Альбрехт Дюрер из Пинакотеки Тозио Мартиненго
galik_123 — 02.04.2021В Москву привезли 146 гравюр Альбрехта Дюрера, эти шедевры никогда прежде не покидали Италию! Сейчас это событие воспринимается не так, как раньше, - мы не можем попасть в Италию, но она прислала нам свои сокровища из Картинной галереи Тозио Мартиненго.
Выставка "Альбрехт Дюрер. Шедевры гравюры" из Пинакотеки в Брешии стала первой в проекте "Сокровища музеев Италии в Историческом музее". Проект приурочен к 150-летию Государственного исторического музея (ГИМ), которое будет отмечаться в феврале 2022 года.
Итак, в экспозиции представлены работы гения Северного Возрождения из художественного музея Брешии, а также 7 подлинников и 10 копий нидерландских авторов XVI-XVII вв. из коллекции ГИМ. Чтобы воссоздать атмосферу средневекового Нюрнберга, где работал мастер, демонстрируются редкие книги, включая Библию Пискатора, монеты, распятия, мебель и даже рыцарские латы из коллекции Исторического музея. Выставка будет работать до 28 мая.
Необычно и очень современно оформлено выставочное пространство. Автором архитектурного проекта выставки стала Агния Стерлигова, по замыслу которой созданные сценографии и образы должны работать в первую очередь как фон и как поддержка шедеврам, представленным на выставке. Все инсталляции вдохновлены творчеством Дюрера, а в оформлении залов использовались оттенки золотых металлов, в качестве отсылки на технику гравюры по меди, в которой работал художник.
Одна из главных заслуг Альбрехта Дюрера - его огромный вклад в развитие печатной графики. С одной стороны, именно его шедевры обеспечили гравюре широкое признание, подняв этот вид искусства на новыи уровень. С другой, именно форма гравюры сделала его выдающиеся произведения доступными не только представителям элиты, но и людям с гораздо более скромным достатком. То, что для предшествующего Дюреру поколения было всего лишь лубком, в его руках превратилось в объект искусства, равноценный скульптуре или картине.
Уникальная коллекция графики из собрания Пинакотеки Тозио Мартиненго даёт возможность не только увидеть рядом два ранних оригинальных отпечатка гравюры "Адам и Ева", но и сравнить копии нескольких знаменитых работ с оригиналами Дюрера.
После того как к Дюреру пришли слава и признание, у него появились не только подражатели, но и талантливые копиисты. Некоторые из их копий со временем приобрели статус самостоятельных произведений искусства, но сравнение их с оригиналами позволяет убедиться в недосягаемой высоте техники Дюрера.
Альбрехт Дюрер. Адам и Ева, 1504. Германия, Нюрнберг. Бумага, гравюра резцом
Наиболее известные произведения Дюрера сопровождаются работами его современников, которые с величайшей точностью копировали великого мастера. Эти оттиски по сути являлись подделками. В то время преследовать по закону их создателей было очень непросто, да и сам закон еще не был столь суров к нарушителям авторского права, которые подделывали даже подпись Мастера, повторяя на своих работах знаменитую монограмму AD.
Альбрехт Дюрер. Молодая пара и смерть (Прогулка), около 1498. Германия, Нюрнберг. Бумага, гравюра резцом. Брешиа, Пинакотека Тозио Мартиненго
Венцель фон Олмютц. Молодая пара и смерть (Прогулка). Копия с гравюры Альбрехта Дюрера. Моравия, Олмютц, около 1498. Бумага, гравюра резцом. Брешиа, Пинакотека Тозио Мартиненго
Иеронимус Хопфер. Рождество Христово. Копия с гравюры Альбрехта Дюрера, около 1530-1550. Бумага, офорт. Брешиа, Пинакотека Тозио Мартиненго
Эстампы "Рыцарь, Смерть и Дьявол", "Святой Иероним в келье" и "Меланхолия", известные под общим названием "мастерские гравюры", принято относить к числу высших достижений Дюрера в области печатной графики. Созданные в технике резцовой гравюры на меди, они отличаются исключительным художественным совершенством. Документальных свидетельств того, что "мастерские гравюры" были задуманы и создавались художником как единая серия, не сохранилось, однако размеры их почти одинаковы. Кроме того, по содержанию эти эстампы столь гармонично дополняют друг друга, что действительно могут восприниматься как своего рода триптих. Сюжеты "мастерских гравюр" принято связывать с воплощением трех образов добродетельной жизни: деятельного ("Рыцарь, Смерть и Дьявол"), созерцательного, посвященного интеллектуальному труду ("Святой Иероним в келье"), и творческого ("Меланхолия"). Символическое содержание каждой из этих работ столь сложно и многозначно, что по сей день составляет предмет размышлений и дискуссий.
