Александр Серафимович "Железный поток"

топ 100 блогов marss207.04.2022 Книга - литературный хит 20-30 гг
которую в позденем СССР мало кто читал - в школе ее не проходили, а в широких массах  -  за такой литературой была репутация "совковое западло".
а зря - Серафимович конечно не гений словесности. но  эта книга  у него получилась интересная
.
Роман  расказывает о гражаданской войне на Кубани.
Население разделено на этносословия - казаки и иногородние.
Казаки - привилегированное сословие. русскими себя не считали.
До 1917 они устроили иногородним мягкий апартеид.
После 1917 вернувшиеся с 1 мировой войны фронтовики иногородние потребовали передела земли поровну, чтобы иногородние имели равные права с казаками.
Казачье войско им отказало.
В гражданской войне казаки были за белых, а иногородние - за красных.
.
Роман рассказывает об отступлении  Таманского соединения Красной армии (из иногородних) с Кубани . от наступающих казаков.
красная Таманская армия отступает на соединение с главными силами красных.
С собой  красные иногородние  везут свои семьи ибо опасаются что если оставить .то   казаки  вырежут  их жен и детей.
Наступающие казаки делают все .чтобы у красных исчезли малейшие сомнения на этот счет.
Красные иногородние  в ответ - не видят смысла разводить гуманизм.
..
Под катом отрывок.
.


В неоглядно знойных облаках пыли, задыхаясь, потонули станичные сады, улицы, хаты, плетни, и лишь остро выглядывают верхушки пирамидальных тополей.
Отовсюду многоголосо несется говор, гул, собачий лай, лошадиное ржанье, лязг железа, детский плач, густая матерная брань, бабьи переклики, охриплые забубенные песни под пьяную гармонику.
Как будто громадный невиданный улей, потерявший матку, разноголосо растерянно гудит нестройным больным гудом.
Эта безграничная горячая муть поглотила и степь до самых ветряков на кургане, – и там несмолкаемо тысячеголосое царство.
Только пенисто клокочущую реку холодной горной воды, что кипуче несется за станицей, не в силах покрыть удушливые облака. Вдали за рекой синеющими громадами загораживают полнеба горы.
Удивленно плавают в сверкающем зное, прислушиваясь, рыжие степные разбойники коршуны, поворачивая кривые носы, и ничего не могут разобрать не было еще такого.
Не то это ярмарка. Но отчего же нигде ни палаток, ни торговцев, ни наваленных товаров?
Не то – табор переселенцев. Но откуда же тут орудия, зарядные ящики, двуколки, составленные винтовки?
Не то – армия. Но почему же со всех сторон плачут дети; на винтовках сохнут пеленки; к орудиям подвешены люльки; молодайки кормят грудью; вместе с артиллерийскими лошадьми жуют сено коровы, и загорелые бабы, девки подвешивают котелки с пшеном и салом над пахуче дымящимися кизяками.
Смутно, неясно, запыленно, нестройно; перепутано гамом, шумом, невероятной разноголосицей.
В станице только казачки, старухи, дети. Казаков ни одного, как провалились.
Казачки поглядывают в хатах в оконца на содом и гоморру, разлившиеся по широким, закутанным облаками пыли улицам и переулкам:
– Щоб вам повылазило!
....
Привели солдата, захваченного и отпущенного казаками. У него отрезаны нос, уши, язык, обрублены пальцы, и на груди его же кровью написано: «С вами со всеми то же будет, мать вашу…»
«Добре, хлопьята, добре…»
Яростно наседают казаки.
....
Солдаты в полумгле откашливаются, сморкаются, сплевывают на пол, затирают ногой, курят цигарки, вонючий дым невидимо расползается над смутной толпой.
– Товарищи!..
Громадная комната, полная людей и полутьмы, налилась тишиной.
– Товарищи!..
Кожух с усилием протискивал сквозь зубы слова:
– Вы, товарищи представители рот, и вы, товарищи командиры, щоб вы знали, в яком мы положении. Сзади город и порт заняты козаками. Красных солдат там оставалось раненых и больных двадцать тысяч, и все двадцать тысяч истреблены козаками по приказанию офицеров; то же готовят и нам.
..
Кто нибудь подбросит на тлеющие угли корявое, сухое, цапастое держи дерево. Закорежится, вспыхнет, отодвинет темноту, – и опять стоят, опираясь о штыки; уткнулись в бороду старые; бабы пригорюнились; озаренно проступают подпертые кулаками внимательные головы.
– Дуже дивчину мучилы, ой, як мурдовалы.
Козаки, цила сотня… один за одним сгнушались над ней, так и умерла пид ими. Сестрой у наших у госпитали була, стрижена, як хлопец, босиком все бигала, работница с заводу; конопата та ризва така.
Не схотила тикать от раненых: никому присмотреть, никому воды подать. У тифу богато лежало.
Всих порубилы тысяч с двадцать.
Со второго этажа кидалы на мостовую.
Ахвицеры, козаки с шашками по всиму городу шукалы, всих до одного умертвилы.
Богато залило увись город.
....
.
Хаты, тополя, белеющая церковь – все проступало яснее и яснее. За садами краснела заря.
Из поповского дома выводили людей с пепельными лицами, в золотых погонах, – захватили часть штаба.
Возле поповской конюшни им рубили головы, и кровь впитывалась в навоз.
За гомоном, криками, выстрелами, ругательствами, стонами не слышно было, как шумит река.
Разыскали дом станичного атамана. От чердака до подвала все обыскали, нет его. Убежал. Тогда стали кричать:
– Колы нэ вылизишь, дитэй сгубим!
Атаман не вылез.
Стали рубить детей. Атаманша на коленях волочилась с разметавшимися косами, неотдираемо хватаясь за их ноги. Один укоризненно сказал:
– Чого ж кричишь, як ризаная? От у мене аккурат як твоя дочка, трехлетка… В щебень закапалы там, у горах, – та я же не кричав.
Срубил девочку, потом развалил череп хохотавшей матери.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Владимир Стогниенко  ‏ @ VStognienko Фильм про Барселону в эфире сегодня в 23-50, перед матчем.В этот раз монтировали прямо по ходу съемок, я сам конечного результата не видел. *сурово* Ну раз у нас Владимир Сергеевич Стогниенко решил ...
Представители Совета Федерации предлагают ввести на юго-восток Украины миротворческий контингент. Об этом «Известиям» заявил член Совета Федерации Валерий Шнякин. — Нужно срочно усаживать за стол переговоров Россию, США, ЕС и Украину и договариваться о вводе на юго-восток ...
Вчера захотелось клюквенного морса, зашел в лавку белорусских продуктов.  Женщина, дайте мне две бутылки ... Нет, две упаковки... В общем, не могу точно сказать, как эта бумажная тара называется, мне два клюквенного морса дайте...  Пришел домой, наполнил стакан вкусной ...
...
В ходе круглого стола на Форуме общественных организаций Приморского края (15 июня ) одним из самых заметных стало эмоциональное и содержательное выступление заместителя епископа евангелическо-лютеранской церкви Урала, Сибири и Дальнего ...