
Агата Кристи и Чехов

Всех давно мучает вопрос о бешеной популярности Агаты Кристи. По слухам, она самый продаваемый автор в мире после Библии и Шекспира. Про последнего, кстати, не точно. Может быть А. Кристи даже ДО Шекспира.
Моё мнение — феномен Кристи очень схож с феноменом Чехова. И их неослабевающая популярность обусловлена одинаковым набором причин.

Во-первых, у Кристи свой созданный мир, в котором очень уютно, и из которого в буквальном смысле слова не хочется уходить. Или хочется возвращаться все снова и снова.
У Чехова то же самое. Поэтому его пьесы ставят до сих пор, а рассказы читают и перечитывают. Помню, я просто «провалилась» в «Бабье царство», как будто оказалась там — так живо было впечатление.
Разница между Чеховым и Кристи в том, что наш писатель огромное значение придает деталям, их очень много, и они не всегда говорящие. Бывают у Чехова и обычные детали, для красоты, без всяких там ружей на стене.
У Кристи детали, конечно, тоже есть, но они не столь обильны как чеховские. Плюс даются не в описаниях, а в диалогах. Улики, кстати, — тоже детали, и вокруг них строится все действие.
Во-вторых, Кристи очень «драматургична». Хорошо известно, как из своих прозаических произведений она в два счёта делала пьесы. «Мышеловка» ее, если я не ошибаюсь, идет на сценах английских театров по сю пору.
Читатель очень любит диалоги. Гораздо больше, чем описания — повествования. Причем диалоги с таким наполнением, которое актуально и для современного человека. Вот почему «Объявлено убийство» и «Десять негритят» остаются актуальными, а, например, любой роман Д. Сименона — нет. А ведь Сименон чуть ли не родоначальник жанра и знаковая фигура в детективной литературе. Но прочтите его диалоги, и у вас сведет зубы от их неправдоподобия. К тому же в них понапихано столько устаревших смыслов, что иной раз просто не понимаешь, о чем речь.
О том, что Чехов — великий драматург, думаю, упоминать не нужно :))
В-третьих, в произведениях Кристи очень много типического. Ей часто ставили это в вину. Мол, в каждом романе обязательно отставной полковник, служивший в Индии, старая дева, доктор, девица неопределенных занятий, молодой повеса, богатая наследница и т.п. Но в этом-то и соль! Персонаж — это всегда обобщение и типизация. Никому же не придет в голову ругать Гоголя, который вывел в «Мертвых душах» вереницу собирательных Маниловых, Собакевичей и Коробочек. Так почему ругают Кристи?!
Тип — это вневременной феномен. Он одинаково интересен современному читателю и будет интересен потомкам.
Чехов — то же самое. В советский период его объявили революционером и реалистом, который вскрывал прогнивший мир дворянских усадеб. Как бы не так! По моему глубочайшему убеждению, Чехов актуален, потому что психологичен. В его драмах бездна конфликтов, которые люди во все времена любили комментировать и разбирать по косточкам. Именно поэтому мы до сих пор обсуждаем Раневскую и Аркадину и выясняем, зачем Лопахину вишневый сад. А вовсе не потому, что на их примере мы наконец-то постигаем суть классовых противоречий, они нам сто лет не нужны.
Наконец, в-четвертых, это широкое, я бы даже сказала широчайшее использование иронии как выразительного средства. Агата Кристи очень иронична. О чеховской иронии написаны тома. Чехов, правда, с осторожностью применяет иронию в драме, зато в рассказах отрывается по полной. Кристи — аналогично, в драматических произведения иронии почти нет, зато в прозе — сколько угодно.
А вы задавались вопросом, отчего так популярна Агата Кристи?
|
</> |