Адам и Ева: как разрушился рай

Вокруг ползает взволнованный змей.
- Ева! Ева! Отнеси яблоко Адаму!
Невозмутимая Ева продолжает жевать яблоко.
- Ева! Ну отнеси мужу яблоко! Ну хоть кусочек!
Ева, как не слышит, догрызает яблоко.
- Ева! Ну хоть чуточку дай Адаму попробовать!
Ева щелчком отправляет огрызок в кусты и уходи.
Змей, глядя ей вслед:
- Блин! Вся Библия нафиг.
Меня тут попросили написать о первородном грехе светским языком. Учитывая, что последнее время я очень много думаю про Адама и Еву, как первую семью, об смысле их союза и о том, что с ними случилось, с удовольствием решила поразмышлять на заданную тему. Не претендую ни на какую оригинальность, уж про первородный грех сказано столько, сколько мне ни в жизнь не прочесть, поэтому буду просто от всей души изобретать велосипед, тем более, что сказать-то мне есть что - просто повода не было.
Вообще, сегодня из-за этого первородного греха я невыспавшаяся. Нет, не в том смысле, о котором вы могли подумать. Ибо почти до утра валялась, глаз не смыкая, рядом с мирно спящим мужем и думала, думала, думала... Сдается мне, первородный грех - это не единое, а многосоставное понятие. Но чего в нем нет точно - это популярной мысли, будто бы согрешили и пали Адам и Ева, когда начали заниматься любовью, чего якобы не было в божественном замысле. Я убеждена, что секс в том виде, в каком он был задуман Богом - это самое настоящее таинство, но про это я напишу отдельно, раскрывая тему христианской семьи и смысла супружеского секса (это анонс, есличо). Грех же, в который впали Адам и Ева - это потеря любви к Богу и друг к другу, утрата целостности и целомудрия в семье, сотворение распада и разлада во всех имеющихся на тот момент отношениях (друг с другом и с Богом). А вот каким образом это произошло - интересно поглядеть.
Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. Я неоднократно слышала недоумения: откуда бы в Эдеме, раю, Божьем саду, взялся такой хитрый и коварный змей. Вчера мне в голову пришел простой ответ - не знаю, был ли он уже где-то озвучен. Слушайте, а вам не кажется, что искушение Евы - это история, весьма созвучная книге Иова? Спор Бога с сатаной (точнее, сатаны с Богом, ибо Господь не очень-то спорит) насчет любви человека к Богу (даром ли богобоязнен Иов? способны ли люди не нарушить Твой запрет?) в самом разгаре. Мы не знаем точно, чего дьяволу так вмажилось доказать Создателю, что человеки гроша ломаного не стоят, но история с Евой - это первый шаг, черные начинают и... выигрывают.
Дальше будет книга Иова, где сатана проиграет, будет искушение Христа, где он проиграет тем паче, будет антихристово правление, где он как будто бы окончательно выиграет и поставит Господу мат... но тут выяснится, что увлекательную партию в шахматы дьявол разыгрывал сам с собой, поскольку Спаситель не играл с ним. Вот такое вот нарушение правил выйдет: дьяволу засчитается техническое поражение, поскольку его противник играть не явится. Но пока все только начинается, и даже книга Иова еще только впереди.
В таком случае, нет никаких проблем понять, почему змей тусуется где-то на глазах прародителей, в раю. В конце концов, по книге Иова мы видим, что сатана совершенно спокойно приходит к Богу в числе прочих, непадших ангелов. A propos, мне кажется, что понятие "падший ангел" понимается несколько в лоб, что сильно мешает восприятию. Когда мы говорим "падшая женщина", мы не имеем в виду во всех отношениях благопристойную даму, неудачно приземлившуюся на пятую точку. Точно так же, когда мы говорим про падшего ангела, спавшего с небес, как молния, не надо думать, что он реально грохнулся на землю и долбанулся головой так, что на всю вечность хватит.
Блудницы совершенно спокойно ходят по земле, и держатся на ногах не хуже порядочных женщин. Так и падший ангел может приходить к Богу. Господь к этому явно не видит никаких препятствий, и вообще, как известно, Он позволяет солнцу всходить над праведными и грешными. Но есть нюанс: если Адам и Ева находятся в Эдеме, в раю (= в постоянном и радостном богообщении), то сатана этого лишен, и для него тот же рай - не рай. Ему и рядом с Богом не здорово, потому что колет и колет сознание собственной попранной "правоты". Вот такой парадокс.
А вот дальше Ева начинает разрушать рай, в смысле целостного и целомудренного общения супругов и Бога.
И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть.
Вот. Вот она - точка невозврата. Не знаю, почему, но Ева совершает самый первый и самый гибельный, наверное, промах. Она начинает говорить о Боге в третьем лице - Он. Это первое разрушение постоянного богообщения, постоянного хождения перед Богом. Это, в общем-то, первая и, может быть, основная заявка на отказ от рая, от постоянного бытия рядом с Господом.
Ева не призывает Бога в диалог - свидетелем и помощником. Это очень важно! Как и раньше сатана, Ева думает, что она самая умная и может быть святее папы римского. Сатана, как мне кажется, тоже пал не по злому умыслу, а исключительно потому, что решил стать праведнее Создателя и доказать Ему, что люди - твари, недостойные Его любви (в отличие, конечно, от самого дьявола). Неверно понятая любовь, помноженная на космических размеров эгоизм и желание "справедливости" - вот и получилось, что дьявол отпал от Бога вроде бы из самых лучших побуждений - не допустить Создателя якшаться с недостойными тварями, а потом всю дорогу активно Ему доказывал, что люди - плохие, плохие, плохие, никак не желая понять, что Божьей любви, в целом, пофигу, хорошие люди или не очень. Божьей любви и на сатану бы хватило, если бы он перестал устраивать состязания с человечеством.