Альбрехт Дюрер. Святой Иероним в келье, 1514. Германия, Нюрнберг. Бумага, гравюра резцом. Брешиа, Пинакотека Тозио Мартиненго
Иероним Вирикс. Святой Иероним в келье. Копия с гравюры Альбрехта Дюрера, около 1566 г.. Нидерланды, Антверпен (?). Брешиа, Пинакотека Тозио Мартиненго
Фрагмент
Фрагмент
Альбрехт Дюрер. Морское чудовище, около 1498. Германия, Нюрнберг. Бумага, гравюра резцом. Брешиа, Пинакотека Тозио Мартиненго
Иоган Вирикс. Меланхолия (Меланхолия I). Копия с гравюры Альбрехта Дюрера, 1602 г. Нидерланды. Брешиа, Пинакотека Тозио Мартиненго
Фрагмент
Экспозиция дополнена предметами декоративно-прикладного искусства, созданными в Германии на рубеже XV-XVI вв., из собрания ГИМ.
Неизвестный мастер. Сундук. Германия, XV-XVI вв. Дуб, орех, металл. Столярная работа, резьба, маркетри. ГИМ
Кубок, кружки, стакан. Германия, Нюрнберг. вторая половина XVII в. ГИМ
Среди эстампов Дюрера конца XV - начала XVI вв., многие были созданы на мифологические и аллегорические сюжеты. С XV века начался перевод античных текстов на немецкий язык. Кроме того, в приходских школах многих немецких городов преподавали латынь, что давало ученикам возможность знакомиться с древнегреческой и древнеримской мифологией. Увлеченно изучая классические мифы, Дюрер, тем не менее, оставался богобоязненным христианином. Как истинно немецкому мастеру, ему была чужда ясная умиротворенность итальянского искусства. Поэтому в его гравюрах античные образы причудливо переплетаются со средневековыми религиозными мотивами, показывая, прежде всего нравстненную борьбу человека и предостерегая его от греховных желаний.
Альбрехт Дюрер. Геркулес на распутье, около 1498 г. Германия, Нюрнберг. Бумага, гравюра резцом. Брешиа, Пинакотека Тозио Мартиненго
Фрагмент
Альбрехт Дюрер. Семья сатира, 1505 г. Германия, Нюрнберг. Бумага, гравюра резцом. Брешиа, Пинакотека Тозио Мартиненго
Альбрехт Дюрер. Аполлон и Диана, около 1503-1504 гг.. Германия, Нюрнберг. Бумага, гравюра резцом. Брешиа, Пинакотека Тозио Мартиненго
Альбрехт Дюрер. Мужская баня, около 1496 г. Германия, Нюрнберг. Бумага, гравюра резцом. Брешиа, Пинакотека Тозио Мартиненго
Альбрехт Дюрер. Свинья-чудовище из Ландсера, 1496 г. Германия, Нюрнберг. Бумага, гравюра резцом. Брешиа, Пинакотека Тозио Мартиненго
Альбрехт Дюрер. Пейзаж с пушкой (Пушка), 1518 г. Германия, Нюрнберг. Бумага, офорт на железной доске. Брешиа, Пинакотека Тозио Мартиненго
Альбрехт Дюрер. Кардинал Альбрехт Бранденбургский (малый кардинал), 1519 г. Германия, Нюрнберг. Бумага, гравюра резцом. Брешиа, Пинакотека Тозио Мартиненго
Альбрехт Дюрер. Филипп Меланхтон, 1526 г. Германия, Нюрнберг. Бумага, гравюра резцом. Брешиа, Пинакотека Тозио Мартиненго
Собрание печатной графики Дюрера из Пинакотеки Тозио Мартиненго не только включает прославленные гравюры, но и по праву считается одним из лучших в мире по качеству и сохранности отпечатков. Кроме гравюр Дюрера, здесь находятся работы таких великих мастеров, как Рафаэль, Лоренцо Лотто, Тинторетто и многих других выдающихся художников - galik-123.livejournal.com .
Это ещё не всё! Продолжение будет обязательно...
Информация и текст кураторов выставки (в сокращённом варианте).
|
</> |