Алмаз неограненный: Феномен популярности Адама Сэндлера
okkomovies — 09.09.2022Сегодня Адаму Сэндлеру исполняется 56 лет. Многие зрители недовольно фыркают, когда речь заходит о комедиях с американским актером, — сортирные шутки, продакт-плейсмент, соперничающий с «Елками», и глуповатые персонажи, переходящие из фильма в фильм, на первый взгляд кажутся полным провалом. У него более 30 номинаций на «Золотую малину», девять из которых он унес домой. Но почему тогда Сэндлер неизменно считается одним из любимых комедийных актеров современности, его гонорары достигают 20 миллионов долларов за роль, а Netflix бьется за проекты с ним? Попробуем разобраться, в чём феномен Адама Сэндлера.
18+
Saturday Night Live
Выросший в Нью-Йорке сын потомков русско-еврейских эмигрантов Адам Сэндлер начинал свою карьеру, как и многие современные комики, в шоу Saturday Night Live. Туда его в начале 90-х пригласил актер и сценарист Деннис Миллер. Поначалу Адам трудился над шутками и скетчами за кадром, но позже продюсеры решили попробовать его по другую сторону камеры — и не прогадали. Природное обаяние и харизма Сэндлера сделали его одним из самых популярных персонажей шоу. Пяти лет в SNL ему хватило, чтобы продолжить карьеру на комедийном поприще в фильмах и много лет не возвращаться к жанру скетчей. Позже Сэндлер признался, что его уволили из программы, однако не объяснил, почему. По слухам, причинами стали безответственное поведение актера вне съемочной площадки, сокращение бюджетов и недовольство боссов канала NBC.
В 2019 году Сэндлера пригласили на роль ведущего в одном из выпусков SNL. Актер не выходил на сцену этого шоу 24 года — для программы это рекорд. Очевидно, что старые обиды остались позади, и Адам с удовольствием вспомнил былые времена, подарившие ему шанс на успех.
Именно в SNL у Сэндлера появились его фирменные ужимки и образ чудаковатого простака, который в итоге так полюбился зрителю. На этом образе Адам смог построить не только карьеру, но и целую комедийную империю Happy Madison Productions, фильмы которой собрали почти четыре миллиарда долларов в мировом прокате.
Happy Madison Productions
В 1999 году на волне успеха комедий «Счастливчик Гилмор» и «Билли Мэдисон» Адам создает собственную продюсерскую компанию Happy Madison. Рубеж тысячелетий стал для комика важной вехой в карьере, но он решает взять быка за рога и сразу же сконцентрироваться на продюсировании, поэтому в первый же год существования своей компании он выпускает комедию «Мужчина по вызову» с Робом Шнайдером в главной роли. Шнайдер — один из тех актеров, которые кочуют из проекта в проект вместе с остальными друзьями Сэндлера (об этом даже пошутил Джейк Перальта в сериале «Бруклин 9-9»), но об этом еще поговорим чуть позже.
Happy Madison Productions — компания по-настоящему удивительная. Фильмы, которые она выпустила, собрали в мировом прокате почти четыре миллиарда долларов, но при этом в большинстве своем получили крайне отрицательные оценки критиков. Один из проектов Сэндлера, «Нелепая шестерка» 2015 года, получил 0% свежести на Rotten Tomatoes и статус одного из худших фильмов в истории кино. При этом в копилке продюсерской компании Сэндлера есть такие хиты, как «50 первых поцелуев», «Миллионер поневоле», «Клик: С пультом по жизни», «Притворись моей женой» и «Одноклассники». Во всех этих картинах главные женские роли сыграли топовые голливудские актрисы: Дрю Бэрримор, Вайнона Райдер, Кейт Бекинсейл, Дженнифер Энистон и Сальма Хайек. Стоит отметить также, что в комедиях Сэндлера женские персонажи всегда показаны очень комплиментарно: они обаятельные, смешные, умные, красивые, а главный герой всегда немножко их не достоин.
Парадокс комедий Адама Сэндлера еще и в том, что при негативных отзывах они всегда собирают большую кассу и приносят продюсерам прибыль. Похоже, что Адам понимает, чего хочет его зритель, и всегда готов дать ему это, даже если это бесконечные шутки ниже пояса, которые порой изрядно надоедают. Не гнушается Сэндлер и пресловутого продакт-плейсмента, над которым любят шутить кинообозреватели. Реклама напитков, хлопьев для завтрака, автомобилей, пива — нет ничего, от чего бы он отвернулся. Многие из его картин насчитывают десятки рекламных интеграций. Для киноиндустрии продакт-плейсмент — это обычное дело, однако Адам совершенно не старается вставить рекламируемые продукты в фильм деликатно, как это делают многие другие продюсеры. В этом, пожалуй, можно углядеть сходство с российскими картинами, которые разве что четвертую стену не ломают, чтобы предложить зрителю оплаченный товар или услугу. Но если большинство кинопроизводителей за откровенную и неприкрытую рекламу ругают, то Сэндлеру это уже давно прощается.
