Акунин, «История», том 4, XVII век
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Для Акунина это период пересборки Российского государства. И у него теория какой-то исторической предопределённости. Что де мол, государство Россия может потерпеть поражение и даже быть разрушенным (что с ним и произошло в XVII веке), но страна при этом может продолжать существовать, рано или поздно приводя к возрождению государства. С первого взгляда кажется мистикой-дуристикой. Причём — в контексте нынешней войны — ещё и опасной: такими аргументами можно оправдать всё, что угодно, достаточно сказать об «исторической справедливости» (и В.В.Путин регулярно этим занимается). С другой, какая-то логика всё-таки есть, если мы на протяжении истории наблюдаем государства (да ту же Польшу), которые как только не дербанили соседи, а они всё равно всякий раз возрождаются из собственного пепла.
В этом смысле, и опять же в контексте нынешней войны, сложно не рассуждать о возможности / долгосрочности возможного распада России или Украины. Оба сценария регулярно всплывают, и если в России за обсуждение подобных сценариев грозят тюремным сроком, в Украине ему посвящён весь 3-й сезон «Слуги народа» с Зеленским. Сезон, к слову, сделанный именно в свете акунинского тезиса о неизбежности пересборки и возрождения (самый, на мой взгляд, эмоциональный сезон сериала).
(на случай, если этот пост постигнет участь предыдущего, попавшего в топ, обращение к новым читателям: в этом журнале за агрессивный тон банят сразу, пустые сообщения скрывают, а невнятные намёки просят разжевать — экономьте моё время, пишите сразу внятно и с уважением к другим читателям!)
Ну и вообще, весь этот том производит ужасное ощущение дежавю сегодняшних новостей. После Смуты российские власти постепенно приходили в себя и мечтали о «возвращении отнятых поляками земель». Копили силы, копили армию, ну и в итоге смогли отбить «своё». Что поляки, очевидно, тоже считали «своим». Как на той табличке в эльзасском Кёнигсбурге, где история города была написана в терминах «захвачен немцами / освобождён французами / снова захвачен немцами / окончательно освобождён французами». Историю таких периодов, конечно, нужно читать из разных источников, понимая логику обеих сторон.
Очень сложно постоянно жмуриться и стараться не видеть аналогий с нынешней войной. Кризис конкретно этого тома истории начался после того, как у российских властей появилась светлая мысль присоединить к себе Украину, на фоне чего они переругались и начали войну со всеми соседями. Но исторические аналогии потому и популярны, что для каждого события можно найти парочку исторических аналогий с противоположными результатами. Вот мы и верим в те аналогии, исторические результаты которых нам нравятся сейчас.
Опять же, возвращаясь к вопросу «чей Крым?» — на картах второй половины XVII века чётко видно, что территория современного Донецка принадлежала Крымскому ханству (то ли Крым наш!, то ли Мы крымские!). Самое главное в таких вопросах — не делать скоропалительных выводов на сегодняшний день, основываясь на произвольно выбранной точке истории.
Тем не менее, продолжая приятные лично мне аналогии. Ещё в конце предыдущего тома Акунин рассказал о том, как Годунов, не имея династического аргумента, призвал на свою помощь толпу. Чуть ли не устроив выборы царя народом. Понятно, что тот процесс нельзя сравнивать с современными демократическими выборами, но сама идея, что от людей может зависеть, кто будет царём, эта идея оказалась (показалась как автору, так и мне-читателю) крайне важной для последующей истории.
И уже в этом контексте интересно проводить аналогии с политикой нынешних российских властей, очень активно внушающих собственным гражданам, что нет, конечно же от их желания ничего не зависит. Не так уж даже важно, почему именно: то ли «всё уже украдено, как ни голосуй — результаты известны заранее», то ли «простые люди в политику не попадают, ты выбираешь в итоге меж двух ставленников одного и того же Рокфеллера». Главный тезис: не лезь не в своё дело, умные люди без тебя решат, как будут звать следующего Путина.
Интересный момент мира 1634 года, когда Польша согласилась на удивительно мягкие для России условия мира. Акунин объясняет это взяткой, которую российские дипломаты дали польскому королю Владиславу. И в частности говорит, что вот ещё одна разница между самодержавием, не разделяющим интересы страны и государя, и более современно устроенной Польши, в которой личный интерес короля мог не совпадать с интересами страны.
Другая богатая тема — борьба с пьянством. В предыдущем томе Акунин рассказывал, как появились питейные дома (стране нужны были деньги). К этому тому власти успели рассмотреть минусы скоропалительного решения торговать крепкими спиртными напитками, они пытаются бороться с пьянством. Прямо как в нашем детстве: не больше одной бутылки в руки, запрет на торговлю на разлив и т.п. Результат примерно тот же, что у Горбачёва — чёрный рынок левого алкоголя, то есть ещё хуже для здоровья населения, только ещё и бюджет без денег.
Можно, конечно, продолжать ржать над Горбачёвым, но мне интересна эта тема: как вообще можно бороться с наркотиками. Репрессивный сценарий работает очень плохо. Но при этом разрешительный сценарий работает только после того, как сопьётся и умрёт приличная часть населения. Ну или, если хочется позитивных формулировок — после того, как выживут те, у кого каким-то образом сформировалась терпимость к той же водке.
Встретил в книге слово «парсуна» — старые русские портреты, стилистически близкие к иконам.
Понял, что всю жизнь неправильно понимал слово «Шляхта». Для меня это был синоним «Польше», что-то типа «Речи Посполитой» — ещё одно слово, описывающее это государство в тот период. Оказывается, это название сословия. Просто в Польше именно оно было у власти.
Другое забавное слово — «Семибоярщина». Образованному человеку 1990-х годов слово «семибанкирщина» однозначно отсылало к семибоярщине. У меня же с точностью до наоборот: семибанкирщина была понятной, и по аналогии с ней я понял оригинальный термин :-)
Том беллетристики на этот раз был с романом и пьесой. Роман с узнаваемой, акунинской формой: семь глав с названиями по дням недели, каждая глава соответствует этапу жизни главного героя. Такой вот фандоринский стиль в сжатой форме — главный герой, конечно же, сыщик. А в пьесе отличная концовка с превращением в церетеллевский памятник!
|
</> |