Адреналиновые истории. Особенности менеджмента по русски.
radmirkilmatov — 10.07.2020 Уроки грамотного менеджмента иногда встречаешь в необычных местах. У перуанского писателя Марио Варгаса Льоса есть замечательное пособие по управлению бизнесом — роман «Капитан Панталеон и Рота добрых услуг».Завязка: полвека назад армейские гарнизоны в Б-гом забытой глуши вытворяют черт-те что... Насилие, разврат, грабежи... хотя, для Латинской Америки, наверно, ничего особенного...
Устав от проблем из-за солдатни, ошалевшей от (пардон) «недотраха», руководство перуанской армии принимает решение: создать забалансовый мобильный бордель. Под армейской «крышей» это предприятие должно добираться до самых отдаленных гарнизонов и снимать на местах сексуальное напряжение. Разумеется, все неформально, не высвечиваясь, не задевая политику, церковь и общественные нравы...
Возглавить это «специфическое задание» поручают тихому штабисту и примерному семьянину.
У Варгаса Льосы особый почерк. Главный герой — новичок в подобных вопросах, и он «с нуля» проводит исследование «рынка», детально изучает спрос и предложение, выбирает пути реализации проекта, обосновывает затраты, кадровую политику, мотивацию персонала, бухгалтерию, PR и GR... Половину романа составляют письменные отчеты Капитана руководству. Практически готовый «бизнес-проект». Это смачная пародия на автобиографии известных бизнесменов, и гениальное пособие по менеджменту, написанное точно, емко, простым и понятным языком, на оригинальном (хотя и несколько необычном) примере... Бизнес строится с нуля, без капиталовложений, оказывается успешным и социально значимым. Спустя годы, понимаю, что эта книга честней, интересней и полезней, чем любая книга «бренсонов» и «грефов»...
Сюжет стар как мир - и прост как бублик. При этом, Льоса пишет так серьезно, что лучшие сатирики от Рабле до Жванецкого — курят в сторонке... Капитан Пантелеона выходит из сложнейших ситуаций практически с честью (если так можно говорить об этой «отрасли»).
За 200 страниц книги проходит год работы публичного дома. «Рота добрых услуг Капитана Пантелеона» оказывается не только наиболее эффективным подразделением перуанской экономики, но и пожалуй, самым боеспособным подразделением перуанской армии. По стране идут стихийные конкурсы за право служить в этой (пардон еще раз...) «роте». При этом, сам капитан отчаянно шифруется, и единственные, кто ничего не подозревают о происходящем — это жена и теща служаки....
Развязка заслуживает того, чтобы прочесть книгу. Как всегда у Льосы, содержание уйдет на второй план, мысли улетят за границы сюжета, и вместе с героями может измениться читатель.
Одной из основных «идей» книги оказывается та, что все, что бывает построено в Перу, понятно населению, экономически эффективно — должно быть или просто борделем или на грани борделя. Именно «бордель» - это наиболее адекватная национальная идея страны, суть ее культурного кода и самая эффективная бизнес-единица перуанской экономики. «Бордель» оказывается настоящей связью индивида - с окружающим миром, реальным символом страны и трагедией разумного человека.
Во-о-о-о-о-от....
переведу дух.
К чему такое вступление...
Мы сами не догадываемся, насколько мы похожи на «латиносов». Вокруг нас этот «дух борделя» присутствует, но мы называем его мир скромней — бардаком. Хотя разница между «бардаком» и «борделем» - обычно неуловима. И роман перуанца интересен еще тем, что через книгу есть забавная возможность посмотреть на себя — с неожиданного ракурса.
Все страны похожи, люди одинаковы, идиотизм не знает границ, хорошие книги — всегда немного про тебя — ...
и может оказаться так, что язык и образы новой книги описывают то, что происходит вокруг тебя — понятней и логичней, чем ты мог подумать...
Апрель 2003.
К чему все.... С иностранным МВА, новыми знаниями и свежими силами я тогда вернулся в Москву и снова пришел на порог банка, из которого ушел полтора года назад. Это был тот же офис, те же люди, но многое изменилось. Что произошло? Посмотреть мир и получить хорошее образование — это огромный опыт.
Хорошее образование всегда меняет человека.
Чтобы получать знания, нужно быть идеалистом. Новые знания входят в тебя, когда ты понимаешь, что именно так правильно. Нужно обязательно верить в то, чему учишься. Без этого, тем более, на чужом языке, что-то новое усвоить — почти невозможно. Только зубрить.... Нормальный человек, когда уходит из студенчества во взрослую жизнь, быстро становится циником — и после этого научить его чему-то становится практически невозможно.
Поступив после 30 лет в университет, я (в некотором роде) «сломал себя». Вернувшись домой - я оказался идеалистом, инфантильным и потерявшим связи с действительностью.
Это оказалось на грани «проф-непригодности».
И где-то даже хуже.
В любой работе есть две крайности.