Звездные друзья
Когда дело касается актерского состава, Адам любит кумовство во
всей его красе. Быть другом Сэндлера — значит обеспечить себя
работой в комедиях на долгие годы. В своих проектах он регулярно
снимает Роба Шнайдера, Кевина Джеймса, Дэвида Спэйда, Криса Рока — все они не только
популярные комедийные актеры, но и лучшие друзья Сэндлера вне
съемочной площадки. Одной из лучших подруг Адама стала Дженнифер
Энистон, поэтому неудивительно, что в «Притворись моей женой»
и комедийном детективе «Убийство на яхте» (кстати, сейчас в
производстве находится сиквел успешного оригинального фильма) на
роль жены героя Сэндлера была выбрана именно она.
Среди звездных друзей и коллег актера можно также выделить Дрю Бэрримор, Стива Бушеми, Майю Рудольф и Тима Медоуза. Нельзя не упомянуть и Джеки Сэндлер (в девичестве Титоун), жену Адама, с которой он познакомился на съемочной площадке фильма «Большой папа». Как мы видим, для Сэндлера работа — настолько неотъемлемая часть жизни, что невольно начинаешь сомневаться, где заканчивается Сэндлер-актер и начинается Сэндлер-человек.
Образ Адама Сэндлера в кино
Подзаголовок этой части статьи можно посчитать иронией. Ведь только ленивый еще не пошутил над тем, что Сэндлер из фильма в фильм играет одного и того же персонажа (привет, Джейсон Стэйтем!). Однако тут не всё так просто. Да, популярность Сэндлеру принесли картины, где он играет довольно похожих друг на друга персонажей. Это некий собирательный образ городского простачка, который в душе всё еще ребенок, но при этом отчаянно жаждет большой любви. Этот образ настолько прикрепился к Адаму, что зрителю было трудно представить его в какой-то иной ипостаси, а другие актеры, примеряющие такое амплуа, всегда теперь невольно сравниваются с Сэндлером. Но есть у него и другая сторона. Подобно Мэттью МакКонахи, который до определенного момента воспринимался только как красавец-качок из ромкомов 2000-х, а сбросив с себя эти оковы, смог удивить критиков драматическим талантом, в копилке Сэндлера есть отличные серьезные роли.
В 2002 году, когда мир всё еще относился к Адаму как к великовозрастному балбесу, в прокат вышел фильм Пола Томаса Андерсона «Любовь, сбивающая с ног». Картина участвовала в основном конкурсе Канн и удостоилась от жюри приза за лучшую режиссуру. В ленте, прошедшей мимо основной массы зрителей, Сэндлер играет парня по имени Барри, который вырос в семье с семью сестрами и испытывает трудности в общении с девушками. За эту роль он получил номинацию на «Золотой глобус», высокие оценки критиков и перспективы работы в серьезном авторском кино.
В 2019 году он сыграл одну из лучших ролей в карьере — Говарда Ратнера в фильме «Неограненные алмазы» братьев Сэфди, продюсером которого стал сам Мартин Скорсезе. Сэндлер играет неприятного и жуликоватого типа, но за счет харизмы актера трудно не попасть под сомнительное обаяние Ратнера. Этот неуютный и стремительный фильм тем не менее был отмечен Национальным советом кинокритиков США, а Сэндлер получил номинации на множество престижных кинопремий. «Золотая малина», номинаций на которую у Сэндлера насчитывается более 30 штук, выдвинула его в категории «Восстановление репутации». В тот год его, правда, обделил оскаровский комитет, что многие критики и поклонники Сэндлера считают большой ошибкой. Не признать драматический талант Адама после этого фильма не могли даже самые большие скептики.
В 2022 году Сэндлер вновь доказал, что он большой драматический актер, снявшись в картине «Прорваться в НБА» постановщика Джеремайи Сагара по сценарию Тейлора Матерна и Уилла Феттерса. Критики высоко оценили игру Сэндлера, отметив, что практически весь фильм держится на невероятном обаянии актера.
В итоге можно сказать, что образ Сэндлера только на первый взгляд кажется очень простым. Но дьявол, а в нашем случае успех, кроется в деталях. Природное обаяние, понимание желаний аудитории, умение заводить полезные связи, деловая хватка и, конечно, актерский талант — всё это делает Сэндлера одним из самых востребованных актеров современности, и никакие «Золотые малины» или оценки Metacritic не могут остановить творческие амбиции этого человека. Он точно будет продолжать сниматься в комедиях разной степени нелепости, но и прорывные драматические роли более чем реальны.
Текст: Анна Фихан