Ахтырец с берегов Невы


В дополнение к позавчерашней заметке об импровизированных полугусеничных танках деникинской армии надо заметить, что это были не первые в России боевые машины подобного рода. А первую построил еще в 1916 году петроградский Путиловский завод по проекту артиллерийского полковника Гулькевича на базе американского полугусеничного пятитонного грузовика "Эллис-Чалмерс" В6 образца 1915 года.
Весной 1916 года 10 таких грузовиков с 68-сильными двигателями было закуплено российской армией для использования в качестве тяжелых артиллерийских тягачей и перевозки боеприпасов. На испытаниях они показали высокую проходимость, а также — солидную грузоподдъемность, буксируя в связке аж четыре трофейных австрийских 120-миллиметровых пушки и одновременно перевозя на грузовой платформе 4,8 тонны балласта.
Увидев эти мощные машины, Гулькевич моментально загорелся идеей превратить их в средство прорыва германского фронта, установив вооружение и бронекорпуса. Заручившись поддержкой комиссии по бронеавтомобилям Главного Военно-технического Управления и получив финансирование и производственные мощности на Путиловском заводе, изобретатель к середине ноября построил бронеход, получивший название "Ахтырец" в честь прославленного Ахтырского гусарского полка, которым одно время комендовал знаменитый Денис Давыдов.
Он была склепан из противопульной брони толщиной 6,5 мм и нес вооружение, состоявшее из двух пулеметов "Максим" во вращающейся башне и 76-миллиметровой короткоствольной крепостной пушки образца 1910 года с небольшими углами горизонтальной наводки, установленной в кормовой нише. Предполагалось, что в атаку танк будет ездить задним ходом.
Масса танка с полным вооружением составляла 12 тонн, экипаж — 7 человек. На дороге с твердым покрытием он развивал скорость до 15 км/ч, а по грунтовке — 12 км/ч, что для тогдашних гусеничных машин считалось неплохим показателем.
Но, к сожалению, одним экземпляром дело и ограничилось. Почему не "танкировали" остальны "Эллис-Чалмерсы" — неизвестно. То ли — из-за наступившего в 1917 году "революционного" развала промышленности, то ли начальство решило, что их лучше использовать по прямому назначению, то есть, в качестве арттягачей.
Кстати, в ряде публикаций, в том числе — в Русопедии, говорится, что бронетракторов Гулькевича якобы было построено два — "Ахтырец" и "Илья Муромец". Но откуда взялась эта информация (или дезинформация) — неизвестно. Во всяком случае, в документах нет никаких упоминаний об "Илье Муромце"" (кроме бомбардировщика). А есть данные только об "Ахтырце", единственном и неповторимом.
Весной 1917-го его включили в состав Петроградского Запасного бронедивизиона, но не отправили на фронт, а оставили в городе для подавления возможных беспорядков и попыток мятежей. Но, как известно, октябрьский переворот он предотвратить не смог. Уже 25 октября "Ахтырец" был захвачен без боя революционерами и зачислен в Красную гвардию.
При этом он сменил название на "Красный Петербург" (странно, что "Петербург", ведь город уже три года назывался Петроградом), несколько дней стоял на охране штаба революции — Смольного дворца, а потом уехал по железной дороге в Москву, чтобы помочь тамошним большевикам устанавливать новую власть. Пишут, что он успел принять участие в боях с юнкерами 1 — 2 ноября в районе Кудринской площади, а также Поварской и Бронной улиц. Это стало его боевым крещением.
Потом его, вроде бы, отправили на Восточный фронт, где он, по некоторым данным, участвовал в боях с колчаковцами, но никаких подробностей этих боев история не сохранила. В 1920 году танк в неисправном состоянии вернулся в Москву, Однако из-за отсутствия запчастей ремонт был признан невозможным. До 1922 года "Красный Петербург" числился в штате Автобронетанкового Управления РККА, а затем его разоружили и отправили на свалку. Так закончилась история первого русского танка.

Трактор-грузовик "Эллис-Чалмерс" в исполнении для американского рынка, с довольно комфортной для тогдашних машин подобного класса кабиной и двухместным мягким диваном. Однако, из-за довольно высокой цены в 5000 долларов у американских фермеров он спросом не пользовался, несмотря на удобство и хорошие ходовые качества.

"Эллис-Чалмерс" В6 в упрощенном исполнении в заводском цехе.

"Эллис-Чалмерс" на испытаниях. Индивидуальная шарнирная подвеска гусеничных тележек обеспечивала ему великолепную проходимость даже по сильнопересеченной местности.

Испытания "Эллис-Чалмерса" русскими военными на полигоне Ораниенбаумской офицерской стрелковой школы в 1916 году. Видно, как машина успешно преодолевает окоп.

"Ахтырец" при Временном правительстве патрулирует в центре Петербурга. Обратите внимание, что из башенной амбразуры вместо пулемета торчит винтовка.

"Ахтырец" или уже "Красный Петербург" на охране Смольного.

Общий вид танка, сменившего название и эмблему.

"Красный Петербург" на свалке. Видно, что под бронекапотом уже нет двигателя.
|
</> |