Альфонс Муха — художник-сенсация

топ 100 блогов all_collector24.07.2023

24 июля в 1860 году родился Альфонс Мария Муха, чешский живописец, декоратор, график, основатель и мастер театральной и рекламной афиши в стиле модерн.

Альфонс Мария Муха
Альфонс Мария Муха
марка Чехословакия 1969 г. Картины А. Мухи из серии
марка Чехословакия 1969 г. Картины А. Мухи из серии "30 лет со дня смерти Альфонса Муха"

Художественное образование получил в Брно. 

В 1880 году работал в Вене театральным художником-декоратором.

 Продолжил обучение в Академии художеств в Мюнхене и академии Р.Жюльена в Париже.

В 1887–1922 годах Альфонс Муха жил в основном в Париже. 

Несколько раз посетил США, где работал как живописец и педагог. 

Широкую известность приобрел после создания афиш для спектаклей театра «Ренессанс», парижского театра Сары Бернар («Жисмонда», «Дама с камелиями» Александра Дюма-сына, «Лорензаччо» Альфреда де Мюссе, «Медея» Еврипида). 

афиши Альфонса Мухи для спектаклей Сары Бернар
афиши Альфонса Мухи для спектаклей Сары Бернар

В 1893 году она заплатила 700 тысяч франков за Театр Возрождения (Théâtre de la Renaissance) и следующие шесть лет была его художественным руководителем и ведущей актрисой.

Дама с камелиями. Рекламный плакат для Сары Бернар Альфонс Муха 1896, 207.3×76.2 см
Дама с камелиями. Рекламный плакат для Сары Бернар Альфонс Муха 1896, 207.3×76.2 см

Бернар вникала во все мелочи театральной жизни, и однажды столкнулась с проблемой: для возобновленного показа спектакля «Жизмонда» не были вовремя заказаны афиши.

Обнаружилось это на второй день после Рождества, и вышло так, что в типографии Лемерсье от «горящего» заказа отказались все, кроме Альфонса Мухи.

Однажды ей срочно понадобились новые афиши: заказанный заранее вариант не произвел впечатления.

Перед новогодними праздниками работать никто не хотел. В типографию пришел один лишь Муха, и всего за одну ночь он сделал черновой вариант будущего шедевра. Когда афиша к пьесе «Жисмонда» появилась на улицах, Муха проснулся знаменитым.

Со временем художник стал настолько популярным, что в обществе появилось понятие «Женщина Мухи» — роскошная, грациозная и чувственная красавица.

Помимо афиш, живописец создавал рекламные плакаты и сотрудничал со знаменитым ювелиром Жоржем Фуке.

Последнего заинтересовал удивительный браслет, придуманный Мухой для афиши спектакля «Медея».

Вскоре фантазия художника получила воплощение в золоте. Украшение назвали «Роза руки», и за ним последовали новые эскизы.

Украшение «Роза руки» дизайн Альфонса Мухи
Украшение «Роза руки» дизайн Альфонса Мухи

В эти же годы он становится одним из ведущих художников французской рекламы, его композиции печатались в журналах в виде плакатов – с неизменной фигурой или головой томной дамы, погруженной в пестрый мир роскоши и неги.

С лева «Цветы», 1897, с права «Звезды», 1900 работы Альфонса Мухи
С лева «Цветы», 1897, с права «Звезды», 1900 работы Альфонса Мухи
Альфонс Муха — художник-сенсация

В том же стиле Арт Нуво художником создавались и красочные графические серии («Времена года», 1896; «Цветы», 1897; «Месяцы», 1899; «Звезды», 1900). 

Альфонс Муха стал очень знаменит еще при жизни, в конце 19 века его работы экспонировались в столицах Европы и в США.

После окончания первой мировой войны Муха вернулся на родину. 

После провозглашения в 1918 году республики, Альфонсу Муха было поручено изготовление первых чехословацких почтовых марок, денежных знаков и государственного герба.

Альфонс Муха подготовил дизайн почтовых марок для почтовой администрации Чехословацкого государства начертив новую марку за 24 часа.

