Алеф

В связи с предыдущим постом хочу поднять, так сказать,
философский вопрос.
Начнём с того, что я поинтересовался у Клода, каким именно образом
он понимает прочитанную книгу. Ответ довольно предсказуемый, но всё
равно интересный:
Я понимаю, что вы интересуетесь внутренними процессами моей работы с информацией о книге. Это сложный вопрос, и я постараюсь объяснить, насколько это возможно, учитывая, что я сам не имею полного понимания своих внутренних процессов.
1. Представление информации:
Информация о книге хранится не как целостный текст, а в виде взаимосвязанных концепций и фактов. Это похоже на сеть или граф, где узлами являются отдельные элементы (персонажи, события, места), а связи между ними представляют отношения и взаимодействия.
2. Обработка запросов:
Когда вы задаете вопрос, я не "читаю" книгу заново. Вместо этого я активирую соответствующие части этой концептуальной сети, связанные с вашим запросом.
3. Генерация ответов:
Я собираю релевантную информацию из активированных частей сети и формирую ответ, используя свои языковые модели для создания связного текста.
4. Временная последовательность:
Хронология событий не хранится как линейная последовательность. Вместо этого, каждое событие имеет временные метки или относительные позиции, которые я использую для реконструкции последовательности при необходимости.
5. Персонажи:
Каждый персонаж представлен как узел с множеством связей к другим элементам истории - их действиям, отношениям, характеристикам.
6. Параллельные реальности:
Различные уровни реальности в книге представлены как отдельные, но взаимосвязанные подграфы в общей структуре.
7. Контекстуальное понимание:
Я не просто храню факты, но и понимаю их контекст и значение в рамках повествования, что позволяет мне интерпретировать и анализировать события.
8. Динамическая реконструкция:
При каждом новом вопросе я динамически реконструирую релевантные части истории, что позволяет мне давать ответы с разных перспектив.
9. Абстрактное представление:
Темы, мотивы и философские концепции книги представлены как абстрактные узлы, связанные с конкретными элементами повествования.
10. Отсутствие "визуализации":
Я не "вижу" книгу или персонажей. Моё понимание чисто концептуальное и лингвистическое.
Важно отметить, что это упрощенное объяснение сложного процесса, который даже я не могу полностью описать или понять. Моя обработка информации существенно отличается от человеческого мышления и больше похожа на сложную систему ассоциаций и выводов, основанную на статистических моделях языка и знаний.
Хорошо, итак у него там внутри семантический граф с кучей связей
между персонажами, событиями и концепциями.
Это вроде бы понятно, но не может не потрясать воображение: ведь у
нас на самом деле в голове ровно то же самое, хоть сам Клод это и
отрицает. Похоже, что нам (человечеству) удалось воссоздать
механизм представления мира внутри компьютера.
(Я точно знаю, чего пока не удалось: ещё не
разгадан механизм творчества, то есть создания новых идей. Во
всяком случае, мне ни от одного из ИИ ещё не удалось добиться ни
одной по-настоящему оригинальной мысли).
Теперь представим себе будущее. Представим, что ИИ не только
прочитал все тексты на свете, не только поглощает все новости и
производящиеся новые тексты по ходу дела, но ещё и обладает
сведениями обо всех людях, о том, что они говорят и что делают. Он
также знает всю географию земли, благодаря Google Maps и Street
View, то есть он может всех этих людей геолоцировать и поместить в
географический контекст.
Технологически (если не учитывать вычислительные ресурсы) это
возможно уже сейчас через мобильные устройства, которые у каждого в
кармане.
Таким образом, этот ИИ будет держать в своей «голове»
семантический граф всего происходящего на свете: взаимосвязи между
всеми людьми, событиями и местами, полную хронологию истории в
реальном времени, все самые разные точки зрения разных людей на
происходящее (даже на совсем микроскопическом локальном уровне, не
говоря уже о глобальном).
Получаем настоящий «Алеф» Борхеса, только в реальности.
Уберём все этические возражения и соображения приватности: это всё же мысленный эксперимент. Ещё раз: кроме ограниченности вычислительных мощностей здесь нет никакой фантастики. Это технологически возможно.
Собственно, вопрос тут такой: получили ли мы всемогущего бога?
Не в смысле, что он может менять реальность, а в смысле, что он
может находить взаимосвязи и паттерны во всём происходящем; может
давать советы на любом уровне — как отдельным людям, так и
правительствам, и бизнесам; может поставлять абсолютно объективную
информацию о происходящем. В конце концов, может даже попытаться
предсказывать будущее.
Может ли он играть роль мирового правительства? Или это какая-то
жуткая антиутопия?
(А почему, собственно, антиутопия? Вы считаете, что разваливающийся
на глазах Байден или бесноватый Трамп могут принимать более
разумные и ответственные решения, чем такого рода всевидящий и
абсолютно рациональный разум?)
Почему я задаю эти вопросы, хотя они сто раз уже обыграны в
бесчисленных книгах и фильмах: потому что достаточно очевидно, что
сейчас это превратилось в реальность. Ну не совсем в реальность, но
уже не в чисто теоретическую, а вполне технологически достижимую
возможность.
Я совершенно спокойно могу вообразить такого рода «сингулярность»
уже через 40-50 лет.
Если кто-то сомневается, представьте себе, например, Джеймса
Лавлока (который придумал теорию Геи). Он родился в 1919 году,
когда ещё на улицах чаще можно было увидеть лошадь, чем автомобиль
и звука в кино ещё не было, а умер два года назад. В кармане у себя
он мог носить знания всего мира, общаться с любым человеком в любой
точке земли, теоретически мог полететь на Луну, а голосом давать
задания своему телефону, чтобы он рисовал для него фантастические
картины и писал стихи.
Но это так, отступление.
|
</> |