Альфонс Муха — художник-сенсация
all_collector — 24.07.202324 июля в 1860 году родился Альфонс Мария Муха, чешский живописец, декоратор, график, основатель и мастер театральной и рекламной афиши в стиле модерн.
Художественное образование получил в Брно.
В 1880 году работал в Вене театральным художником-декоратором.
Продолжил обучение в Академии художеств в Мюнхене и академии Р.Жюльена в Париже.
В 1887–1922 годах Альфонс Муха жил в основном в Париже.
Несколько раз посетил США, где работал как живописец и педагог.
Широкую известность приобрел после создания афиш для спектаклей театра «Ренессанс», парижского театра Сары Бернар («Жисмонда», «Дама с камелиями» Александра Дюма-сына, «Лорензаччо» Альфреда де Мюссе, «Медея» Еврипида).
В 1893 году она заплатила 700 тысяч франков за Театр Возрождения (Théâtre de la Renaissance) и следующие шесть лет была его художественным руководителем и ведущей актрисой.
Бернар вникала во все мелочи театральной жизни, и однажды столкнулась с проблемой: для возобновленного показа спектакля «Жизмонда» не были вовремя заказаны афиши.
Обнаружилось это на второй день после Рождества, и вышло так, что в типографии Лемерсье от «горящего» заказа отказались все, кроме Альфонса Мухи.
Однажды ей срочно понадобились новые афиши: заказанный заранее вариант не произвел впечатления.
Перед новогодними праздниками работать никто не хотел. В типографию пришел один лишь Муха, и всего за одну ночь он сделал черновой вариант будущего шедевра. Когда афиша к пьесе «Жисмонда» появилась на улицах, Муха проснулся знаменитым.
Со временем художник стал настолько популярным, что в обществе появилось понятие «Женщина Мухи» — роскошная, грациозная и чувственная красавица.
Помимо афиш, живописец создавал рекламные плакаты и сотрудничал со знаменитым ювелиром Жоржем Фуке.
Последнего заинтересовал удивительный браслет, придуманный Мухой для афиши спектакля «Медея».
Вскоре фантазия художника получила воплощение в золоте. Украшение назвали «Роза руки», и за ним последовали новые эскизы.
В эти же годы он становится одним из ведущих художников французской рекламы, его композиции печатались в журналах в виде плакатов – с неизменной фигурой или головой томной дамы, погруженной в пестрый мир роскоши и неги.
В том же стиле Арт Нуво художником создавались и красочные графические серии («Времена года», 1896; «Цветы», 1897; «Месяцы», 1899; «Звезды», 1900).
Альфонс Муха стал очень знаменит еще при жизни, в конце 19 века его работы экспонировались в столицах Европы и в США.
После окончания первой мировой войны Муха вернулся на родину.
После провозглашения в 1918 году республики, Альфонсу Муха было поручено изготовление первых чехословацких почтовых марок, денежных знаков и государственного герба.
Альфонс Муха подготовил дизайн почтовых марок для почтовой администрации Чехословацкого государства начертив новую марку за 24 часа.
В 1906 году Альфонс Муха навсегда оставил Париж движимый мечтой написать гигантское полотно для своего народа. В США он приехал, чтобы заработать денег на осуществление этой мечты.
А в итоге нашел здесь щедрого инвестора, который согласился профинансировать не одно, а целый цикл полотен, получивший название «Славянская эпопея».
Картина «Апофеоз истории славянства» стала эффектным завершающим штрихом этого цикла. Несмотря на трагические фрагменты, она исполнена радости и ощущения свободы.
В «Апофеозе» Муха использует четыре цвета для отображения разных эпох в истории славянства. Призрачные силуэты в синей дымке в правом нижнем углу полотна символизируют древние времена. Красный цвет преобладает в «средневековом» фрагменте. Мрачные черные фигуры – угнетатели и поработители, от которых страдали славянские народы в разное время. И, наконец, все оттенки желтого и золотого – символ свободы и счастья.
Во время работы над «Славянской эпопеей» Муха много путешествовал по Восточной Европе, вооружившись фотокамерой.
Он дотошно перепроверял каждую мелочь и деталь, советовался с историками и штудировал справочники.
На этих картинах невозможно найти ни одной неточности в оружии
или меблировке, костюмах или даже вышивке.
Очень интересным был способ, с помощью которого Муха переносил
изображение с небольших набросков на громадные холсты.
Наброски художник делал акварелью и гуашью. Затем он брал кальку, расчерчивал ее сеткой и сегментами переносил на нее рисунок.
Далее вдоль каждой линии рисунка делались маленькие отверстия.
Калька прикладывалась к холсту, и по этим отверстиям распылялся уголь, после чего оставалось только соединить получившиеся точки линиями. В качестве основы Муха использовал яичную темперу, а большую часть деталей выписывал маслом.
Среди работ славянского цикла Муха наиболее известны картины:
«Апафеоз истории славянства», «Праздник Свентовита», «Славяне на
исконной родине», «Введение славянской литургии», «После битвы на
Виткове», «После Грюнвальдской битвы», «Славянский праздник под
липою» (все полотна в музее замка Моравски Крумлов).
Муха скончался в Праге 14 июля 1939 года.
Его картины можно посмотреть здесь (см. выше).