Марки Чехословакии 1918-12-21 из серии
Марки Чехословакии 1918-12-21 из серии "Градчаны и Прага" Mi:CS 4A, Sn:CS 15a, Yt:CS 33, Sg:CS 21, AFA:CS 8D, POF:CS 8D, Un:CS 4A. Автором ее дизайна, картины с доминантой Градчаны, был известный художник в стиле модерн Альфонс Муха

В 1906 году Альфонс Муха навсегда оставил Париж движимый мечтой написать гигантское полотно для своего народа. В США он приехал, чтобы заработать денег на осуществление этой мечты. 

А в итоге нашел здесь щедрого инвестора, который согласился профинансировать не одно, а целый цикл полотен, получивший название  «Славянская эпопея». 

Картина «Апофеоз истории славянства» стала эффектным завершающим штрихом этого цикла. Несмотря на трагические фрагменты, она исполнена радости и ощущения свободы.  

Альфонс Муха — художник-сенсация
"Апофеоз истории славянства" 1917-1918г. Из цикла "Славянская эпопея"

В «Апофеозе» Муха использует четыре цвета для отображения разных эпох в истории славянства. Призрачные силуэты в синей дымке в правом нижнем углу полотна символизируют древние времена. Красный цвет преобладает в «средневековом» фрагменте. Мрачные черные фигуры – угнетатели и поработители, от которых страдали славянские народы в разное время. И, наконец, все оттенки желтого и золотого – символ свободы и счастья.

Чехословакия 1969 г. Картины А. Мухи из серии
Чехословакия 1969 г. Картины А. Мухи из серии "30 лет со дня смерти Альфонса Муха"

Во время работы над «Славянской эпопеей» Муха много путешествовал по Восточной Европе, вооружившись фотокамерой. 

Он дотошно перепроверял каждую мелочь и деталь, советовался с историками и штудировал справочники. 

На этих картинах невозможно найти ни одной неточности в оружии или меблировке, костюмах или даже вышивке.
Очень интересным был способ, с помощью которого Муха переносил изображение с небольших набросков на громадные холсты.

Наброски художник делал акварелью и гуашью. Затем он брал кальку, расчерчивал ее сеткой и сегментами переносил на нее рисунок. 

Марка ЧССР 1969 г. с картинами А. Мухи из серии
Марка ЧССР 1969 г. с картинами А. Мухи из серии "Альфонс Муха: Рубин и аметист"

Далее вдоль каждой линии рисунка делались маленькие отверстия. 

Калька прикладывалась к холсту, и по этим отверстиям распылялся уголь, после чего оставалось только соединить получившиеся точки линиями. В качестве основы Муха использовал яичную темперу, а большую часть деталей выписывал маслом.

Среди работ славянского цикла Муха наиболее известны картины: «Апафеоз истории славянства», «Праздник Свентовита», «Славяне на исконной родине», «Введение славянской литургии», «После битвы на Виткове», «После Грюнвальдской битвы», «Славянский праздник под липою» (все полотна в музее замка Моравски Крумлов).
Муха скончался в Праге 14 июля 1939 года. 

Его картины можно посмотреть здесь (см. выше).

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Ого! ЖЖ сообщил что моему журналу сегодня исполнилось 16 лет. Я и забыл что так давно тут. Удивительно. Намедни расцвел(а) под окном алоэ. Удивительно красивый был ...
Ну всё! Сейчас и банковская система рухнет, полетит к чертям собачим! Если введут это постановление, люди бросятся забирать свои деньги из банков! Депозиты размером от 50 тыс.грн. решили обложить налогом. Но снимать деньги, начнут не только эти вкладчики, но и остальные люди от страха, ...
  Когда пишешь что-нибудь аналитическое о США, местные их апологеты сурово предлагают тебе на эту тему заткнуться и переключиться на умирающую, по их мнению, Россию. Против такого сразу восстаёт моё коммунистическое свободолюбивое естество и я поступаю ровно наоборот. Тем более очевидно ...
Всем, кто прислал фотографии на конкурс огромное спасибо! О призах тут. Приступаем к голосованию, которое пройдёт в несколько этапов. Фотографии выставляю в порядке поступления и по тематической раз бивке. Сегодня ЧАЙКИ. При голосовании можно выбрать несколько вариантов. 1. ...
Андрей Соколов: "Они готовятся захватить власть. Либералы призывают к госперевороту, воспользовавшись эпидемией "Наверное, впервые они об этом заявили так открыто. В журнале «Собеседник» и одновременно на «Эхе Москвы» опубликован призыв к либералам, воспользовавшись эпидемией, ...