Афины против Бенареса 3
orientproject — 19.11.2015 Афины против Бенареса. Все три парадигмы - Афины, Иерусалим и Бенарес - роднит исходное представление об искаженности мира и о наличии страдания в окружающей нас реальности, а так же подразумевается возможность как-либо преодолеть ситуацию искаженности и страдания. То есть костяк всех трех парадигм - исходное страдание и возможное освобождение.В иудео-христианском предании это грехопадение и изгнание из рая и спасение, в индийской и буддийской традиции – представление о майе и карме и освобождение, в афинской школе Платона – образ пещеры и заключенных в ней людей и возможность выйти из пещеры. Таким образом, все три парадигмы предлагают свои версии выхода человека из неблагоприятной ситуации искажения и страдания. Здесь вторичен вопрос о степени мифичности сюжета, поскольку сущностным представляется непосредственно текущая позиция человека как неудовлетворительная, влекущая за собой страдание и смерть, а по ту сторону человеческого бытия провозглашается нечто неподвластное страданию и смерти, в символическом Иерусалиме это Бог, в платоновских Афинах это благо, в мистическом Бенаресе это нирвана или мокша.
Несмотря на условную схожесть исходной позиции, которая объясняется объективным присутствием страдания и смерти в жизни человека, то есть в общечеловеческом бытии, далее три парадигмы расходятся по своим дорогам. Иерусалим возлагает надежды в спасении на Бога, который своей сверхъестественной силой решит проблемы страдания и смертности человека при условии соблюдения человеком завета – то есть договора с Богом. Афинская Академия уповает на высшее знание, которое подобно солнцу рассеет тьму пещеры невежества. Мистический Бенарес предлагает путь самоуглубления, путь медитации, пусть изменения сознания и состояния. Каждый из подходов с течением времени обрастал подробностями и интерпретациями, школами и деятелями, однако центральная идея каждого сохраняет силу до настоящего момента.
Каждая из парадигм несет в себе черты двух других в меньших пропорциях и выстраивает их в подчиненное центральной идее положение. Например, теология ставит себе на службу и философию, и мистицизм. В свою очередь мистицизм рассматривает философию и религию как свои инструменты. Академики Афин менее всего доверяет и теологии, и мистицизму, но так или иначе тоже вынуждены примириться с их наличием в своих собственных построениях.
Таким образом, три силы не отрицают друг друга, но колонизируют, ставят в подчиненное и ограниченное положение.
|
</> |