Существуют два разных способа работать:
знанием профессиональных деталей —
или на эмоциональных связях. То есть:
1) Можно смотреть на работу, как на «Дело», где требуется образование, мозги, нацеленность на результат, координация с чужой работой, умение обосновывать и принимать рискованные решения… тут эмоции мешают.
2) Есть другой способ работы: именно через эмоции, управляя коммуникациями, на харизме, актерстве и понимании чужих эмоций. Грубо говоря — мутить «воздух» вокруг, и заниматься перераспределением того, что создается другими, или произойдет само-собой.
Хороший менеджмент обязательно должен подразумевать и то — и другое. В конечном счете, продажа своего труда – это «торговля воздухом». И строго говоря, Менеджмент — это наука о том, как правильно «своим воздухом» торговать. Хотя внутри любой работы есть то, что отличает работу от интриг. Это то, что требует знаний, опыта, риска и расчета. То, что приносит доход и прибыль. То, чему хочется подражать и учиться.
А если этого нет…
тогда остается только цинизм:
некуда равняться, незачем идти...
Привезенный из дальних стран опыт стал иначе рисовать мир вокруг. И то, как я стал видеть себя и свою работу – буквально сводило с ума. Неожиданно я «прозрел», что мой Шеф был просто харизматичным балаболом, который никакими серьезными профессиями не владел, кроме умения воодушевлять. На приватизации он удачно обманул несколько пацанов и «узвездился» в своей исключительности. И то, что строит вокруг себя, было не бизнес и даже не «бардак»... а самая настоящая порнография...
Я гнал от себя эти мысли, но все равно видел вокруг себя — все больше тех, кто только «продавался», толкал воздух, работал на эмоциях, на создании впечатления, не делая помимо «само-продажи» вообще ничего. Бизнес все больше вбирал в себя людей, подобных его «хозяину». А те, кто были до того, поневоле принимали условия этой игры, и начинали все больше походить на «шефа».
Понятно почему: каждый человек стремится к тому, чтобы его окружали похожие на него люди. Понятные и прогнозируемые типажи — дают максимальный внутренний комфорт. Да и с другой стороны, когда люди работают рядом с начальником, они подсознательно заимствуют у начальника (ака-«идеала») все без разбора.
ну кажется - и что из того?
я благоразумно помалкивал.
Но через полгода стало еще хуже...
мои оценки вышли за пределы офиса. Москва и страна вокруг открывались, как один «большой бордель». Казалось, что делом не занимался никто, все изображали - бизнес, управление, "новости", промышленность.... По такой модели работали президент, правительство, чиновники, депутаты, СМИ, банкиры — именно так работала вся долбанутая элита моей страны. Все улыбались, красиво врали, хорошо смотрелись, были эмоционально совершенны...
Банк, где я работал, соответствовал борделю почти идеально. Человеку со стороны, наверно, сложно поверить, что любой проходимец может работать в банке, не зная о нем практически ничего. Однако эмоциональные связи — это простой и универсальный инструмент. Любого человека можно вывести на позитивные эмоции, «окрутить» и «развести».
И большинство менеджеров банка, казалось, занимались только тем, что применяли методы банального обольщения, апеллируя к симпатии одного — единственного зрителя, который в окружении лизоблюдов — деградировал с космической скоростью.
Существует большое число методов обольщения, их называют НЛП, рапОрт, приемами разведчиков при вербовке, умением «зеркалить», «карнегизмами», там же находится многозначительное молчание, приемы глаза-в-глаза, ссылки на «авторитеты» и звания, родственники и связи.
В конце-концов, если душевная близость не получается, отношения заводят в интим. И там уже не оказывается даже символической разницы между «бардаком» и «борделем».
Методов — много... Но в профессии есть ограничения. Видеть и понимать «это» умный человек обязан, чтобы не попадаться на «химию». Но как приличный человек, он не должен туда опускаться. Словом, есть «то», чему напрямую не учат. Но это тоже профессия — даже если начинается нечто другое: театр, «шапито», иногда бордель…
Без подобного не может обойтись ни один бизнес. Но правилами и университетами эта система не описывается. Просто когда система построена и налажена, иногда важней «делать вид»… к примеру, что ты президент, что ты премьер-министр, что ты директор или менеджер. Если система работает, то даже «политрук» или клоун могут быть наилучшими вариантами. Клоун умеет продавать себя на публику лучше, чем любой работяга. Конечно, работать клоун не может, потому что не знает — как. И если работает, то начинает с того, что собирает вокруг себя других «клоунов».
А что происходит, когда в системе остаются одни «клоуны»?…
Говорят, что самый ценный ресурс – это люди.
Конечно, это ерунда…
самый ценный ресурс – это мозги. Но эту разницу (между, грубо говоря, задницами и мозгами) чекисты, «политруки» и клоуны – не понимают совсем. По другому обучены.
Грамотно управлять — это наука и искусство.
Нужно правильно сформулировать цели.
Грамотно подобрать ресурсы.
Создать и сплотить Команду.
Найти оптимальный способ реализации, направить ресурсы в нужном направлении, обеспечить работу, контроль, продажи... Объединить людей — общей задачей и мотивацией.
