Алые паруса 1

топ 100 блогов antimeridiem13.02.2024 1. Черная игрушка Лонгрена

Итак, посмотрим, с чего начинается эта история.

Лонгрен, матрос парусного судна, возвращается из очередного плавания и обнаруживает, что его жена Мери мертва, а за новорожденной дочерью ухаживает сердобольная соседка. Причем в смерти жены Лонгрен обвиняет (и не без основания) трактирщика Меннерса, который в ответ на просьбу о помощи стал домогаться Мери. И вот теперь Лонгрен и его дочь Ассоль живут вдвоем. И жизнь это очень странная.

Чем же занят матрос Лонгрен? Он зарабатывает, делая игрушки — модели кораблей. Это само по себе должно подразумевать некое обращение к детским желаниям, да и к родителям — потому что платят за игрушки все-таки они. Но едва ли Лонгрен видел хоть одного постороннего ребенка, играющего в его кораблики. Эта работа — символическая замена работы потерянной. Делая свои модели, он как бы вновь возвращается в прошлое, снова ступает на палубу (пусть и на такую маленькую, игрушечную) корабля. А когда он относит игрушки в магазин на продажу, то как бы отпускает их в открытое море, в море людей, человеческих отношений. И это море представляется ему враждебным. Общение с соседями по деревне сведено к минимуму, все попытки сближения он отвергает:

«Сам он тоже не посещал никого; таким образом меж ним и земляками легло холодное отчуждение, и будь работа Лонгрена — игрушки — менее независима от дел деревни, ему пришлось бы ощутительнее испытать на себе последствия таких отношений».

Мир деревни, который по идее должен быть всепроникающим, эдакой расширенной семьей, превращен Лонгреном в пустыню.

Эти изоляционистские практики — первый шаг в магическом переустройстве мира. Невозможно существенно изменить свой мир, находясь в гуще общественной жизни. Лонгрен проклял обычную жизнь, и теперь занят выстраиванием новой — отдельного мира для себя и Ассоль.

Но в этом заключается сложность. Ведь он не один, у него на руках маленький ребенок. Легко устраивать эксперименты над собой, но когда отвечаешь еще за кого-то, а тем более за беспомощное и во всем от тебя зависящее существо — это большой риск. Но Лонгрен не боялся рисковать.

«Он делал также сам всю домашнюю работу и терпеливо проходил несвойственное мужчине сложное искусство ращения девочки».

Эта смена роли тоже интересна и важна. У Кастанеды это называется сталкинг — выслеживание самого себя, оттачивание искусства охотника, когда, сидя в засаде, ты должен обратиться в камень, в дерево, закричать птицей, стать невидимым. Когда мужчина, привыкший к суровой тяжелой работе, берет на себя роль заботливой матери, хлопочущей по хозяйству, это расшатывает устойчивые поведенческие паттерны сильнее изоляции.

Кроме умиротворяющих забот по дому у Лонгрена было и другое развлечение. Или настоятельная потребность? С людьми ему говорить было не о чем, но он мог поговорить с морем. Когда погода портилась, и начинал дуть резкий береговой норд, Лонгрен не прятался дома, а выходил к самым волнам, «на мостик, настланный по длинным рядам свай, где, на самом конце этого досчатого мола, подолгу курил раздуваемую ветром трубку». Это уже походит на настоящую магическую практику — не просто любование силами природы, не только воспоминания о своем морском прошлом, но своего рода общение. Или даже обращение с просьбой.

«Стоны и шумы, завывающая пальба огромных взлетов воды и, казалось, видимая струя ветра, полосующего окрестность, — так силен был его ровный пробег, — давали измученной душе Лонгрена ту притупленность, оглушенность, которая, низводя горе к смутной печали, равна действием глубокому сну».

Не раз у Кастанеды описываются путешествия в глубины пустыни Сонора, или в горы — с ночевками в пещерах, когда вокруг ночь, ветер, буря и молнии. Это были посещения т.н. «мест силы», где можно прикоснуться к посланникам других миров.

И вот свершилось. Может быть, Лонгрен и не просил об этом прямо, но море заглянуло к нему в душу (или в его бессознательное?) как океан Солярис в души астронавтов, и исполнило сокровенное желание.

Когда буря бушевала особенно сильно, на мостки пришел его враг — Меннерс.

«Меннерс прошел по мосткам до середины, спустился в бешено-плещущую воду и отвязал шкот; стоя в лодке, он стал пробираться к берегу, хватаясь руками за сваи. Весла он не взял, и в тот момент, когда, пошатнувшись, упустил схватиться за очередную сваю, сильный удар ветра швырнул нос лодки от мостков в сторону океана».

Мольбы о спасении не тронули сердца Лонгрена, он не пошевелил и пальцем. И даже успел мстительно напомнить трактирщику о давнем грехе и порадоваться свершающейся справедливости.

« — Она так же просила тебя! Думай об этом, пока еще жив, Меннерс, и не забудь!»

Лонгрен отлично понимал, что же он сделал. Он выпросил у моря услугу. Или уже научился давать ему приказания. Или сделал море своим союзником. И не игрушечный кораблик теперь вышел из его умелых рук. «Черную игрушку я сделал», — сказал он Ассоль, когда вернулся домой.

to be continued

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Благомудрые Друзья! Я есмь Кот Циммерман и ответственно заявляю, что являюсь самым одиозным поклонником сект и общественных организаций! И я более не могу молчать! Дело в том, что в Челябинске ( а все вы знаете, какой это суровый город) взята под ...
Кувшинки в нём растут. Да и не графский, и не парк, а просто прудик возле школы.) Последняя пятница лета. ...
...
Мы теряем друзей, потому что прощать не умеем, Потому что порой, боль обиды, как жизнь, тяжела. Мы теряем друзей и уже ничего не имеем, И в квартире сырой, тишина, да четыре угла. Мы теряем друзей постоянно, легко, безвозвратно, ...
Хороший ремонт не может обойтись без качественной штукатурки. Сегодня на рынке есть множество предложений, но как выбрать самое лучшее, не переплатить и получить качественный товар? Один из способов – ознакомиться с отзывами в интернете о том или ином виде штукатурки. Разберем для ...