Александра Амалия Баварская: белая принцесса с хрустальным роялем в животе
dpmmax — 04.01.2023Пока издательство готовит к выпуску мою книгу об истории психиатрии, я продолжу знакомить вас с отдельной ветвью этой истории — с биографиями тех, кто имел психические расстройства и при этом был достаточно именит, чтобы оставить своё имя в истории человечества.
26 августа 1826 года в замке Йоханнисбург, что в баварском Ашаффенбурге, было суетно и празднично. Ещё бы: супруга Людвига I, короля Баварии, Тереза Шарлотта Луиза Фридерика Амалия Саксен-Хильдбургхаузенская родила девочку! Правда, кто-то из лакеев по скудоумию обронил: «Was? Опять?», но на него шикнули: ну нравится людям это дело, да и разве же это много — всего-то восьмой ребёнок. Людвигу нашему Баварскому ещё связи между королевскими домами крепить, так что три сына и пять дочерей — это не роскошь, а суровая геополитическая необходимость.
Назвали её просто и довольно коротко: Александра Амалия. Девочка росла настоящей принцессой: ликом красива, умна, образована, манерами безупречна. Куколка, да и только. Портрет, что заказал отец у придворного художника Йозефа Карла Штилера для Галереи красавиц во дворце Нимфенбург, не даст соврать.
Женихи, естественно, тут как тут. На смотрины собирались, мылись, брились, похмелялись. Аж цельный племянник самого Наполеона Бонапарта, Луи Люсьен, ненавязчиво интересовался — дескать, а как бы мне вашу дочку того... в невесты? На что Людвиг I дал ему вежливый от ворот поворот: дескать, много вас тут, ходють и ходють, вы вон, мон принц, не успели развестись, а уже на новый пирожок заглядываетесь, а доча ещё маленькая, да к тому же здоровьем слаба.
И ведь почти не соврал, венценосный. Нет, телом-то принцесса Александра была вполне себе крепка и даже не слишком воздушна. А вот глуздом... с глуздом нарисовались проблемы. Поначалу-то все даже радовались, что девочка росла чистюлей и аккуратисткой. Чуть где пятнышко увидит, или обнаружит, что в занавески кто высморкался — сразу трагедия. Берегли её, паркеты в замке блестели, посуда сверкала, в личных покоях так вообще чисто операционная была — ни пылинки, ни соринки. Сама же Александра Амалия всё больше в белое наряжалась: иначе как те самые пятнышки, буде появятся, вовремя углядеть? Так и прозвали её: Белая принцесса.
Но понемногу до родителей и замковой челяди стало доходить, что прицессина чистоплотность — это не просто взять и поделить принцессину чисто массу на принцессин чисто объём. И что эти вот истерики по поводу пылинок-соринок-пятнышек — это как-то слишком. А тут она ещё и по замку стала странно ходить: всё бочком да мелкими шажочками. То ли не на все паркетины старалась наступать, то ли ещё по какой причине, но странно всё это было. В некоторые комнаты принцесса так и вовсе старалась не заглядывать — причём вплоть до тех же самых истерик. Появилась у неё и ещё одна идефикс. Уж откуда — бог весть; то ли от дуры-няньки, что рассказала на ночь страшилку, пытаясь уложить непоседу в кровать, то ли кто из ровесниц брякнул, не подумав — сейчас уже особо и не допытаешься. А только вбила принцесса Александра в свою прелестную головку, будто в животе у неё — хрустальный рояль. Ещё с детства. То ли проглотила, то ли ветром надуло — главное, что он там, в животе. И с тех пор несла себя бережно, чтобы не расколошматить — осколки хрусталя, они, сами понимаете, в нутре могут больших бед наделать. Да и жалко: вещь-то, поди, красивая. Принцесса даже от верховой прогулки стала отказываться всё чаще: лошадям-то про рояль не объяснишь. Девушку три года лечили в знаменитой своими светилами германской психиатрии лечебнице Илленау — но без особого толку.
В общем, понемногу перевелись женихи. Видимо, что-то такое прослышали. Правда, Александра и без них нашла себе занятие: стала книги писать. В 1852 году вышла первая из них — «Рождественская роза». В 1856 — «Полевые цветы». В 1858 году — «Фантазия и жизнь» — сборник переводов с английского и французского. В 1862 году она делает перевод романов французской писательницы Эжени Фоа. Потом будут ещё переводы, обустройство детского театра, строительство приюта и столовой для бездомных — этим занятиям её зацикленность на чистоте и так и не рассосавшийся рояль в животе не особо мешали.
Прожила принцесса Александра Амалия 49 лет, и после смерти была похоронена в родовом склепе Виттельсбахов в Мюнхене. Кстати, приходилась она тётушкой «сказочному королю», Людвигу II Баварскому, которого тоже считали (и даже вполне официально) малость того... но о том будет другой рассказ.
***
P.S. Мой проект «Найди своего психиатра» работает в штатном режиме.
P.P.S. На площадке Sponsr (Тыц) — мною пишется книга о неврозах. И здесь же есть возможность получить автограф на мои книги.