Но если вокруг «постмодерн», и важна не суть , а внешнее впечатление — все это не имеет никакого значения. Важно только то, что придет в голову единственному зрителю.
Долбанное западное образование отключило меня от привычного социума, испортило «настройки», поломало «карту местности», сделало меня практически проф-непригодным. Хотя... когда работа воспринимается с интересом, как этакий сборник сложных задач, можно долго не обращать внимания на то, что происходит вокруг…
Став банкиром, но не будучи банкиром по призванию, я наивно смотрел на банк логикой инженера, понимал его, как машину, до винтика – полностью, хотя и по своему. И как инженер искренне переживал за работу «механизма».
Два разных подхода к менеджменту — не должны «забивать» друг друга. А я придавал слишком большое значение своим новым знаниям. И претенциозно умничал — там, где нужна была самоирония.
Банк, в котором я работал — тогда уже загибался. Его владелец старался, но все равно ничего не понимал в банках, менеджменте и финансах. Прошлые успехи в приватизации дали ему самоуверенность, цинизм убил человеческое, лень и жизненный опыт убедили, что любые действия - только увеличивает степень несовершенства мира. Актерство — легло в основу «управления». Банк вначале стал «театром», а потом - перешел в стадию «секты». Но избыток бабла, недостаток ума и окружение лизоблюдов — всегда действуют одинаково. Если человек дал слабину, построил вокруг себя дурдом, и оградился от мира забором — никакие деньги уже не спасут.
Мой отец однажды сказал мне, что я не смогу быть директором. Слишком мягкий. Быть директором — означает быть (извините) гондоном. Быть суровым и жестким. Наверно, так оно и есть. Но быть руководителем означает еще и быть умным. Не просто создавать такое впечатление, но еще и знать, что ты делаешь, почему, видеть выбор из нескольких возможных путей, и объяснять — почему так, а не иначе.
Продуктивность небольших групп часто оказывается выше корпораций — именно потому, что там люди работают более осмысленно. И управление происходит более осознанно. Когда человек знает, что он делает, он все делает больше и лучше. Жесткость начальника обычно сковывает любые возражения и дискуссии. Баланса между мозгами и жесткостью — нет.
Если у компании большие цели — такие люди нужны. Если у компании цели меняются, и новые цели (извините) пи@еть и пи@ить — такие люди мешают работать.
На любое дело бывает полезно посмотреть «с разных сторон». Например, как технарь или гуманитарий. Технари думают обо людях, как о механизмах, а гуманитарии – о машинах, как о людях. Одни лучше думают картинками, другие — текстами и эмоциями. Друг друга эти крайности понимают так же плохо, как мужчины и женщины. Но они дополняют друг друга. Умение думать «и так- и так», позволяет видеть больше. И понимать намного больше.
Но это уже фантастика.
Потому что это уже давно не о нашей стране.
Когда человек начинает видеть вокруг себя один негатив — он перестает быть нормальным. Уходил я из банка несколько раз. Потом возвращался. Там была моя жизнь, моя работа, профессия, самореализация и круг общения — и все это «держало» меня на поводке.
Но если ты входишь в резонанс с окружающим миром – надо или менять окружение - или меняться самому. Вы никогда не замечали, что банальный «запой» иногда имеет высокий благородный смысл, потому что является протестной реакцией — например, на бордель вокруг?
Для того, чтобы быть менеджером, директором, работать в финансах и в банке — часто требуется просто (извините) «быть говном». Говоря мягче - «соответствовать определенным жестким установкам». Это дано не каждому. Есть большие профессиональные области, где «грязь» составляет их обязательную часть, и где мозги не нужны совсем. Если профессиональная деформация личности — означает превращение в подобный продукт (и ты это четко понимаешь), надо думать, подходит ли тебе такая профессия...
Короче, свой протест я начал, уйдя в запой, примерно на полгода....
И хорошо, что я это обнаружил первым...
Собрал вещи и уехал — туда, где алкоголя почти не было — к арабам. Если человек немного (простите) долбое@, то он должен себя сильно ограничивать и сдерживать. Не надо давать себе искушений. «Природный долбое@изм» - и так найдет себе выход. А избыток такой «дури» - это уже эклектика, дурной вкус и просто опасно.
Возможно, что есть целые отрасли и профессии, куда нормальному человеку - если и приходится «соваться», но делать это надо с осторожностью. Соблюдать «гигиену», не забывать «очищаться», скидывая маску за пределами работы. Если этого не делать — то организм, психическое здоровье, подсознание сделают этот выбор за тебя. Тогда будет хуже.
Как ни странно, нормальные системы управления - остались. В провинции, в замкнутых системах, где люди знают друг-друга за пределами работы. Где иначе понимают, что означает "работать локоть к локтю".
Существует две странных китайских поговорки "три вместе" и "четыре вместе". Что люди должны не только вместе работать, но и рядом отдыхать, есть, воспитывать детей и жить. Тогда создаются "горизонтальные связи", которые подразумевают совместную положительную мотивацию. На общее дело. Чувство, практически забытое в столицах. Увы...
|
</> |