Но Ева мало того, что оставляет Бога за скобками - она еще и фантазирует на тему запрета, то есть, мало того, что говорит про Бога "Он", так еще и возводит на Него напраслину. Был запрет на поедание "плода познания", но вот трогать его никто не запрещал. В общем, логично - как только заканчивается прямое богообщение, начинается ужесточение запретов, потому что их нужно чем-то поддерживать - не пряником, так кнутом. Когда не хватает любви, начинаются запреты, причем, нафантазированные. И уже не просто "не ешьте", но и "не трогайте", вскоре было бы - "и не подходите" а там недалеко и до обнесения дерева забором с колючей проволокой и созданием вокруг "зоны отчужденности".
Змей радостно ломится в приветливо открытую Евой дверь в обороне. Не, не умрете, но будете как боги, познаете добро и зло, все будет зашибись. А коварный демиург просто от вас это скрывает. Ева, только что солгавшая про Бога и решительно вычеркнувшая Его из диалога, уже не может с чистой совестью призвать Его обратно. Собственно, она уже пала и рай для нее уже разрушен (только она этого еще не понимает). Ева впустила в себя пустоту "я сама" вместо Бога и ложь вместо правды, поэтому то, что происходит потом - всего лишь логичное и неизбежное продолжение. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела.
А дальше - прелестное и дала также мужу своему, и он ел. Вот такой Адам у нас безгласный подкаблучник получается. Вообще, здесь тоже дико много смысла - почему змей приполз к Еве, а не к Адаму. Змей разрушает иерархию малой Церковь, ту, про которую через много-много лет напишет Павел, но которая однозначно была и в Эдеме.
22. Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу,
23. потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела.
24. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем.
25. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее,
26. чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова;
27. чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна.
28. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя.
29. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь,
30. потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его.
(Послание к Ефесянам 5:22-30)
Немного еще отвлекусь в сторону христианской семьи и семьи Адама с Евой. Сдается мне, что Адам был для Евы (как и Христос - для Церкви) не только мужем, но и отцом - фактически, по плоти, ведь она сотворена из его ребра. Именно поэтому нормально и естественно для мужчины относиться к своей женщине как к ребенку - не в презрительном, а в заботливом смысле. Адам для Евы господин во всех смыслах этого слова, Ева ходит под двумя "крышами" - мужа и Господа, и пусть прикусят язык феминистки о женском неравноправии - под этой "крышей", под этими крылышками, мужниным и Божьим, очень уютно, безопасно и хорошо (опять же, это анонс, про христианскую семью я напишу отдельно).
Змей же делает так, что Ева начинает учить свою ближайшую "крышу" - Адама - уму-разуму, а тот идет у нее на поводу. Судя по всему, Адам тоже уже не чувствует прямого богообщения, иначе он не дал бы жене поставить все с ног на голову. Но грех Адама не только (и, может быть, не столько) в том, что он ест пресловутое яблоко из Евиных рук. Адам доламывает остатки единства мужа и жены, и единства с Богом и свидетельствует об этом перед Создателем. Но прежде - о наконец-то познанном "зле".
И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания. Стеснялись они, разумеется, друг друга - внезапно осознали, что они не "едина плоть", а два разных человека. Прямо на глазах видно, как крошится в руках прародителей рай.
8. И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая.
9. И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: где ты?
10. Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся.
11. И сказал: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?
12. Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел.
Адам одной-единственной фразой разрушает рай, отрекаясь и от Бога, и от собственной жены, которую он, согласно словам Павла, должен был спасать, предаваясь за нее, и очищая ее словом, и всячески отмазывая перед Богом. Здесь - распадается целомудрие семьи, их бесконечное единство, в нашем мире достигаемое только через супружескую постель (и то крайне редко, все-таки подлинно христианский брак - высочайшая высота), а для Адама и Евы бывшее нормой существования и взаимопонимания во всем, абсолютно во всем.
Кончился рай с Богом, как постоянное богообщение и пребывание в радости и любви с Ним, но кончилось и взаимное доверие Адамы и Евы друг к другу, и взаимная поддержка, в общем, семья в настоящем, божественном смысле этого слова. Кончилось то, о чем писал Павел в послании к Ефесянам. Их и изгонять-то уже никуда не надо, рая уже нет, даже и останься они жить в Эдемском саду. И каждый из них теперь полон пустотой, извините за оксюморон - отвержения Бога и отвержения друг друга.
Недаром одно из последствий грехопадения - перекос в семье. "И к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою". А что, типа раньше не господствовал? Таки да, но это было (точнее, должно было быть) господство господина, готового отдать даже саму жизнь за "подчиненную", господство-служение, а теперь, видимо - использование "влечения", манипуляция, проявление силы перед женской слабостью. Еще раз скажу: женщине естественно видеть в мужчине защитника и отца, но разлом все исказил - теперь защитник становится тираном, а отец - деспотом. Безусловно, и в нашем падшем мире бывают семьи, где все так, как надо, но для этого сейчас приходится прикладывать кучу усилий, а вот до падения это было естественно - как дышать.
И вот в этой пустоте и разладе они соединяются и плодят детей. Естественно, что дети будут смертны, как смертны и родители, не получающие отныне вечной жизни от постоянного соединения с Богом и друг с другом. Эту партию дьявол выиграл. У самого себя, но все-таки. Впрочем, как и все остальные его победы, ему это ничего не дало - потому что результата, которого он хочет добиться ("да, Я признаю, Я зря создал людей, гори они огнем, и ты заслуживаешь Моей любви гораздо больше") - он никогда не получит.
Ну вот как-то примерно так, прошу прощения за все изобретенные велосипеды и недосказанности.
|
</> |