Американские самолеты в ВВС Красной армии.

Игорь Петрович, не секрет что долгое время вопрос о поставках по ленд-лизу оставался в тени, истинные данные о размерах этой помощи со стороны нашего союзника в войне умышленно искажались. Каковы, по вашему мнению, показатели поставок авиационной техники из США?
Действительно, после Великой Отечественной войны создавалось мнение, что поставки самолетов были незначительными, боевые характеристики машин слабые и вообще, мол, ленд-лиз играл незначительную роль в обеспечении советских ВВС боевой техникой. На самом же деле поставки по ленд-лизу составляли от выпуска отечественной промышленности по фронтовым бомбардировщикам 20 проц., а по фронтовым истребителям – 16…23 проц. В СССР поставлялись фронтовые бомбардировщики А-20 «Бостон» и В-25 «Митчелл», фронтовые истребители Р-40 «Томахоук» и «Киттихоук», Р-39 «Аэрокобра», Р-63 «Кингкобра», Р-47 «Тандерболт», «Харрикейн» и «Спитфайр», летающие лодки «Каталина» и военно-транспортные самолеты С-47 и С-46.
… Основная масса авиатехники поступала с 1943 по 1944 гг., т.е. после перелома в войне, когда советская военная промышленность уже наладила выпуск современных отечественных самолетов.
Каким образом американские самолеты доставлялись на территорию Советского Союза?
Перегонка самолетов осуществлялась вначале через Иран (г. Абадан), куда они поступали в разобранном виде на судах, которые обходили Африку, а с открытием так называемой «северной трассы» - через Аляску (г. Фербенкс). Кроме того, перевозка морем шла через Мурманск, Архангельск и Владивосток.
… Завершая разговор, хочется сказать, что авиационный ленд-лиз сыграл существенную роль в боевых действиях нашей авиации на фронтах Великой Отечественной войны, не говоря о той моральной поддержке, которую ощущали советские воины, видя что и американцы участвуют в нашей борьбе против фашизма.

ист. "Военно-исторический журнал", № 2 1990 год.
Ну и в заключении выписка из секретного протокола Московской конференции представителей СССР, США и Великобритании от 1 октября 1941 года, в части касающейся поставок в СССР авиационной техники.
"...Список предметов снабжения следующий:
самолеты. Заявка СССР: - по 400 шт. в месяц, из них 300 шт. бомбардировщиков ближнего действия и 100 шт. истребителей.
Удовлетворение: - по 400 самолетов в месяц, из них 100 бомбардировщиков и 300 истребителей. В этом числе из Великобритании - по 200 истребителей в месяц и из США по 100 истребителей и по 100 бомбардировщиков в месяц..."
ист.: "Советско-Американские отношения во время Великой Отечественной войны, 1941-45 гг.", Т. 1, М. Издательство ПЛ, 1984 г.

на фото летчики 9-й гв. ИАД у истребителя P-39 «Аэрокобра» Г.А. Речкалова. Слева направо: А.Ф. Клубов (дважды Герой Советского Союза), Г.А. Речкалов (дважды Герой Советского Союза), А.И. Труд (Герой Советского Союза) и командир 16-го гв. ИАП Б.Б. Глинка (Герой Советского Союза).
|
</> |