Алтарь Реформации
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
![Алтарь Реформации Алтарь Реформации](https://vgy.me/7HBUsK.jpg)
Программная вещь тогдашнего, я бы сказала,
псевдоиконоборческого движения (когда картинка-то остается, но
такая, с которой, то есть сквозь которую, уже ни с кем – тем более
ни с Кем – не поговоришь). Полный мораторий на прямые прямоличные
изображения Христа и Божией Матери – которых, впрочем, и до
Реформации в культуре Центральной Европы водилось не очень
много.
А Распятие зато было очень популярным сюжетом, и оно «как бы
осталось», но уже не как таковое, а как часть – центральная
геометрически, но второстепенная концептуально! – композиции на
совсем иной сюжет.
Это называется «Проповедь Мартина Лютера». Сам Лютер реально
присутствует на кафедре, его слушают реально присутствующие
прихожане. Но никакого кровавого столба с искалеченным телом
посреди чистенького мраморного пола на самом деле не торчит. Это не
Распятие как таковое, нет, нет, нет! – а только обозначенье темы
той проповеди, которую Лютер излагает, а граждане
слушают.
Ну, концепт – он везде концепт, что на Востоке,
что на Западе. Везде об него глаз и мозги спотыкаются, и везде лет
через пятьдесят смысл картиночки делается тёмен – даже если в
момент написания произведения он был понятен.
Три главные створки – тоже картинки не сразу
понятные, поэтому считаю своим долгом сообщить, что на боковых
досках помещены признанные лютеранами таинства крещения и исповеди.
В Крещении младенца погружает сам Филипп Меланхтон, а на переднем
плане виднеется сама Катерина Бора. Исповедует же граждан сам
Лютер, и альтернатива между дачею/недачею отпущения с замечательной
прямотою изображена при помощи двух ключей. Скромного господина
справа от Лютера ключ, повернутый к нему бородкой, как бы
отпирает-разрешает, а вот господина-павлина-мавлина слева от Лютера
ключ пинает в спину кольцом, мол, не разрешилось.
Центральная сцена Тайной Вечери тоже нафарширована актуальным богословием, в частности, через переодевание всех присутствующих в национальные костюмы, Иуда самый от-кутюрный, и через придание некоторым апостолам сходства с реальными деятелями Реформации. Иоанн, в частности, - вылитый молодой Лютер. Имеется и портрет Иоганна Бугенхагена. А себя самого старший Кранах изобразил в виде того апостола, который протягивает стаканчик парню справа. Имелось в виду, разумеется, с таким трудом добытое право мирян причащаться и вином, и хлебом, а не только хлебом (вино доставалось только духовенству). Вышло несколько смешно и двусмысленно – парня-то все равно не приглашают за круглый стол, и свой стакан он получает как бы из рукава украдкой.
Но таковы уж все идеологические картинки – они всегда немножко смешные, даже когда красивые.
Кстати, о смешном и непонятном – я случайно
ткнула в гуглоперевод и получила из простенького
«The lay people were
being taken advantage of in many ways by the
papacy» –
отличное духоподъёмное
«Папуасы во многих отношениях пользуются
миром».
|
</> |