогда не бывавших, но нафантазировавших из заграничной жизни явно манну небесную, даже, когда они эту "манну небесную" пытались социально и идеологически обличать
Кадр из фильма "Мираж" (1983). Именно так выглядела молодая леди на грани голодной смерти...
Вообще, роман Джеймса Хедли Чейза "Весь мир в кармане" - обычная криминальная драма, тогда как советский кинохит "Мираж" (1983) – это социальная трагедия. Чейз не обличает капитализм – он его обрисовывает в качестве фона. Латышский режиссёр Алоиз Бренч, напротив, говорит о том, что причина случившегося – именно общественный строй.
Кадр из фильма "Мираж". Молодая леди на грани голодной смерти...
...К тому же, роман создан в 1959 году, и поэтому никаких "ветеранов вьетнамской бойни" там не было. Но разве это мешало популярности советского телефильма?
Криминальный боевик!
И, вместе с тем, его просмотр в те годы создавал у нас - подростков когнитивный диссонанс. И не только у подростков.
Итак, пятеро отчаявшихся людей совершают преступление, за которое – в случае провала – их ждёт ни много ни мало – электрический стул. Повторюсь – от крайней нужды.
По идее им нечего терять – во всяком случае, всем, кроме уголовника-профи, которого сыграл Регимантас Адомайтис, деваться более некуда.
Кадр из фильма "Мираж"
Кадр из фильма "Мираж"
Но! Все эти люди хорошо или – очень хорошо одеты, а Джинни и вовсе демонстрирует великолепные костюмы, купальники, обувь и – причёски.
Кадр из фильма "Мираж"
Мы же о восприятии, не так ли?
Мы видели, как стильно причёсанные и модно одетые люди идут на страшное групповое преступление, потому что они – бедны. Очень бедны.
Кадр из фильма "Мираж"
Кадр из фильма "Мираж"
Кадр из фильма "Мираж"
И если вот так выглядит последний рубеж, то как же там живут нормальные инженеры, доктора, юристы и – пролетарии? А чиновники министерств и ведомств?
Кадры из фильма "Мираж". Нищие люди ездят на таких машинах и так проводят вечера.
Кадр из фильма "Мираж"
Была какая-то "эпидемия" у советских режиссёров – показывать любую западную женщину, как эффектную даму с обложки журнала Vogue, а всякого англо-американского парня, жалующегося на дырявые карманы, серую life и жестокие нравы буржуазного социума – в умопомрачительных джинсах и яркой футболке, стоившей у нашего фарцовщика …намного дороже, чем в заокеанском mаll-e. И ты ещё его найди – я имею фарцовщика, а не молл.
Итак, что мы получаем на выходе?
Человек так устроен, что он воспринимает всё то, чего у него нет, как более ценное, а своё – не замечает или воспринимает, как должное. И когда началась Перестройка, многие полагали: ну, теперь у нас будут всякие супер-конфеты в разноцветных фантиках, а завоевания социализма …тоже никуда не денутся.
Отсюда